Главная / Блог / Виды арт-терапии и примеры упражнений с доказанной эффективностью

Виды арт-терапии и примеры упражнений с доказанной эффективностью

Время на чтение: 9 минут
|
17 февраля 2023
Получайте наши статьи в мессенджерах

Арт-терапия — это психотерапевтический подход, который помогает через творчество быстро и безопасно заглянуть в бессознательное клиента. Сессия состоит из разговора, творчества, создания арт-объекта и его обсуждения.

Есть классические и инновационные виды и направления арт-терапии в психологии. В статье мы разберем традиционные: рисование, драматерапию, куклотерапию и другие. Узнаем, когда эффективна арт-терапия, и приведем примеры упражнений из разных направлений.

Арт-терапия для детей и взрослых (изотерапия)

Арт-терапия в широком понимании — это исцеление искусством, где разные виды творчества используются для коррекции психоэмоционального состояния человека. В узком понимании арт-терапия — это рисование.

Разберем для примера несколько упражнений из арт-терапии для взрослых и детей.

Примеры упражнений для детей

«Чего я боюсь». Ребенок в свободной форме рисует свой страх. Затем психолог или родитель предлагает ему раскрасить и дополнить рисунок так, чтобы тот начал нравиться ребенку. Упражнение помогает уменьшить проявления тревоги и страха.

«По сырому». Ребенок рисует красками, добавляя в еще не высохшие фрагменты дополнительные оттенки. Размазывать их лучше широкой кистью или ватным тампоном. В такой технике особенно приятно рисовать закаты и рассветы, но тема рисунка может быть любой. Здесь важен сам стиль рисования, при помощи которого можно снять эмоциональное напряжение.

В арт-терапии для детей и упражнениях из нее скрыт огромный развивающий потенциал. Например, эта техника развивает воображение и мелкую моторику рук.

«Каракули». Ребенок рисует хаотичные непрерывные линии, а затем находит в них образ. С помощью этого упражнения можно выявить внутриличностные конфликты ребенка или помочь ему проработать неприятные чувства.

Примеры упражнений для взрослых

«Моя жизнь как…». Эта форма изотерапии и упражнение подходит для ситуаций, когда нужно разобраться в себе. Можно рисовать красками, карандашами, гуашью или другими материалами на листах любого формата.

Создайте серию рисунков «Моя жизнь как…»:

  • дорога,
  • река,
  • гора,
  • еда,
  • огонь,
  • игра.

Взгляните на рисунки. Что вы чувствуете? Как эти чувства откликаются вам на уровне мыслей и тела? Как получившиеся изображения могут быть связаны с вашей жизненной ситуацией? Может быть, вы хотите что-то дорисовать или иначе трансформировать рисунок? Про что это для вас, если перенести образы на жизнь?

«Каракули Д. Винникота». Техника из арт-терапии как пример упражнения для пар. Партнеры рисуют каракули, а потом обмениваются листами. И каждый дополняет до цельного образа рисунок другого, при этом отражает в нем свои чувства или актуальное состояние. Затем партнеры обмениваются ассоциациями к рисункам. Упражнение помогает сблизиться, выйти из конфликта, лучше понять друг друга.

Музыкотерапия

Исследования доказали, что музыка влияет на мозг частотой звука и частотой смены ритма. Она вызывает два типа эмоций: распознаваемые и испытываемые. Это значит, что когда человек слушает агрессивную музыку, он распознает передаваемую эмоцию (распознаваемые эмоции). Но не всегда сам будет ее испытывать (испытываемые эмоции).

Также музыка влияет на биологические процессы в организме человека. Спокойная — замедляет пульс, выравнивает дыхание, стабилизирует давление, а дребезжащая и визгливая, наоборот, повышает тревожность и вызывает панику. Например, существует научно доказанный «эффект Моцарта» — музыка известного композитора благотворно влияет на мозг и физическое самочувствие человека.

