Групповая терапия в арт-терапии — уникальный формат частной практики, со своими сложностями и тонкостями. Но попробовать себя в этом направлении может даже начинающий специалист. Мы задали 5 вопросов нашей выпускнице – практикующему арт-терапевту Алене Глазуновой – и узнали больше о специфике и магии групповой терапии искусством.
Психолог, арт-терапевт
Выпускник программы «Арт-терапия в практической психологической помощи: интеграция подходов и модальностей искусств в работе с клиентами»
1. В чем преимущества групповой терапии перед индивидуальной?
У каждого из подходов своя цель. На мой взгляд, в групповой терапии есть то, чего нельзя добиться индивидуальной беседой: некая коллективная «магия». На моих занятиях всегда случается так, что в группе каждый из участников чем-то дополняет другого. Приведу пример: одна девушка из группы хотела ребенка, но сомневалась, готовы ли они с супругом на этот шаг. И в этой же группе оказалась женщина с тремя детьми — она с радостью поделилась своим позитивным опытом, который убрал страхи и блоки у девушки.
При этом на групповой терапии все этично. Никто не раздает советы, но своими рассказами расширяет мировосприятие и дает больше вариантов исхода событий.
Во время шеринга — обмена мыслями и чувствами по теме занятия — у участников рождаются интересные и порой удивительные отклики на рисунки. Метафорический язык обогащается пропорционально количеству участников, дает возможность рассмотреть тему с разных сторон. Думаю, что психологу сложно достичь такого результата единолично.
2. Как попробовать себя в групповой терапии, если нет опыта?
Открывая частную практику, я даже не представляла, как должно выглядеть групповое занятие по арт-терапии: у меня не было личного опыта и «насмотренности». Обдумывая эту задачу, я решила ориентироваться только на себя и ни за кем не подглядывать. Не думаю, что мой метод уникален, но он подходит лично мне и, как я убедилась, нравится участникам — а это самое важное.
Конечно, вначале у меня были тревожные мысли: «А вдруг не получится?» Чтобы не передумать, я сразу приступила к активным действиям. Чтобы не отказаться от своей цели, советую поступить так же: опубликуйте анонс о мероприятии, договоритесь с клиентами, арендуйте помещение. И когда у вас не будет обратного пути, то времени на сомнения и переживания не останется.
Еще одна сложность для начинающего арт-терапевта — рабочие расходы. Для этой специализации всегда нужны дополнительные материалы, а для групповых занятий необходимо также учитывать цены на аренду помещения. При этом нужно быть готовым, что эти траты окупятся не сразу.
Покрыть дополнительные расходы мне помог социальный контракт на ведение психологии и групповых арт-терапий. Социальный контракт — это инструмент поддержки малого предпринимательства, который позволяет получить средства на свою профессиональную деятельность. Чтобы получить социальный контракт, нужно выполнить несколько условий:
- Составить бизнес-план: описать свою деятельность и перечислить, какие материалы нужны. Также нужно подпадать под категорию безработного или малоимущего. Если ваш бизнес-план одобрят, в течение года вы должны купить все необходимое и отчитаться по чекам.
- Оформить самозанятость или ИП. Я выбрала первый вариант, потому что он самый простой и удобный. Самозанятость оформляется в пару кликов — нужно скачать приложение «Мой налог» и ввести свои данные.
- Вести профессиональную деятельность не меньше года после получения контракта. При этом требований к уровню заработка нет — достаточно просто тратить средства по назначению и получать ненулевой доход.
3. Как выглядит подготовка к групповому занятию?
Я начинаю подготовку с разработки темы. Больше всего я работаю с эмоциями гнева, страха и такими чувствами, как обида и вина. По моим ощущениям, именно эти темы находят больший отклик: как экологично проживать агрессию, как справиться со страхами и неуверенностью в себе, как победить обиду на близких и перестать испытывать вину.
После выбора темы я ищу информацию и собираю материал воедино, перерабатываю его: делаю проще и нагляднее. Также продумываю, какие инструменты буду использовать.
Следующий этап подготовки происходит уже в помещении, где будет проходить терапия. Он занимает 40–50 минут. Я расставляю столы и стулья, раскладываю материалы, готовлю чай и сладости. Для меня важно, чтобы пространство было максимально комфортным, эстетичным и безопасным. Также я стараюсь создать уникальный антураж, чтобы на сеансе клиент ощущал, что этот день для него — особенный, посвященный только ему.
Само занятие начинается со знакомства и вводных данных: я объясняю, что здесь действуют правила безоценочности, экологичности и «стоп» — когда любое обсуждение можно остановить, если оно причиняет чрезмерный эмоциональный дискомфорт. Затем мы обсуждаем с группой их опыт — например, как в их жизни появилась обида, что они чувствуют, говоря о ней. После этого приступаем к технике: я предлагаю закрыть глаза, включаю легкую музыку, прошу представить и изобразить образ по теме занятия. По завершении процесса мы обмениваемся мыслями, и я даю небольшую лекцию: рассказываю о чувстве обиды, о том, как с ним справиться. Получив новую информацию, клиенты трансформируют рисунок. Заключительный этап занятия — мягкая ресурсная техника. Обсуждаемые темы бывают нелегкими, поэтому я стараюсь не отпускать человека в подавленном состоянии и вывести его из сложных эмоций.
Фото с фестиваля трансформационных игр
4. С какими сложностями может столкнуться арт-терапевт на групповой терапии?
Когда я только начинала практиковать, мне было страшно допустить ошибку на терапии, и я старалась тщательно контролировать все процессы. Но однажды случилась сессия, которая изменила мое отношение к непредвиденным поворотам в терапии.
Эта встреча проходила в большом пространстве, в ней участвовали 22 человека. Чтобы ускорить процесс, для шеринга я разделила клиентов на пары. Моей задачей было следить за экологичностью и корректностью участников по отношению к друг другу.
Вдруг я заметила, что одна пара (молодой человек и девушка) не включились в групповой процесс, а начали рисовать на свободную тему на одном листе. Сначала меня это возмутило. Но я решилась отпустить ситуацию и с удивлением обнаружила в себе легкость — ведь тем самым я предоставила клиентам свободу творчества. Я подошла к паре, рассказала о секретах рисования вдвоем — обозначила, на что обратить им внимание, как на рисунке выглядят их границы, как на бумаге отображаются их взаимоотношения. Думаю, этот шаг для них оказался намного продуктивнее, чем если бы я настояла включиться в тему занятия.
С тех пор я проще отношусь к импровизации и меньше переживаю, что что-то пойдет не по плану.
5. Что делать психологу, если клиент не хочет раскрываться и работать в групповой терапии?
Действительно, бывают случаи, когда клиент не хочет проявлять свои чувства и включает защитную реакцию. В моей практике не было историй с саботажем занятия, но иногда я вижу, что участнику сложно признавать некоторые нежелательные для себя эмоции, такие как печаль и гнев. Подобных клиентов можно заметить через их работы: они чаще рисуют нарочито радужные картинки, даже если тема касается страха, злости и грусти.
Сначала это вводило в ступор, я пыталась понять логику человека, вывести на мысль: «все эмоции нужны, не бывает плохих и хороших». Но спустя время я отказалась от идеи «помочь всем и сразу», чтобы не нарушать баланс занятия и не давить на клиента. Сейчас я просто отпускаю ситуацию и позволяю участнику находиться в зоне комфорта. А когда (и если) он будет готов, то я буду его ждать и всегда буду готова помочь с проживанием чувств, которые были спрятаны глубоко внутри.