Анна применяла психологические знания в своей работе задолго до того, как пришла в психологию. В Институт пришла, чтобы перевести опыт ежедневной психологической помощи окружающим на профессиональный уровень. А став психологом, она продолжает быть наставником для начинающих коллег в Комьюнити и надежной опорой для клиентов. Опытный педагог и психолог уверена: «Чем больше отдаешь, тем больше к тебе приходит».
Программы профпереподготовки и повышения квалификации: «Психолог-практик. Базовая клиентоориентированная стратегия и основные методы психологической помощи», «Телесно-ориентированная терапия и работа с психосоматикой»
Цель, с которой пришла учиться: перевести многолетнюю практику повседневного психологического консультирования на профессиональную основу
Читайте в статье:
— Анна, расскажите, пожалуйста, как вы пришли в психологию? Это было ваше давнее желание или постепенное осознание своего пути?
— Мое первое образование не связано с психологией — я инженер-механик по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». Но практически сразу я начала работать совсем в другой сфере, отчасти потому, что в 90-е сложно было найти работу по специальности. Так что я семь лет работала инспектором по делам несовершеннолетних. Интересно, что на кадровой комиссии начальник УВД тогда спросил: «У вас ведь нет педагогического образования, как вы сможете работать с детьми?» Я ответила, что 90% людей, не имея педагогического образования, воспитывают своих детей и неплохо с этим справляются. Кивнув, подполковник поставил визу.
Было непросто — и с трудными детьми, и с их родителями. Но мы очень много с ними разговаривали. Так что в тот период психологию подростков мне приходилось изучать сразу на практике, с весьма наглядными примерами.
Затем меня пригласили работать в колледж, преподавать автомобильные дисциплины, и там снова надо было много общаться с молодыми людьми, занимаясь не только их образованием, но и воспитанием. А это неосуществимо без применения психологических методов. К тому же несколько лет я возглавляла приемную комиссию колледжа, и нужно было знать основы профориентации — а это тоже аспект психологии.
Так по карьерной лестнице я дошагала от педагога до и.о. директора колледжа. И здесь нужна была психология как элемент менеджмента. В 2014 году я переехала в Санкт-Петербург, снова работала в колледже, обучая уже взрослых людей по программам ПО и ДПО, поэтому, помимо педагогических, требовались знания по психологии и андрагогике.
— Получается, что череда событий вашей жизни постепенно привела вас к выбору профессии психолога?
— Да, и при этом психология постоянно меня сопровождала, психологические знания требовались для каждой моей должности. Работа «человек – человек» невозможна без знания общей психологии, возрастной психологии. Все эти знания я получала, либо повышая квалификацию, либо проходя необходимую переподготовку, и чаще всего — самообразованием. Очень много читала и, конечно же, сразу применяла на практике.
— А когда решение стать психологом оформилось окончательно?
— Впервые такая мысль возникла лет 15 назад, когда я работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Ко мне пришла наш штатный психолог, посоветоваться и обсудить ее проблемы. Мы с ней прояснили ее ситуацию (сейчас бы я назвала это «запросом») и наметили пути решения, выхода из затруднительного положения. После этой беседы моя секретарь, присутствующая при разговоре, заметила: «Ну, и кто из вас психолог?» Это была шутка, но в тот момент я задумалась о том, что мне действительно было бы интересно заниматься психологией. К тому времени я уже была в личной терапии, училась на собственном опыте, как преодолевать личный кризис.
И все же тогда это было просто минутное желание.
— По каким критериям вы выбирали обучение?
— При моей работе наиболее подходящим вариантом была профессиональная переподготовка и дистанционный формат обучения. Это оптимальный вариант для человека, который осознанно выбирает, что ему изучать, а дистанционная форма позволяла мне планировать свое время и самостоятельно определять образовательный маршрут.
Я рассматривала различные учебные заведения, и тут мне в ВК выплыло сообщение со ссылкой на демо-модуль Института прикладной психологии в социальной сфере. И я зашла посмотреть.