Сеанс музыкотерапии может проходить следующим образом:

  • клиент слушает композицию — рецептивная музыкотерапия;
  • играет на музыкальном инструменте — активная форма музыкотерапии;
  • выполняет во время звучания мелодии специальные упражнения.

Например, детям с ограниченными возможностями предлагают музыкотерапию и упражнение «Волны»: под особую музыку нужно представить себя океаном и выполнять движения, похожие на волны. Это упражнение успокаивает нервную систему, развивает воображение, активизирует работу мозга. В конце упражнения его результаты обсуждаются с арт-терапевтом.

Танцевально-двигательная терапия

Это самостоятельный метод, который часто используют в арт-терапии с 40-х годов XX века. Он помогает через тело выпустить подавленные эмоции и переживания, избавиться от психоэмоционального и физического напряжения, восстановить внутреннюю гармонию.

Согласно исследованию Северного государственного медицинского университета, танцевально-двигательная терапия эффективна при поведенческих и психических расстройствах. Помогает справиться с эмоциональной неустойчивостью, депрессией, заниженной самооценкой. Способствует социализации и развивает эмпатию, помогает обрести внутреннюю и внешнюю гармонию.

Чтобы лучше понять суть танцевально-двигательной терапии, разберем упражнение «Танец 5 движений». Оно избавляет от мышечных зажимов и учит выражать эмоции через тело. Подберите музыку: шум воды, звуки лесной чащи и спокойную мелодию. Соответственно им изобразите по порядку:

  • течение воды (вы — вода);
  • переход через чащу и покой (стойте неподвижно и «вслушивайтесь» в свое тело).

После выполнения упражнения можно проанализировать: какие действия дались проще, а какие сложнее. Как вы думаете, почему? Какое действие понравилось больше и почему?

Куклотерапия

Куклотерапия — это оказание психологической поддержки с помощью кукол: пальчиковых, варежковых, марионеток и других.

Основа работы с куклами — проекция. Человек может перенести на куклу свои переживания, чувства. Или рассказать о себе через нее, например: «Когда кукла Маша сердится, то …». Так клиент дистанцируется, ему становится проще говорить на волнующую тему. Куклотерапия особенно эффективна при работе с запросами, касающимися внешности и принятия себя.

Для лучшего знакомства с куклотерапией разберем упражнение «Кукла, похожая на меня». Игра помогает выявить и устранить внутриличностный конфликт, познакомиться со своими Я, принять себя и восстановить целостность Я.

Для выполнения упражнения нужно выбрать из предложенных или создать куклу, которая по мнению клиента похожа на него. А дальше можно проанализировать: почему она, чем похожа. Можно выбрать несколько кукол, например, одну наделить качествами, которые человек любит в себе, а другую — теми, которые ему не нравятся. Вспомнить, в каких ситуациях проявляются те и другие качества. Подумать, можно ли их как-то объединить. И на практике подружить кукол, тем самым подружив части своего Я. 

Драматерапия

Иногда этот метод называют театротерапия. Его используют при групповой терапевтической работе со взрослыми и детьми. Разыгрываться могут и жизненные ситуации, например, конфликт с ребенком, мужем или начальником. И сложные экзистенциальные вопросы, например, «Для чего я живу?» Примеряя на себя разные роли, клиент может осознать и выразить подавленные чувства и эмоции, по-другому посмотреть на болезненные события, изменить поведенческие стратегии.

«Живая скульптура», известное в драматерапии и арт-терапии упражнение, когда участникам предлагается изобразить статую. Поза и мимика скульптуры должны отражать внутреннее состояние человека. Упражнение применяется при работе с ПТСР, межличностными и внутриличностными проблемами, кризисными ситуациями, соматическими заболеваниями, пограничными расстройствами. Доказана эффективность драматерапии как самостоятельного метода реабилитации людей с зависимостями (игровая, наркотическая, алкогольная).

