Арт-терапия — это психотерапевтический подход, который помогает через творчество быстро и безопасно заглянуть в бессознательное клиента. Сессия состоит из разговора, творчества, создания арт-объекта и его обсуждения.
Есть классические и инновационные виды и направления арт-терапии в психологии. В статье мы разберем традиционные: рисование, драматерапию, куклотерапию и другие. Узнаем, когда эффективна арт-терапия, и приведем примеры упражнений из разных направлений.
Читайте в статье:
Арт-терапия для детей и взрослых (изотерапия)
Арт-терапия в широком понимании — это исцеление искусством, где разные виды творчества используются для коррекции психоэмоционального состояния человека. В узком понимании арт-терапия — это рисование.
Разберем для примера несколько упражнений из арт-терапии для взрослых и детей.
Примеры упражнений для детей
«Чего я боюсь». Ребенок в свободной форме рисует свой страх. Затем психолог или родитель предлагает ему раскрасить и дополнить рисунок так, чтобы тот начал нравиться ребенку. Упражнение помогает уменьшить проявления тревоги и страха.
«По сырому». Ребенок рисует красками, добавляя в еще не высохшие фрагменты дополнительные оттенки. Размазывать их лучше широкой кистью или ватным тампоном. В такой технике особенно приятно рисовать закаты и рассветы, но тема рисунка может быть любой. Здесь важен сам стиль рисования, при помощи которого можно снять эмоциональное напряжение.
В арт-терапии для детей и упражнениях из нее скрыт огромный развивающий потенциал. Например, эта техника развивает воображение и мелкую моторику рук.
«Каракули». Ребенок рисует хаотичные непрерывные линии, а затем находит в них образ. С помощью этого упражнения можно выявить внутриличностные конфликты ребенка или помочь ему проработать неприятные чувства.
Примеры упражнений для взрослых
«Моя жизнь как…». Эта форма изотерапии и упражнение подходит для ситуаций, когда нужно разобраться в себе. Можно рисовать красками, карандашами, гуашью или другими материалами на листах любого формата.
Создайте серию рисунков «Моя жизнь как…»:
- дорога,
- река,
- гора,
- еда,
- огонь,
- игра.
Взгляните на рисунки. Что вы чувствуете? Как эти чувства откликаются вам на уровне мыслей и тела? Как получившиеся изображения могут быть связаны с вашей жизненной ситуацией? Может быть, вы хотите что-то дорисовать или иначе трансформировать рисунок? Про что это для вас, если перенести образы на жизнь?
«Каракули Д. Винникота». Техника из арт-терапии как пример упражнения для пар. Партнеры рисуют каракули, а потом обмениваются листами. И каждый дополняет до цельного образа рисунок другого, при этом отражает в нем свои чувства или актуальное состояние. Затем партнеры обмениваются ассоциациями к рисункам. Упражнение помогает сблизиться, выйти из конфликта, лучше понять друг друга.
Музыкотерапия
Исследования доказали, что музыка влияет на мозг частотой звука и частотой смены ритма. Она вызывает два типа эмоций: распознаваемые и испытываемые. Это значит, что когда человек слушает агрессивную музыку, он распознает передаваемую эмоцию (распознаваемые эмоции). Но не всегда сам будет ее испытывать (испытываемые эмоции).
Также музыка влияет на биологические процессы в организме человека. Спокойная — замедляет пульс, выравнивает дыхание, стабилизирует давление, а дребезжащая и визгливая, наоборот, повышает тревожность и вызывает панику. Например, существует научно доказанный «эффект Моцарта» — музыка известного композитора благотворно влияет на мозг и физическое самочувствие человека.
Сеанс музыкотерапии может проходить следующим образом:
- клиент слушает композицию — рецептивная музыкотерапия;
- играет на музыкальном инструменте — активная форма музыкотерапии;
- выполняет во время звучания мелодии специальные упражнения.