— Судя по тому, что вы после этого выбрали наш Институт, программа вам понравилась?
— В сфере образования я провела предыдущие 25 лет жизни, так что сразу оценила удобство программы обучения.
А уж когда увидела библиотеку вебинаров, то все сомнения отпали окончательно! Эта библиотека — просто кладезь знаний. Информации в ней столько, что глаза разбегаются, и хочется все увидеть, услышать и впитать. Но, увы, не на все хватает времени. Есть еще много интересных тем, которые я не изучила. Дорогу осилит идущий.
— Какую программу выбрали и почему?
— Конечно, «Психолог-практик. Базовая клиентоориентированная стратегия и основные методы психологической помощи». На мой взгляд, это самая широкая программа, да и она очень подходила к моему жизненному опыту и сложившейся профессиональной практике. Эта программа позволяет просмотреть различные направления консультирования. «Психолог-практик» — это как первый модуль в профессиональном образовании психолога, стартовая площадка. Ни для кого не секрет, что психологи, как и педагоги, постоянно учатся и повышают квалификацию, изучают новые направления и модальности.
Изучите фундаментальные основы психологии и самые востребованные направления
— Поделитесь впечатлениями, насколько оправдались ваши ожидания от обучения в Институте прикладной психологии? Достаточно ли было теории и практики?
— Богатство материалов по программе и в библиотеке Института я уже оценила, а практики — ее всегда недостаточно, это аксиома. Но мне повезло: как раз появилась возможность стажировки в Центре развития карьеры, я записалась. Было интересно ощущать себя начинающим, особенно после своего немалого опыта. На стажировке я еще «добрала» практики — и параллельно начала практиковать уже самостоятельно в качестве психолога. Затем в Комьюнити стала наставником — видимо, сказывается педагогическое прошлое. Сейчас помогаю и поддерживаю тех, кто еще учится, и тех, кто только окончил обучение.
— Анна, несмотря на то, что вы всю жизнь занимаетесь, можно сказать, практической психологией, при этом все равно считаете, что практики всегда недостаточно!
— Да, и постоянно ищу возможности для практики, не только для себя. Например, мы с коллегами-наставниками организуем дополнительную практику для участников Комьюнити, а также создали там свою группу поддержки и интервизионную группу.
— Это очень профессиональный подход — постоянно учиться, не останавливаться на достигнутом, и при этом сразу применять знания и помогать в этом другим. Как вам удается все успевать?
— Тайм-менеджмент – это моя опора и поддержка. Это обучение в дистанте не было первым, так что я реалистично оценивала свои возможности, планировала обучение и сдачу заданий с таким учетом, чтобы укладываться до наступления дедлайна. Сказывается педагогический опыт: я долго учила других учиться.
При этом я точно знаю, что самое лучшее образование – это самообразование, то есть когда это осознанный выбор и тебе по-настоящему хочется узнать то, что ты выбрал для изучения. Тогда не будет «отмазок» – нет времени, не успеваю, не получается… Если ты чего-то искренне и сильно хочешь, то найдешь для этого время, силы и другие ресурсы.
— Для целеустремленных нет преград? Или сложности все-таки встречались?
— Самое сложное для меня было брать деньги за свои консультации — ведь раньше я это делала бесплатно. Но, думаю, этот страх случается с большинством начинающих психологов.
Затем было сложно уйти из найма. Это очень серьезный шаг, но я рада, что на него решилась.
Ответы на вопросы, с которыми сталкиваются специалисты в практике.
— Что вам помогло решиться на такой шаг – уйти из найма в «свободное плавание»?
— В тот момент сошлось много факторов: и пандемия, которая изменила наше отношение к фрилансу и дистанту, и начинающееся выгорание на работе. А еще — когда-то давно поставленная цель: работать до 55, а потом заниматься тем, что нравится, не оглядываясь на руководителей и «политику компании». Конечно, мы все понимаем, что фриланс — это не гарантированный доход. Поэтому без поддержки и понимания близких страшно делать такой шаг.
