Любое творчество обладает ресурсным потенциалом — оно может помочь человеку ощутить радость созидания, наполниться силами, гармонизировать состояние. Но в арт-терапии есть свои тонкости. Для работы подходит только спонтанное и экспрессивное творчество. То, в котором человек может выразить себя через внешнюю форму: рисунок, лепку, коллаж, танец, музицирование. Разберем некоторые виды творчества подробнее.
Кружевоплетение, вышивка и другое рукоделие
В рукоделии есть определенные модели и схемы, значит, можно выполнить их правильно или неправильно. Но это противоречит основе арт-терапии — спонтанному и безоценочному самовыражению человека. В арт-терапии не может быть правильного и неправильного, хорошего и плохого, красивого и некрасивого. Человек через творчество выражает свои чувства, себя.
Еще одна причина, почему рукоделие не подходит для для арт-терапии: вышивать или плести — это навык, и он есть не у всех. Мы не сможем на консультации сначала обучать этому навыку каждого клиента.
Можно добавить элемент арт-терапии в вышивание или плетение. Например, человек сначала что-то вышивает по схеме, а потом добавляет что-то от себя — до и после. Но это будет, скорее, творческое занятие с элементами арт-терапии. Что, безусловно, тоже может быть полезно, ценно и ресурсно!
Керамическая лепка
Лепка может быть инструментом арт-терапии, но при условии, что оценочных суждений не будет. И при работе акцент ставится не на готовый объект, а на чувства клиента. Например, арт-терапевт просит слепить чашу / сосуд личности, а не лепить чашу / кружку по образцу. Здесь у нас нет канонов — аккуратно или правильно. Чаша может быть любой, и мы будем обсуждать готовый объект с точки зрения смыслов, которые в него вкладывает автор, подходя «феноменологически», то есть как к чему-то уникальному, не вписывающемуся в стандарты и оценки.
Скрапбукинг
Аналогично со скрапбукингом. Он может быть инструментом арт-терапии, если клиент (человек, семья, пара, родитель и ребенок) самовыражаются через создание альбома. Если цель работы — не сделать красивый альбом, а отразить в нем чувства.
Например, клиент ведет «Альбом моего настроения» или «Книжечку того, что меня радует». Это может быть домашним заданием после сессии арт-терапии. Можно обсудить процесс создания альбома и возникающие при этом чувства и мысли на следующей сессии.
Музицирование
Игра на сложном музыкальном инструменте, например, скрипке, фортепиано, гитаре — это искусство и навык. Этому нужно учиться, поэтому в арт-терапии использовать не получится. Но можно использовать простые музыкальные инструменты: ксилофон, маракасы, бубен, барабан, кастаньеты.
Пример. Можно попросить клиента изобразить свое настроение при помощи звуков барабана. И дальше с этим работать в динамике, например, предложить сыграть желаемое настроение.
Хотя «арт-терапия» и переводится как «исцеление искусством», не любое творчество можно в нее превратить. Лучше использовать простые формы, которые доступны каждому. Важно, чтобы клиент концентрировался на своих эмоциях и ощущениях, на процессе, а не на создании произведения искусства, красивой работы по образцу или схеме. Важно опираться на принцип «низкое мастерство — высокая чувствительность». Даже имея под рукой только лист бумаги, можно сделать с ним очень многое: создать объемную скульптуру из сжатой бумаги, сделать композицию из кусочков рваной бумаги и так далее. Тогда у клиента не поднимается тревога, что что-то может у него не получиться, нет страха ошибки, но остается радость творчества.