Например, детям с ограниченными возможностями предлагают музыкотерапию и упражнение «Волны»: под особую музыку нужно представить себя океаном и выполнять движения, похожие на волны. Это упражнение успокаивает нервную систему, развивает воображение, активизирует работу мозга. В конце упражнения его результаты обсуждаются с арт-терапевтом.
Танцевально-двигательная терапия
Это самостоятельный метод, который часто используют в арт-терапии с 40-х годов XX века. Он помогает через тело выпустить подавленные эмоции и переживания, избавиться от психоэмоционального и физического напряжения, восстановить внутреннюю гармонию.
Согласно исследованию Северного государственного медицинского университета, танцевально-двигательная терапия эффективна при поведенческих и психических расстройствах. Помогает справиться с эмоциональной неустойчивостью, депрессией, заниженной самооценкой. Способствует социализации и развивает эмпатию, помогает обрести внутреннюю и внешнюю гармонию.
Чтобы лучше понять суть танцевально-двигательной терапии, разберем упражнение «Танец 5 движений». Оно избавляет от мышечных зажимов и учит выражать эмоции через тело. Подберите музыку: шум воды, звуки лесной чащи и спокойную мелодию. Соответственно им изобразите по порядку:
- течение воды (вы — вода);
- переход через чащу и покой (стойте неподвижно и «вслушивайтесь» в свое тело).
После выполнения упражнения можно проанализировать: какие действия дались проще, а какие сложнее. Как вы думаете, почему? Какое действие понравилось больше и почему?
Куклотерапия
Куклотерапия — это оказание психологической поддержки с помощью кукол: пальчиковых, варежковых, марионеток и других.
Основа работы с куклами — проекция. Человек может перенести на куклу свои переживания, чувства. Или рассказать о себе через нее, например: «Когда кукла Маша сердится, то …». Так клиент дистанцируется, ему становится проще говорить на волнующую тему. Куклотерапия особенно эффективна при работе с запросами, касающимися внешности и принятия себя.
Для лучшего знакомства с куклотерапией разберем упражнение «Кукла, похожая на меня». Игра помогает выявить и устранить внутриличностный конфликт, познакомиться со своими Я, принять себя и восстановить целостность Я.
Для выполнения упражнения нужно выбрать из предложенных или создать куклу, которая по мнению клиента похожа на него. А дальше можно проанализировать: почему она, чем похожа. Можно выбрать несколько кукол, например, одну наделить качествами, которые человек любит в себе, а другую — теми, которые ему не нравятся. Вспомнить, в каких ситуациях проявляются те и другие качества. Подумать, можно ли их как-то объединить. И на практике подружить кукол, тем самым подружив части своего Я.
Драматерапия
Иногда этот метод называют театротерапия. Его используют при групповой терапевтической работе со взрослыми и детьми. Разыгрываться могут и жизненные ситуации, например, конфликт с ребенком, мужем или начальником. И сложные экзистенциальные вопросы, например, «Для чего я живу?» Примеряя на себя разные роли, клиент может осознать и выразить подавленные чувства и эмоции, по-другому посмотреть на болезненные события, изменить поведенческие стратегии.
«Живая скульптура», известное в драматерапии и арт-терапии упражнение, когда участникам предлагается изобразить статую. Поза и мимика скульптуры должны отражать внутреннее состояние человека. Упражнение применяется при работе с ПТСР, межличностными и внутриличностными проблемами, кризисными ситуациями, соматическими заболеваниями, пограничными расстройствами. Доказана эффективность драматерапии как самостоятельного метода реабилитации людей с зависимостями (игровая, наркотическая, алкогольная).
Игровая терапия
Игровая терапия — это метод, который помогает справиться с переживаниями, выйти из кризиса, избавиться от страха. Игровая терапия эффективна в профилактической, коррекционной и реабилитационной работе, также подходит для развивающих занятий с детьми.