Игровая терапия

Игровая терапия — это метод, который помогает справиться с переживаниями, выйти из кризиса, избавиться от страха. Игровая терапия эффективна в профилактической, коррекционной и реабилитационной работе, также подходит для развивающих занятий с детьми.

Познакомимся с игровой терапией через упражнение «Волшебные очки» (больше подходит для групп или пар). Можно взять любые солнцезащитные очки и предложить представить, что они волшебные. Тот, кто их надевает, видит в людях только хорошее. Затем можно предложить каждому участнику надеть их и взглянуть на остальных игроков. Возможно, в очках он увидит то, что раньше ускользало. Упражнение можно использовать при решении конфликтов, помогая детям с социализацией, при сплочении нового коллектива.

Игра — «язык» детей, поэтому игровую терапию чаще используют при работе с ними.

Фототерапия

Фототерапия — это процесс создания, трансформации и исследования фотографий. Направление зародилось в США в 1970 году..

Варианты применения фототерапии (основы для упражнений):

  • Человек смотрит на фото и обсуждает с психологом свой эмоциональный отклик.
  • Клиент смотрит на фото и по ним создает историю. Она может быть выдуманной или с элементами личных воспоминаний.
  • Клиент дорисовывает элементы на готовом фото и исследует, почему у него появилось желание нарисовать именно их.
  • Человек сам создает серию снимков, коллаж или одну фотографию.

Например, клиент может воспроизвести значимый для себя день, перепрожить его и создать по нему фоторепортаж. И вместе с этим отреагировать эмоции, которые в тот день оказались запертыми внутри. Например, можно воспроизвести развод, если он оказался для человека болезненным и остался непрожитым.

Песочная терапия

Это работа с песком на специальном столе или в специально организованной песочнице. Метод подходит для всех возрастов, но особенно эффективен при работе с детьми.

Метод активно применяется в терапии травмирующих переживаний довербального периода — когда ребенок еще не говорит. Исследования доказали, что в этот период весь психотравмирующий опыт обрабатывается не корой головного мозга, а более ранними его структурами. Хранятся такие воспоминания в имплицитной (бессознательной) памяти не в виде слов, а в виде абстрактных образов. Поэтому и работают с этой информацией невербальным символическим методом.

Пример упражнения и работы по песочной терапии:

  1. Клиент выставляет фигурки в специальной терапевтической песочнице. Они изображают разные аспекты жизни — людей, животных, природные и фантастические объекты и т. д.
  2. Клиент выстраивает ситуацию, которая его беспокоит, проигрывает модели ее решения, выбирает фигурки людей или животных для обозначения себя и близких.
  3. Клиент рассказывает, почему он выбрал для себя, например, тигра, а для своей мамы — фигурку змеи.

В работе с детьми песочную терапию совмещают с рисованием песком. Этот метод развивает мелкую моторику и помогает ребенку, особенно с проблемами в речи, выразить эмоции и чувства.

Арт-терапия — переводится как «исцеление искусством». Психолог А. И. Копытин в исследовании отмечает, что она эффективна при неврозах, зависимостях, шизофрении и других расстройствах: органических, личности и поведения. В консультировании арт-терапия подходит для проработки любых запросов. Например: тревога, страх, трудности с принятием решения, выгорание, психотравмы, заниженная самооценка.

Арт-терапевт не проверяет художественные или творческие способности клиента, а помогает ему разобраться в чувствах и эмоциях. Через творчество и образы открывается доступ в подсознание. Попасть туда можно через разные виды арт-терапии: изотерапию, музыкотерапию, драматерапию, песочную терапию и другие.

Остались вопросы?
Задайте специалисту!

Отвечаем с пн.-вс. c 08:30 до 20:30 по Москве

Устинова
Ксения Игоревна

Старший специалист

Фролова
Екатерина Сергеевна

Специалист

Колтина
Екатерина Александровна

Специалист

Записаться или задать вопрос
Нажимая на кнопку, Вы даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политикe