Главная / Блог / Стресс у детей: причины, симптомы, что делать

Стресс у детей: причины, симптомы, что делать

Время на чтение: 7 минут
|
25 января 2024
Получайте наши статьи в мессенджерах

Стресс у детей — не миф, а реальное явление. Известно, что даже младенцы подвержены ему, а у детей раннего возраста и старше может развиться депрессия, тревожное и посттравматическое стрессовое расстройство. Узнаем, почему дети оказываются в стрессе и как им помочь.

Причины стресса у детей

Причиной стресса у подростков и детей, как и у взрослых, может стать любая трудная ситуация. Стресс — это ответ на изменение реальности и необходимость адаптации к новым условиям. Он может быть:

  • эффективным — что-то случилось, но человек справился, адаптировался;
  • деструктивным — у человека нет ресурса для адаптации.

У детей риск возникновения «плохого» стресса намного выше, потому что их психика еще не сформирована. Рассмотрим основные группы стрессоров, то есть факторов, которые вызывают стресс.

Неблагополучная атмосфера в обществе. Нестабильная экономическая ситуация, пандемии и другие общественные факторы влияют не только на взрослых. Например, ученые исследовали уровень стресса у детей 7–9 лет, находящихся на Донбассе в зоне военного конфликта, и выявили хронический стресс у 100% детей, а у 63% — среднюю и тяжелую степень выраженности стресса. Также были замечены множественные страхи, ухудшение внимания и памяти. Рост уровня тревоги и стресса у детей и подростков в России в свое время вызвало и распространение коронавируса.

Семейное неблагополучие. Причиной стресса у ребенка могут стать конфликты между родителями или их развод, кризисы, непонимание между детьми и родителями, авторитаризм и гиперопека, попустительский стиль воспитания, зависимость или психическое расстройство у родителя, соматическое тяжелое заболевание у кого-то из родственников и другие.

Гормональные изменения. Подростковый возраст сам по себе является фактором риска — в это время происходит гормональная перестройка организма. Стресс может быть вызван как биологическими процессами, так и психологическими, например, некоторые подростки болезненно реагируют на угри, непропорциональное тело и другие внешние особенности. Также причиной стресса может стать поиск себя и своего места в обществе, сложности в отношениях со сверстниками.

Высокие нагрузки: интеллектуальные, эмоциональные, физические. Например, ребенок интенсивно занимается спортом, посещает множество кружков вне школы, не высыпается, плохо питается или сидит на диетах. Так, все дети, которые профессионально занимаются спортом, попадают в группу риска по выгоранию и стрессу.

Любые изменения в привычном образе и ритме жизни. Например, поступление в детский сад или школу, переезд, экзамены, потеря близкого человека, рождение другого ребенка в семье.

Стресс у родителей. Дети тонко чувствуют состояние родителей и перенимают его. Доказано, что, даже находясь в утробе матери, ребенок способен перенимать ее состояние. Стрессует мама — стрессует ребенок.

Симптомы стресса у детей

При стрессе симптомы у ребенка заметны на трех уровнях: психоэмоциональное состояние, поведение, тело.

Психоэмоциональные проявления:

  • повышенная тревожность;
  • страх;
  • сложности с принятием решений;
  • когнитивные ухудшения (рассеянность, забывчивость, невнимательность);
  • беспокойство;
  • плаксивость;
  • скачки настроения;
  • ощущение бессилия;
  • раздражительность;
  • чувство одиночества;
  • депрессивные мысли и негативное мышление.

У ребенка снижается успеваемость в школе, он может стать замкнутым или слишком активным и нарушающим дисциплину. Утрачивает интерес к увлечениям, видит свое настоящее и будущее бесперспективным, говорит: «Я ничего не добьюсь в жизни», «Я ничего не хочу», «Оставьте меня в покое».

Поведенческие проявления:

  • изменение аппетита и потребности во сне;
  • агрессивность и враждебность;
  • вредные привычки (алкоголь, курение).

Ребенок может стать жестоким, задирать других детей.

Телесные проявления стресса:

  • головная боль, тошнота и другие симптомы;
  • нарушения в работе отдельных органов и систем, например, расстройство кишечника;
  • частые простуды;
  • общее напряжение в теле.

Проявления стресса могут отличаться в зависимости от возраста ребенка. Рассмотрим, что преобладает на каждом этапе развития:

Возраст

Симптомы стресса

До 2 лет

Нежелание спать и проблемы с засыпанием, пугливость, истерики, чрезмерная привязанность к матери

2 – 5 лет

Регрессия (возвращение к соске, энурез), гиперактивность

6 – 10 лет

Отказ посещать школу, беспокойство, плаксивость, раздражительность, агрессивность, неусидчивость, кусание губ, нетерпеливость, ночные кошмары, непроизвольные движения руками, снижение концентрации внимания

11 – 18 лет

Быстрая утомляемость, замкнутость, тревожность, сонливость или бессонница, рассеянность, забывчивость, перепады настроения, гиперактивность, импульсивность, изменение аппетита

При подобных симптомах важно как можно быстрее предложить ребенку помощь, полезно обратиться к психологу.