Познакомимся с игровой терапией через упражнение «Волшебные очки» (больше подходит для групп или пар). Можно взять любые солнцезащитные очки и предложить представить, что они волшебные. Тот, кто их надевает, видит в людях только хорошее. Затем можно предложить каждому участнику надеть их и взглянуть на остальных игроков. Возможно, в очках он увидит то, что раньше ускользало. Упражнение можно использовать при решении конфликтов, помогая детям с социализацией, при сплочении нового коллектива.
Игра — «язык» детей, поэтому игровую терапию чаще используют при работе с ними.
Фототерапия
Фототерапия — это процесс создания, трансформации и исследования фотографий. Направление зародилось в США в 1970 году..
Варианты применения фототерапии (основы для упражнений):
- Человек смотрит на фото и обсуждает с психологом свой эмоциональный отклик.
- Клиент смотрит на фото и по ним создает историю. Она может быть выдуманной или с элементами личных воспоминаний.
- Клиент дорисовывает элементы на готовом фото и исследует, почему у него появилось желание нарисовать именно их.
- Человек сам создает серию снимков, коллаж или одну фотографию.
Например, клиент может воспроизвести значимый для себя день, перепрожить его и создать по нему фоторепортаж. И вместе с этим отреагировать эмоции, которые в тот день оказались запертыми внутри. Например, можно воспроизвести развод, если он оказался для человека болезненным и остался непрожитым.
Песочная терапия
Это работа с песком на специальном столе или в специально организованной песочнице. Метод подходит для всех возрастов, но особенно эффективен при работе с детьми.
Метод активно применяется в терапии травмирующих переживаний довербального периода — когда ребенок еще не говорит. Исследования доказали, что в этот период весь психотравмирующий опыт обрабатывается не корой головного мозга, а более ранними его структурами. Хранятся такие воспоминания в имплицитной (бессознательной) памяти не в виде слов, а в виде абстрактных образов. Поэтому и работают с этой информацией невербальным символическим методом.
Пример упражнения и работы по песочной терапии:
- Клиент выставляет фигурки в специальной терапевтической песочнице. Они изображают разные аспекты жизни — людей, животных, природные и фантастические объекты и т. д.
- Клиент выстраивает ситуацию, которая его беспокоит, проигрывает модели ее решения, выбирает фигурки людей или животных для обозначения себя и близких.
- Клиент рассказывает, почему он выбрал для себя, например, тигра, а для своей мамы — фигурку змеи.
В работе с детьми песочную терапию совмещают с рисованием песком. Этот метод развивает мелкую моторику и помогает ребенку, особенно с проблемами в речи, выразить эмоции и чувства.
Арт-терапия — переводится как «исцеление искусством». Психолог А. И. Копытин в исследовании отмечает, что она эффективна при неврозах, зависимостях, шизофрении и других расстройствах: органических, личности и поведения. В консультировании арт-терапия подходит для проработки любых запросов. Например: тревога, страх, трудности с принятием решения, выгорание, психотравмы, заниженная самооценка.
Арт-терапевт не проверяет художественные или творческие способности клиента, а помогает ему разобраться в чувствах и эмоциях. Через творчество и образы открывается доступ в подсознание. Попасть туда можно через разные виды арт-терапии: изотерапию, музыкотерапию, драматерапию, песочную терапию и другие.
- Вопрос эксперту: что должно быть в кабинете арт-терапевта?
- Арт-терапия в психологии: ее цели, задачи, методы и направления
- 5 вопросов о групповой терапии практикующему арт-терапевту
- Арт-терапия в работе со страхами: техники для детей и взрослых
- Алгоритм первой консультации арт-терапевта: разбираем пошаговый план с экспертом
- Исцеление искусством: что такое арт-терапия, как работают арт-терапевты и где получить эту профессию
- Профессия арт-терапевт: чем занимается специалист и сколько зарабатывает
- Вопрос: какие виды творчества подходят и не подходят для арт-терапии?
- Виды арт-терапии и примеры упражнений с доказанной эффективностью
- «Я открыла центр арт-терапии и продвигаю его»: успешный кейс нашей выпускницы
- Мандала в арт-терапии: техника и вопросы для интерпретации