Рисовать злость, танцевать обиду, лепить зависть… Арт-терапия — непривычный, но эффективный метод работы с подавленными чувствами, личными кризисами, тревожностью и другими состояниями. Поговорим об этом направлении и о том, как стать арт-терапевтом.
Читайте в статье:
Цели и задачи арт-терапии
Цель арт-терапии — восстановление психоэмоционального состояния человека, гармонизация его личности. Кроме основной цели в арт-терапии могут быть выбраны дополнительные в зависимости от запроса клиента.
Задачи арт-терапии:
- помочь сфокусироваться на своих чувствах, потребностях, ощущениях;
- создать безопасное пространство для самовыражения и раскрытия клиента;
- помочь найти экологичные способы проживания эмоций;
- раскрыть потенциал клиента;
- помочь клиенту увидеть скрытые внутренние ресурсы;
- повысить способность человека к рефлексии.
При помощи арт-терапии можно отреагировать подавленные эмоции, восстановить внутреннюю опору, выйти из кризиса, развить креативное мышление, повысить самооценку, снизить тревожность, избавиться от фобий, уменьшить проявления тревожного и депрессивного расстройств.
Возрастных ограничений у арт-терапии нет. Этот метод можно использовать в работе с детьми, подростками, взрослыми и людьми преклонного возраста. Ограничения могут быть связаны с особенностями клиентов, с конкретными техниками и структурой занятия. Например, у детей не сформирована способность к рефлексии, поэтому упражнения для них будут отличаться от упражнений для взрослых.
Индивидуальный сеанс арт-терапии длится от 45 минут до полутора часов. Количество сеансов зависит от целей терапии. Сеанс групповой арт-терапии длится 1–3 часа (возможны и другие варианты).
Выбор метода арт-терапии также зависит от запроса и целей клиента. На разных сессиях могут использоваться разные виды искусства.
Методы арт-терапии
Если вид арт-терапии отвечает на вопрос «Какими инструментами работаем?», то метод — на вопрос «Как работаем?»
Творчество может быть активным и пассивным. Например, можно слушать музыку и исследовать свой отклик на нее или самому создавать музыку, отражая в ней свои переживания. Можно работать с картинами известных художников и фотографов либо самому рисовать и фотографировать.
Активные методы арт-терапии предполагают, что клиент сам творит. Пассивные методы арт-терапии подразумевают взаимодействие с готовыми арт-объектами.
Также арт-терапия может быть индивидуальной и групповой. Причем даже в группе работа может быть индивидуальной или общей. Например, участники терапии могут рисовать общую картину или каждый свою.
Методы, как и направления, можно смешивать. Причем это допустимо в рамках одной консультации и всей терапии. Психолог учитывает потребности, интересы, пожелания, тип личности клиента и под него разрабатывает программу консультаций.
Получите алгоритм консультации арт-терапевта
Пришлем на почту инструкцию о том, как проводить первую сессию
Направления (виды) арт-терапии
Направления арт-терапии в зависимости от инструментов:
- Изотерапия — работа с рисунком. В активной форме это рисование на листах разного формата, ткани, дереве, асфальте, стене. Акварелью, гуашью, карандашами, мелками, восковой пастелью и другими инструментами. В пассивной — исследование своего отклика на готовые рисунки.
- Музыкотерапия — создание музыки или прослушивание готовых произведений. При активном творчестве обычно используют простые музыкальные инструменты: барабан, маракасы.
- Танцевально-двигательная арт-терапия — выражение эмоций через тело в танце или движениях. В этом направлении чаще используется активный метод работы, потому что основа подхода — вовлеченность человека в процесс.
- Куклотерапия — создание кукол или игры с ними. Можно разыгрывать сценки, говорить о себе от лица куклы. Тоже более активное направление.
- Драматерапия — отыгрывание насущного вопроса на сцене. В этом направлении особенно эффективны групповые методы арт-терапии.
- Фототерапия — создание и исследование фотографий или работа с готовыми изображениями.
