Арт-терапия страха — это метод психотерапии, в котором человек работает со своей эмоцией через искусство. Например, рисует страх или сочиняет сказку, лепит чувство из глины или выражает свои переживания при помощи других арт-инструментов. Разберем несколько техник, но сначала дадим определение страху в психологии.
Читайте в статье:
Понятие страха в психологии
Страх — это сильное чувство, возникающие в ситуации, которая воспринимается человеком как угрожающая его жизни и здоровью. Страх — это базовая эмоция, связанная с инстинктом самосохранения. Каждый человек знаком с ней: обычно нас пугает все новое и неизвестное. При взрослении дети проходят через нормативные страхи, например, боятся темноты и монстров. Но в некоторых случаях, часто из-за психотравм, страх становится навязчивым, возникает по иррациональным причинам и мешает жить. Кроме этого, бывает так, что человек даже не осознает причину страха, но понимает, что его преследует это чувство, и хочет вернуть контроль над своей жизнью.
Техники арт-терапии для работы со страхами
Арт-терапия эффективна в коррекции любых страхов, подходит для работы с детьми и взрослыми в формате индивидуальных и групповых занятий. Рассмотрим некоторые техники.
Арт-терапия для коррекции страхов у детей
Методика, которую мы рассмотрим, подходит для диагностики и коррекции страха. Ее можно использовать в работе с детьми в возрасте от трех лет и старше.
«Мои страхи» (А. И. Захарова). Психолог спрашивает ребенка о страхе или опрашивает взрослых. Затем специалист дает ребенку бумагу и цветные карандаши, предлагает нарисовать страх. Не стоит переживать, что чувства ребенка усилятся. Наоборот, рисуя страх, ребенок начинает ощущать контроль над ним и воспринимать его как что-то конкретное, видимое, ограниченное. А чем ближе рисунок к завершению, тем больше страх воспринимается как что-то из прошлого, а не настоящего.
После того, как ребенок закончит рисовать, психолог просит: «Расскажи, пожалуйста, что ты нарисовал».
Также при исследовании рисунка психолог сам обращает внимание на преобладающие в нем цвета, яркость, четкость или расплывчатость контуров, нажим карандаша. Арт-терапия для работы со страхами может опираться на другие методики из психологии, например, при интерпретации цветов можно обратиться к типологии из Цветового теста Люшера. Также можно взять за основу рекомендации по интерпретации из техники «Несуществующее животное». Например, слабый нажим может говорить о неуверенности, разорванные линии (по типу пунктира) — о высокой тревожности. Но важнее интерпретация рисунка самим ребенком. Важно, чтобы он проговорил свой страх.
Лучше проводить упражнение в группе детей, чтобы ребенок ощущал не только поддержку психолога, но и общую позитивную атмосферу. Можно работать сразу с несколькими страхами ребенка, составив во время беседы с ним список. Но нарисовать нужно самый яркий для ребенка страх по его мнению.
Иногда дети не могут начать рисовать и просят подсказки у взрослого, например: «А как мне нарисовать страх темноты?» Тогда можно дать общую наводящую подсказку: «Как ты его видишь», «Как хочешь?», «А как ты видишь темноту?»
Для диагностики можно использовать опросник, предложенный А. И. Захаровой. Психолог говорит ребенку: «Я буду перечислять вещи, а ты скажи, боишься или не боишься их. Боишься ли ты…». Дальше по списку:
|
|
С помощью этого опросника можно также определить общую подверженность ребенка страхам:
- 0–12 «Да» — низкий уровень подверженности.
- 13–15 «Да» — средний уровень.
- 16–29 «Да» — высокий уровень.
По мнению автора, обычно высокий уровень подверженности страхам коррелирует с другими особенностями личности: тревожность, неуверенность в себе, неадекватная самооценка, замкнутость, подозрительность, недоверчивость. С этим тоже можно работать в арт-терапии.
Научитесь использовать арт-терапию для психокоррекции детских страхов
- онлайн-обучение
- практические задания
- удостоверение
Арт-терапия для борьбы со страхами у взрослых
Рассмотрим технику из другого раздела арт-терапии — сказкотерапии. Психолог предлагает клиенту сочинить сказку по такому плану:
- Придумать и описать сказочную страну, особенности жизни в ней. Возможно, правила, законы, традиции этого общества.
- Придумать главного героя. Он может быть одушевленным или неодушевленным, например, человеком или камнем. Но даже если выбрали неодушевленный предмет, то дальше нужно рассматривать его как одушевленный.
- Описать чувства главного героя. Особое внимание уделить страху.
- Познакомить героя с тем, что вызывает страх.
- Описать, что герой хочет сделать в этой ситуации.
- Поискать для него безопасный и эффективный путь выхода из пугающей ситуации, устранения негативного фактора.
- Описать, как герой идет этим путем и празднует свою победу над страхом.
Если психолог работает еще методом песочной терапии, то дальше можно предложить проиграть сказку в песочнице. Но также можно просто перечитать сказку и обсудить чувства клиента.
Существует много различных техник для работы со страхом в арт-терапии. Обычно психолог предлагает клиенту несколько вариантов, выбирает методики с учетом возрастных и личностных особенностей человека.