Глоссарий

Словарь психологических терминов, применяющимися в области психологии, их расшифровка и значение.

С

Самоактуализация — стремление индивида раскрыть и развить свои таланты и способности, процесс самосовершенствования. Понятие самоактуализации сформулировано в гуманистической психологии, в современных направлениях психологии часто рассматривается как главная мотивация для развития личности.

Самовнушение — воздействие индивида на собственное сознание путем внушения самому себе мировоззрений и установок, помогающих улучшить самочувствие.

Самообладание — умение человека оставаться спокойным и поступать обдуманно в любых возникших сложных ситуациях.

Самоопределение личности — осмысление личностью собственных целей и средств их достижения. Определение индивидом своего места в обществе при сложившихся обстоятельствах.

Самоосознание — осознание индивидом сути своей личности, своих качеств, места в обществе.

05-12-2024
#детская психология
Статья создана при участии преподавателя
Пряник Алёны Валерьевны

Самооценка — уровень собственной значимости, определяемый человеком самостоятельно.

Саморегуляция — умение человека сохранять собственную психологическую и физиологическую стабильность, корректировать деятельность в зависимости от обстоятельств.

Сангвиник — тип темперамента, для которого характерны высокая психическая активность, быстрая реакция, энергичность и высокая работоспособность.

Свойства нервной системы человека — совокупность особенностей нервной системы человека,  обеспечивающая регуляцию деятельности всех систем организма и влияющая на психологические особенности.

Сензитивный период развития — возрастные сроки в ходе развития ребенка, при которых складываются самые благоприятные условия для формирования каких-либо навыков, свойств, видов поведения. Например, сензитивный период развития речи приходится на возраст 1,5–3 лет.

04-12-2024
#психология травмы #детская психология
Статья создана при участии преподавателя
Пряник Алёны Валерьевны

Сенсибилизация — прогрессирующее усиление реакции органов чувств, обусловленное влиянием раздражителей. Ярче проявляется, когда раздражители воздействуют одновременно на разные органы: например, когда раздражены органы слуха, зрение становится острее.

Сила нервной системы — сочетание свойств нервной системы, обеспечивающее способность выдерживать устойчивые длительные нагрузки.

Символ — образ, который наделен сходством с другим явлением или объектом.

Симпатия — эмоция, выражающая особое отношение, высокий интерес к определенному человеку.

Синестезия — психологический феномен, заключающийся в способности раздражителя вызывать непроизвольный отклик не только в сенсорной системе, для которой этот раздражитель предназначен, но и в другой сенсорной системе. Например, при синестезии у человека во время прослушивания музыки могут возникать зрительные ощущения.

Склонность — внутренне мотивированная предрасположенность индивида к какой-либо деятельности.

Словесно-логическое мышление — вид мышления, присущий только человеку, выраженный в способности проводить логические операции с понятиями, сформулированными на основе языковых средств.

Смысл личностный — основополагающий компонент сознания, выраженный в наделении конкретным человеком значений, событий, объектов, слов и фактов особым смыслом исходя из его личного жизненного опыта.

Совесть — понятие, характерное для высокого уровня психологического развития. Означает суждение человеком своих и чужих поступков с точки зрения норм нравственности, сожаление в случае нарушения нравственных норм.

Совместимость — длительное позитивное взаимодействие двух и более индивидов: успешное решение совместных задач, не приводящее к неразрешимым противоречиям.

Сознание — сложный психологический механизм, заключающийся в представлении человека о действительности в виде образов и понятий.

Сопереживание — особая форма эмпатии, способность человека переживать те же эмоции и чувства, которые испытывает другой человек.

Соперничество — борьба за достижение превосходства в конкурентных отношениях между отдельными людьми и группами людей.

Сосредоточенность — направленность восприятия человека на определенный объект.

Сотрудничество — процесс позитивной совместной деятельности двух и более людей с оказанием взаимной помощи и поддержки.

Сохранение — один из основных процессов памяти человека, выраженный в способности удерживать полученную информацию.

Социально-психологический тренинг — практика психологического воздействия, построенная на методах групповой работы и предназначенная для улучшения коммуникативной деятельности людей.

Социальные ожидания — требования, предъявляемые к человеку в соответствии с его социальной ролью в обществе.

Социальный стереотип — устойчивые, упрощенные и зачастую ошибочные представления человека в отношении других людей и явлений, основанные на предшествующем ограниченном опыте взаимодействия с похожими людьми и явлениями.

Социометрия — совокупность методик, направленная на исследование отношений в группе. Результаты социометрического исследования представляются в виде социограмм, таблиц, специальных индексов.

Сплоченность малой группы — показатель устойчивого единства участников малой группы.

Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся условиями приобретения определенных навыков, знаний, умений.

Статус — социальное положение, занимаемое человеком или группой в обществе, определяющее степень авторитета человека или группы в глазах остальных членов общества.

Стиль лидерства — совокупность средств социального влияния, которые использует лидер по отношению к ведомым, чтобы нужным образом воздействовать на ведомых.

Стремление — действия, направленные на достижение определенного результата.

Стресс — адаптационные реакции организма, связанные с невозможностью разумно и спокойно действовать при сложившихся обстоятельствах.

Субъективный — присущий человеку как субъекту. Отражающий его личные чувства, оценки.

Схема мышления — схема, описывающая логику поведения человека, которую человек привычно использует при восприятии новой информации.

Что советуют эксперты Института?
05-12-2024
#детская психология
Статья создана при участии преподавателя
Пряник Алёны Валерьевны
04-12-2024
#психология травмы #детская психология
Статья создана при участии преподавателя
Пряник Алёны Валерьевны
Остались вопросы?
Задайте специалисту!
Отвечаем с пн.-вс. c 08:30 до 20:30 по Москве
1

Устинова Ксения Игоревна

Старший специалист

3

Колтина Екатерина Александровна

Специалист

2

Фролова Екатерина Сергеевна

Специалист

Записаться или задать вопрос
Нажимая на кнопку, Вы даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политикe