Как снять стресс у детей

Чем младше ребенок, тем больше он нуждается в поддержке взрослых, подключении их ресурсов. С легким стрессом можно справиться самостоятельно, выявив причину и устранив ее. В тяжелых случаях потребуется психотерапия, а иногда и прием лекарств, которые назначает психиатр.

С психотерапией может помочь психолог. В коррекции стресса у детей и подростков особенно эффективны когнитивно-поведенческая терапия и арт-терапия. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми. Психолог помогает устранить проявления стресса, повысить адаптивные способности, освоить навыки саморегуляции.

Рекомендации родителям для снятия стресса и тревоги у детей:

  1. Подумайте, не пребываете ли вы сами в стрессе. Если да — помогите себе. Важно поддерживать ребенка из ресурсного состояния.
  2. Создайте здоровую атмосферу в доме, откажитесь от бурного выяснения отношений с родственниками и ребенком.
  3. Помогите ребенку разобраться в чувствах и прожить их. Объясните, что нет плохих и хороших чувств, что он имеет право испытывать любые эмоции. Не запрещайте плакать, кричать, грустить, злиться, но помогите ребенку экологично прожить эмоции, например, через упражнения, игры, работу с психологом.
  4. Добавьте физической активности, это избавит ребенка от лишнего напряжения. Например, можно погулять, поиграть в мяч, потанцевать.
  5. Не пытайтесь отвлечь ребенка от переживаний — не предлагайте заесть их сладким или убежать от них в развлечения.
  6. Проводите больше времени с ребенком, придумайте поддерживающую традицию или ритуал: чтение книги перед сном, совместный ужин, творчество в выходной, зарядка по утрам или что-то другое. Если стресс вызван изменениями в привычном образе жизни, например, переездом, то постарайтесь максимально сохранить старые привычки или как можно быстрее создать новые опоры.
  7. Обсудите с ребенком трудную ситуацию и помогите найти решение.

Если у ребенка признаки стресса, что можно делать еще: помочь ему придерживаться здорового режима сна, активности, питания. Можно делать расслабляющий массаж, набирать теплые расслабляющие ванны или ванночки для ног. Детям лучше помогать через игру, подросткам подойдут рекомендации для взрослых: дыхательные практики, анализ ситуации для снижения тревоги, саморегуляция.

стресс у детей

Более точные рекомендации с учетом возраста, индивидуальных особенностей и ситуации, в которой оказался ребенок, даст психолог. Родители могут сначала посетить консультацию без ребенка, а затем при необходимости подключить его. Иногда, особенно если известна причина стресса, бывает достаточно одной беседы родителей со специалистом: он дает рекомендации, родители применяют их — и ребенок выходит из стресса.

Упражнение для саморегуляции

Для примера разберем упражнение «Защитный контейнер» из книги А. И. Копытина «Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса». Техника основана на визуализации, подходит для расслабления и саморегуляции. Родители могут обучить ребенка этому приему.

Как выполнять упражнение. Взрослый просит ребенка представить, как тот помещает неприятные воспоминания, мысли, чувства, телесные ощущения, ситуации в контейнер. Им может быть коробка, пакет, мешок, воздушный шар или что-то еще — пусть ребенок сам представит место для хранения. Если захочет, он может мысленно запереть контейнер на замок, поместить его в комнату или расположить в другом месте. Затем взрослый говорит ребенку: «Когда ты будешь готов, мы с тобой заглянем в контейнер, чтобы обсудить что-то из того, что тебя волнует». Или: «Когда будешь готов, ты можешь заглянуть в контейнер, чтобы решить проблему».

Упражнение помогает почувствовать контроль над ситуацией, а если переживаний много — дозировать их.

Стрессу подвержены все дети, поэтому важно внимательно относиться к здоровью ребенка и не обесценивать его переживания. Родители могут научить ребенка справляться с трудностями и управлять своими эмоциями. Помогает в этом высокий уровень эмоционального интеллекта, осознанности, стрессоустойчивости.

Остались вопросы?
Задайте специалисту!

Отвечаем с пн.-вс. c 08:30 до 20:30 по Москве

Устинова
Ксения Игоревна

Старший специалист

Фролова
Екатерина Сергеевна

Специалист

Колтина
Екатерина Александровна

Специалист

Записаться или задать вопрос
Нажимая на кнопку, Вы даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политикe