- Песочная терапия — рисование песком на специальном столе. В этом направлении чаще используются индивидуальные методы арт-терапии.
Это мономодальные направления. Если психолог в работе использует техники из разных направлений, то это называется мультимодальным подходом (направлением).
Также направления арт-терапии различаются в зависимости от возраста клиентов: детская, для взрослых, для пожилых людей. При работе с каждой категорией важно знать психологию возраста.
Кроме этого, можно выделить направления арт-терапии по включенности в них других подходов:
- Динамически ориентированная арт-терапия. Связана с психоанализом. Из него взяла идею, что все важное для решения проблем в настоящем кроется в бессознательном человека. Через творчество можно вывести на поверхность внутриличностный конфликт, отразить его в виде образов, поработать над ними и тем самым над частями своего Я.
- Арт-коучинг. К коучам обращаются за краткосрочной помощью, например, в ситуации трудного выбора. Или для развития конкретных навыков. Но иногда у клиента возникают проблемы с определением цели или ее достижением. И причиной может быть скрытая негативная установка, которую можно быстро и бережно найти с помощью арт-терапии.
- Гештальт-ориентированная арт-терапия. В этом направлении арт-терапевт помогает клиенту восстановить целостность Я, увидеть неудовлетворенные потребности и незавершенные ситуации, закрыть их. Гештальт-терапевт работает здесь и сейчас. Он не ищет причины проблем в прошлом, но, как и в коучинге, иногда бывает полезно заглянуть в бессознательное.
В России есть авторские направления терапии искусством, аналогов которых нет в других странах: терапия творческим самовыражением, фелт-терапия (терапия непряденой шерстью), артсинтезтерапия.
Чем арт-терапия отличается от творчества
До сих пор существует миф о том, что арт-терапия связана с творчеством, и чтобы использовать ее методы и специалисту, и клиенту необходимо уметь рисовать, танцевать, петь, играть на сцене. Это заблуждение.
Арт-терапия — это вид психотерапии. Тут важно, что человек изображает, а не как. Клиент не создает произведение искусства. Он не думает о красоте, сочетаемости цветов, технике исполнения. Для него творческая активность — это способ выразить, осознать, переработать свои эмоции и чувства, переживания, установки и ценности.
У арт-терапевта нет цели развить у клиента умение рисовать, лепить, танцевать, поэтому он не оценивает качество полученной работы (например, рисунка, театральной сценки, фигурки из пластилина).
Безопасное пространство. Чтобы клиент мог раскрыться, не думая о своих творческих способностях, арт-терапевт создает безопасное пространство, в котором никто не будет оценивать, критиковать и обесценивать степень соответствия работы клиента общепринятым канонам.
Например, в группе по арт-терапии у одного ребенка детально прорисованная картинка, а у второго «каляки-маляки». Арт-терапевт обязательно найдет что-то интересное в каждой работе и поможет разглядеть это самому ребенку. Специалист поможет найти значимые темы в нарисованном, проявить скрытые там чувства и выразить мысли.
Как работает арт-терапия
В основе арт-терапии лежит механизм проекции — способность психики проецировать внутренние процессы, переживания и мысли на внешние объекты: людей, события, произведения искусства.
Наше внимание с детства обращают на способность искусства «задевать струны души». Например, слушая мелодию на уроке музыки, преподаватель спрашивает: «Какое чувство передает автор произведения?» И дети могут ответить на этот вопрос. Человек получает впечатления от увиденного и услышанного, реагирует на него собственным творчеством, своими проекциями, образами, которые возникают в ответ на воспринятое.
В арт-терапии происходят такие же процессы: клиент видит разные цвета, но лишь некоторые из них сегодня притягивают его взгляд. Он чувствует, что эти цвета созвучны с тем, что у него внутри.
