3 типа клиентов психолога: как найти подход к каждому

Время на чтение: 5 минут
|
12.01.2023
Получайте наши статьи в мессенджерах

Статья создана при участии преподавателя

Пряник Алёны Валерьевны

Практикующий полимодальный психолог, семейный психотерапевт, супервизор, наставник

В психотерапии важен творческий подход и гибкость. Клиенты приходят с разной мотивацией: деловая, потребительская, игровая. Задача психолога — понять поведенческую ориентацию клиента, ведь от этого зависит эффективность терапии.

Деловая ориентация

Есть 2 типа клиентов психолога: с адекватной и неадекватной мотивацией. В первом случае человек нацелен на результат и готов активно работать, во втором — тоже нацелен на результат, но ждет, что проблема решится сама собой.

Пример адекватной деловой ориентации. К психологу обратилась семейная пара: «Мы часто ссоримся, не понимаем друг друга. Помогите нам во всем разобраться, научите общаться, слышать и понимать друг друга. Мы готовы работать, следовать вашим рекомендациям и выполнять домашние задания».

Пример неадекватной деловой ориентации. К психологу обратилась семейная пара: «Мы часто ссоримся, находимся на грани развода. Не понимаем друг друга и не знаем, что делать. Наверное, только вы можете нам помочь. Спасите нашу семью!»

Что делать психологу? Единственная эффективная мотивация клиента — деловая адекватная. Если мотивация неадекватная, психолог может попробовать изменить ее: рассказать о том, что в терапии ответственность делится поровну. Специалист может поддержать, дать полезную информацию, познакомить с техниками и помочь разобраться в себе и ситуации, но только сам клиент может решить свою проблему.

Потребительская ориентация

Клиент настроен на решение проблемы, но ему кажется, что для этого нужно просто прийти к психологу, оплатить консультацию и получить от специалиста готовое решение или совет.

Психолог В. В. Столин выделил 2 типа клиентов с потребительской ориентацией: «обаятельный рантье» и «требовательный рантье». В первом случае клиент старается всячески расположить к себе психолога, а потом переложить на него ответственность. Во втором случае клиент прямо требует, чтобы психолог решил его проблему.

Пример «обаятельного рантье». К психологу обратился мужчина: «Я взрываюсь по пустякам. Даже не понимаю, почему это происходит, ведь я совсем не такой человек. На самом деле я добрый, очень люблю свою семью и работу. Но, чувствую, скоро все потеряю. Пожалуйста, избавьте меня от вспышек агрессии. Скажите, что делать».

Пример «требовательного рантье». К психологу обратился мужчина: «Я взрываюсь по пустякам. Сделайте так, чтобы этого больше не было. Только давайте без домашних заданий и ограничимся одним сеансом. Вы же, наверное, можете как-то проникнуть ко мне в голову, чтобы прямо сейчас во всем разобраться. Тем более я же плачу вам за это».

Что делать психологу? Клиент настроен на решение проблемы, и с этим можно работать, но нужно вернуть ему ответственность. Например, психолог может сказать: «Да, я теперь лучше понимаю вашу проблему и могу предложить методы для работы, но без вашего участия ничего не получится. Я могу поддержать вас, поделиться профессиональными знаниями и навыками, но не могу принимать за вас решения и нести за них ответственность. Если вы готовы занять активную позицию, мы можем поработать».

Игровая ориентация

Клиент не настроен на решение проблемы — втягивает специалиста в психологические игры. Например:

Пример. К психологу обратилась клиентка. Из ее ответов на вопросы специалисту становится ясно, что она не готова работать над проблемой:

Что делать психологу? Следует действовать по ситуации, отвечать на манипуляции, возвращать клиенту ответственность. Например, если клиент говорит, что и сам хорошо разбирается в психологии, и критикует методы психолога, специалист может сказать: «Я вижу, что вы действительно многое знаете, но ведь вы обратились ко мне как к психологу за помощью. Если вам не подходят те методы, которые я предлагаю, или вы сомневаетесь в моей компетентности, возможно, вам стоит поискать другого специалиста».


Люди с игровой ориентацией — это немотивированный тип клиентов психолога-консультанта. В большинстве случаев они приходят ради развлечения. Неадекватная и потребительская ориентация свойственна мотивированным клиентам, но они не до конца видят свою часть работы. Это может быть связано с тем, что клиент пришел по чьей-то просьбе или плохо информирован о том, как строится терапевтический процесс.

При неадекватной и потребительской ориентации психолог может дать больше информации и помочь клиенту изменить мотивацию, настроить его на работу. При игровой ориентации психолог может отказаться от клиента, чтобы сохранить свое время, силы и репутацию.

Специалист может предложить клиенту вместе исследовать проявившиеся детали игрового поведения, например, обесценивание и споры с психологом. Узнать у клиента, встречаются ли подобные реакции в жизни, других сферах и отношениях. И если да, то про что это для него, мешает или помогает, хочет ли он с этим поработать. Как правило, у клиента появляется возможность увидеть, что реакция повторяется и мешает в жизни, а затем у него возникает и желание идти в терапию. 

Пряник Алёна Валерьевна

Таким образом, самый удачный для терапии тип ориентации — деловая адекватная. Но во всех остальных случаях психолог может повлиять на мотивацию клиента, вовлечь его в терапевтический процесс.

Статья создана при участии преподавателя

Пряник Алёны Валерьевны

Практикующий полимодальный психолог, семейный психотерапевт, супервизор, наставник

Остались вопросы?
Задайте специалисту!
Отвечаем с пн.-вс. c 08:30 до 20:30 по Москве
1

Устинова Ксения Игоревна

Старший специалист

3

Колтина Екатерина Александровна

Специалист

2

Фролова Екатерина Сергеевна

Специалист

Записаться или задать вопрос
Нажимая на кнопку, Вы даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политикe