Главная / Блог / Травля в школе: как распознать депрессию и помочь ребенку

Травля в школе: как распознать депрессию и помочь ребенку

Время на чтение: 3 минуты
|
10 августа 2023
Получайте наши статьи в мессенджерах

Мы подготовили три материала о травле в школе вместе с Екатериной Зеличенко, экспертом программы ТравлиNet — проекта, который помогает создавать психологически безопасную атмосферу в школах и других в образовательных организациях. Все материалы читайте в нашем блоге по тегу «буллинг»‎.

Екатерина Зелинченко
психолог, кризисный психолог, эксперт проекта ТравлиNet

Читайте в статье:

Жертвы буллинга испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью. Они в 3 раза чаще сверстников демонстрируют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли, чаще совершают попытки суицида.

Задача психологов и родителей — раннее выявление и профилактика депрессивных состояний и суицидального поведения у детей и подростков, подвергшихся травле.

Виды буллинга: физический и психологический

Психологическая травля — это издевательства без прямого физического контакта на уровне тел или вещей. Например, оскорбления, высмеивание, угрозы, игнорирование, словесные провокации, неприятные слова о близких жертвы.

Физический буллинг — это любые вредные действия через контакт с телом или вещами. Например, пинки, шлепки, щипки, порча имущества, бросание предметов в человека, плевки, удары, дерганье за волосы или одежду. Также к физическому буллингу относится подкладывание кнопок, выбивание стула из-под человека, создание условий для несчастного случая. Например, зная, что школьник сейчас войдет в кабинет, одноклассник «случайно» с ноги открывает дверь.

Часто один вид буллинга сопровождается другим. Например, ребенку поставили подножку, а затем посмеялись над ним.

Психологические последствия буллинга психологического и физического почти не отличаются. По данным исследования, одно из частых последствий эмоционального или физического насилия — депрессия и тревожное расстройство. Тело и психика тесно связаны. Каждый удар или пинок — это не только, а иногда не столько физическая боль, сколько акт унижения, проламывания личных границ. Ребенок не просто терпит физическую боль, он учится подавлять обиду, злость и другие чувства, которые обычно возникают при физическом буллинге.

Симптомы депрессии у жертв школьной травли

Развитие суицидальных тенденций часто связано с депрессией, поэтому важно знать ее типичные симптомы:

  • Часто грустное настроение, периодический плач. 
  • Безнадежность и беспомощность.
  • Снижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась.
  • Поглощенность темой смерти.
  • Постоянная скука, чувство нерешительности, бездеятельность и апатия.
  • Низкая самооценка, потеря уверенности в себе и самоуважения.
  • Социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях.
  • Пропуск школы или плохая успеваемость.
  • Деструктивное поведение.
  • Повышенная чувствительность к отвержению и неудачам.
  • Повышенная раздражительность, гневливость или враждебность.
  • Чрезмерная самокритика, необоснованное чувство вины.
  • Повышенная утомляемость, хроническая усталость.
  • Ослабление концентрации внимания, забывчивость.
  • Психомоторное возбуждение или заторможенность
  • Потеря сна.
  • Изменение аппетита и веса (как в сторону повышения и увеличения, так и наоборот).
  • Жалобы на физическую боль, например, боль в желудке или головную боль, мышечную или боль в сердце.

Следствием депрессивных состояний часто становится появление суицидальных мыслей. Это связано с тем, что на фоне пониженного настроения и самооценки, чувства неуверенности в себе все будущие перспективы видятся мрачными. Травля в школе заставляет подростка переживать чувство своей никчемности, вины, бессилия. Он перестает видеть ценность прежних достижений, утрачивает ощущение смысла жизни. К этому может прибавиться высокий уровень тревоги и неконтролируемые страхи. В таком состоянии уход из жизни субъективно видится логичным выходом.

 Чтобы избежать трагедии и вовремя заметить суицидальные настроения, обратите внимание на немотивированное изменение настроения. Например, ребенок был жизнерадостным, а сейчас выглядит подавленным и грустным. Тревожный сигнал — изменение аппетита и веса: поправился или сильно похудел. 

Опасения должны вызывать и потеря сна, проявление психосоматических (вызванных нарушением душевного равновесия) болезней и падение успеваемости. Стоит насторожиться, если подросток перестает строить планы на будущее, совершает прощальные акты (пишет прощальные  письма, раздаривает любимые вещи, извиняется за старые обиды). 

Насторожить должны все виды самоповреждающего поведения, употребление алкоголя и психоактивных веществ — это может быть попыткой заглушить душевную боль и переживания.

Важно понимать, что нет универсального набора признаков. Задачей психолога и близких является распознавание поведения ранее несвойственного конкретному ребенку.

Как поддержать ребенка

Следующим важным этапом является правильное поведение родителей и специалистов. У родителей, которые регулярно интересуются жизнью детей, есть много шансов распознать проблему на ранней стадии. Личное доверительное общение с подростком близкого человека — важнейший фактор предотвращения суицида.  

Общаясь с подростком, можно дать ему деликатно понять, что вы в курсе его суицидальных намерений, а затем мягко расспросить о причинах. Можно спросить, что привело его к таким мыслям. Попросить описать свои чувства. Когда он начнет говорить, он многое увидит по-другому. Ваша задача — умело слушать.  

Можно задавать вопросы, чтобы более детально понять ситуацию. Поговорите с ним о будущем. Постарайтесь сделать так, чтобы он смог увидеть его светлым и радостным. Скажите, что эти трудности — временные. Что он сильнее проблемы, которая ему встретилась.

Такой разговор даст прожить опыт совместности, сопричастности, преодоления, что так необходимо в состоянии одиночества, бессилия и обреченности. При травле у ребенка бывают в школе понимающие одноклассники, но это не заменит семейной поддержки.

 Нельзя прибегать к обесцениванию аргументов человека, раздумывающего о самоубийстве. Ни в коем случае не осуждать его. Поддерживающий взрослый должен транслировать: «Я все слышу, разделяю с тобой, я рядом. Страдание не вечно, давай искать выход»‎. 

Во время общения с подростком важно: 

  • Сохранять спокойствие и предлагать поддержку.
  • Не осуждать, не обвинять, не конфронтировать. 
  • Не бояться задавать вопросы о суицидальных намерениях. 
  • Признавать самоубийство как один из вариантов, но не признавать самоубийство как «нормальный» вариант. 
  • Поощрять полную откровенность.
  • Преимущественно слушать, а не говорить. 

Психологу, проводя консультативную беседу, важно:

  • Сконцентрировать процесс консультирования на «здесь и сейчас»‎.
  • Избегать глубокого консультирования до тех пор, пока не пройдет кризис. 

Если симптомы сохраняются, угрожают здоровью или мешают повседневной жизни, психолог должен убедить родителей проконсультироваться с детским психиатром.

Остались вопросы?
Задайте специалисту!

Отвечаем с пн.-вс. c 08:30 до 20:30 по Москве

Устинова
Ксения Игоревна

Старший специалист

Фролова
Екатерина Сергеевна

Специалист

Колтина
Екатерина Александровна

Специалист

Записаться или задать вопрос
Нажимая на кнопку, Вы даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политикe