Творческий процесс позволяет более мягко подойти к сильным эмоциям, проявление которых в обычной жизни может блокироваться, сдерживаться защитными механизмами психики. Заблокированные переживания не исчезают, а копятся, создавая дискомфорт и напряжение. Арт-терапия дает возможность разрядки, помогает выразить эмоции через творчество, осознать и принять их в поддерживающей атмосфере сессии.
Терапия искусством применяется не только в психологии, но и в близких областях. Например, исследователи рассматривают арт-терапию как метод лечения в психиатрии. Она помогает в лечении и диагностике депрессивных расстройств, деменции, болезни Альцгеймера, шизофрении и аутизма.
Читайте в нашей статье: 4 метода арт-терапии с доказанной эффективностью →
Где может работать арт-терапевт
Арт-терапевты требуются:
- в детских садах;
- подростковых центрах;
- коррекционных образовательных учреждениях;
- общественных организациях;
- психологических центрах;
- больницах;
- в работе с пожилыми людьми;
- в ресурсных центрах и т. д.
Востребованы и частные специалисты. В частной практике в Москве индивидуальный сеанс арт-терапии в очном формате стоит в среднем от 2 000 до 5 000 рублей, групповые очные занятия (2–3 часа) от 1 000 до 2 000 рублей, однодневное групповое занятие (8 часов) около 5 000 – 7 000 рублей, двух-трехдневное от 8 000 до 15 000 рублей.
Индивидуальные консультации онлайн стоят в среднем от 2 000 до 3 000 рублей, онлайн-работа в небольшой группе (2–3 человека) от 1 500 до 5 000 рублей, вебинары с большим количеством участников от 500 до 1 000 рублей за человека.
Где учиться на арт-терапевта
Быстрее всего можно овладеть специальностью «арт-терапевт», имея базовое психологическое образование. В этом случае достаточно пройти курс профпереподготовки. Такое обучение подойдет для педагогов, социальных работников и других представителей помогающих профессий, которые уже имеют опыт работы с людьми.
Комментирует Новикова Оксана Алексеевна, практикующий психолог, арт-терапевт:
Важно заметить, что работает не только и не столько арт-терапия, вернее, ее отдельные техники, сколько арт-терапевт или терапевт искусствами. Это справедливо в отношении любого направления психотерапии.
Мы как терапевты работаем своей личностью, знаниями, личным и профессиональным опытом, своим поведением, эмоциональным реагированием, а также способностью выдерживать переживания других и поддерживать — словами, своим «человеческим» образом в целом.
Кроме того, мы работаем, придерживаясь тех или иных рамок в ходе сессии. Рамки — это методология (построение сессии в целом, этапы, правила проведения техник), творческий процесс, отношения с ним и с его результатом — арт-формами.
Что касается популярного вопроса про обязательное развитие таланта у клиента, отмечу, что порой клиенты сами ставят в качестве цели развитие творческих способностей и креативности, а мы помогаем им в этом.
Под «творческими способностями» скорее понимается способность мыслить нешаблонно, оригинально, уметь смотреть на вещи с необычного ракурса, подмечать детали, вдохновляться, искать, активно пробовать новое, комбинировать уже известное.
Арт-терапевт и арт-педагог: в чем разница
Арт-педагогика — практикоориентированное направление, использующее средства искусства для решения задач воспитания, обучения, развития и поддержки личности в ходе образовательного процесса
Арт-педагог работает над художественным развитием, раскрытием личности, формированием основ художественной культуры, социальной адаптацией личности средствами искусства.
Арт-терапевт помогает осознанию подавленных эмоций и чувств и их выражению в художественной форме. С помощью специалиста происходит осознание связи изобразительной продукцией с содержанием внутреннего мира.
Арт-терапия зародилась в 1938 году, в России она набирает особую популярность в последнее десятилетие. Сейчас это востребованное, прибыльное и перспективное направление. Арт-терапия эффективна как метод коррекции эмоционального состояния у детей и взрослых. В рамках терапии искусством можно помогать психически здоровым людям и с расстройствами или пограничными состояниями, проводить краткосрочную и долгосрочную терапию.