Но близкие меня поддержали. Окончательно решиться помогла фраза младшего сына, которую я говорила своим детям и которую он мне вернул в нужный момент: «Если хочешь – попробуй. Лучше жалеть о том, что сделал, чем о том, что не сделал».
— Анна, вы чаще работаете офлайн или онлайн? Какой формат вам кажется удобнее?
— Главное, чтобы было удобно клиентам. А многим удобно именно онлайн, ведь у меня клиенты из разных регионов, не только из Санкт-Петербурга.
Онлайн работать достаточно комфортно, хотя в начале были сложности такие же, как и у всех: синдромы самозванца и отличника, опасения причинить вред клиенту. Помочь в этом может только практика – и с коллегами, и с клиентами, и личная терапия, и супервизия или интервизия.
— Ни дня без практики и общения?
— Конечно! А еще очень помогает взаимодействие с коллегами из разных модальностей: такое «переопыление» стимулирует двигаться вперед и развиваться как профессионально, так и в личностном плане. Профессионал обязательно поделится с коллегой знаниями и опытом, возьмет на вооружение опыт другого. Это естественно и правильно. Только в общении с коллегами на групповых супервизиях, интервизиях и различных форумах мы пополняем свою базу знаний, чтобы применять на практике. И телеграм-канал я веду, чтобы делиться информацией и с коллегами, и с читателями, клиентами.
Вообще, делиться опытом, просить совета и помощи — это нормально в любом профессиональном развитии.
— Что вам больше всего нравится в работе психолога? Как психология помогает в жизни?
— Психология помогла мне усвоить, что есть закономерности в поведении и развитии каждого человека и группы людей – закономерны и кризисы, и возможности их преодоления. А значит, с этим можно работать и помогать преодолевать сложные периоды. Мне нравится, когда моя работа помогает клиентам совершить собственное «открытие», получить инсайт, понять, что можно изменить и исправить. Я не обещаю «успешного успеха» или исполнения желаний, но я просто уверена, что, если человек хочет, он может серьезно изменить свою жизнь, а я могу ему в этом помочь.
— Это можно считать в некотором смысле вашей миссией в психологии?
— Мне очень нравится фраза из замечательного мультфильма «Ух, ты! Говорящая рыба». Помните? «Делай добро и бросай его в воду!» Примерно так я и вижу свою задачу: «Если есть возможность — помогай и не жди благодарности».
— Получается, вы учитель, который всегда сам продолжает учиться. Какие у вас планы на будущее?
— Продолжать учиться, вести практику и помогать. Сейчас прохожу повышение квалификации в нашем Институте по программе «Телесно-ориентированная терапия и работа с психосоматикой» — потому что приходит много клиентов с запросами о взаимоотношениях в парах, с переживанием и проживанием расставаний, по поводу преодоления очередных кризисов супружеской жизни. И все эти проблемы так или иначе отражаются на физическом состоянии и самочувствии клиентов. Именно поэтому я углубляюсь в вопросы психосоматики и расширяю свои знания по КПТ.
Научитесь помогать клиентам осознать свои телесные ощущения, освободиться от зажимов и улучшить эмоциональное состояние:
Планирую продолжать полезное и интересное общение и наставничество в Комьюнити, консультировать, работать в интервизионных и супервизионных группах, а также в рамках планируемого сообщества, о котором мы «замечтали» с коллегами. Мечтаю открыть свой центр психологической помощи. В нынешнее время появляется все больше людей с ПТСР, здесь тоже надо углубляться, изучать и применять.
В общем, хочется развиваться самой и помогать в этом другим. Планов и «мечт» много, главное — чтобы были все ресурсы для этого.
— Анна, спасибо за интересную беседу, желаем вам удачи в воплощении ваших планов!
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политикe