Вы встречали вредный миф о том, что психолог несет 100% ответственности за результат работы? Это не так. Разберемся, что входит в зону ответственности психолога, а что — клиента.
Читайте в статье:
Зоны ответственности психолога и клиента
Психолог поддерживает клиента, знакомит его с психологическими техниками и создает безопасную, доверительную обстановку, в которой человек решает свою проблему.
За что отвечает психолог:
- подбор методов терапии, их безопасность, научную обоснованность и эффективность;
- свои знания и навыки, профессиональную компетентность;
- гипотезы, которые выдвигает в работе;
- рекомендации и информацию, которую дает клиенту;
- соблюдение профессиональной этики — принцип «не навреди», запрет на личные отношения с клиентом, сохранение тайны клиента и другое;
- решение этических дилемм, если они возникают.
За что отвечает клиент:
- восприятие и использование информации, которую дает психолог;
- соблюдение рекомендаций и выполнение домашних заданий;
- свои эмоциональные реакции, мысли и убеждения (психолог только может помочь проанализировать их);
- свои решения и действия на сессиях и в жизни
- открытость и честность в отношениях с психологом.
Психолог и клиент несут ответственность за соблюдение правил сеттинга (встречи): вовремя приходить на консультации, не пропускать их без уважительной причины, приходить трезвым и другие.
В психологическом консультировании ответственность делится поровну. Помочь клиенту можно только в том случае, если он сам готов работать и честен с психологом. Психолог выдвигает гипотезы на основе того, что рассказывает клиент. Если человек искажает информацию, гипотеза может быть неверной, а терапия неэффективной.
Пример распределения зон ответственности между психологом и клиентом. К психологу пришел клиент Михаил. Он хочет стать увереннее в себе. На сессиях психолог обсуждает с Михаилом причины неуверенности, предлагает упражнения и дает задания на дом. Психолог объяснил: важно выполнять упражнения, чтобы формировались новые нейронные связи и привычки, закреплялись новые убеждения и модель поведения. Михаил ответил, что понимает и готов работать. Но после этого игнорирует задания. На следующей сессии психолог еще раз уточнил, что без этого эффективность работы снижается. И что в таком случае клиент берет на себя ответственность за отсроченный результат.
У клиента нет результата. Виноват психолог?
Предположим, психолог обговорил с клиентом все нюансы работы, но через месяц заметил, что результатов работы нет. Что делать в таком случае? Не нужно искать виноватых. Уместнее говорить о том, насколько клиент и психолог следовали принципу ответственности.
Возможные причины, по которым у клиента нет результата:
- в начале работы психолог и клиент не определили запрос и критерии его исполнения или выбрали нереалистичный запрос;
- клиент что-то скрывает от психолога, саботирует процесс;
- клиент не выполняет домашние задания и не следует рекомендациям;
- психолог обещал решить все проблемы клиента за пару консультаций.
Психолог предлагает помощь, знания и навыки, но он не отвечает за то, захочет клиент все это принимать и использовать. Не нужно пытаться спасти клиента и помочь ему во что бы то ни стало, делать все за него и «тащить» его. Идите за клиентом.
Пример границ ответственности между психологом и клиентом. Клиент говорит психологу: «После последней сессии я чувствую себя плохо, как будто мне разбередили рану. Я не хочу продолжать терапию». Психолог отвечает: «Такое может быть в терапии. Иногда чтобы идти вперед, нужно встретиться с болью и перепрожить ее. Я могу помочь вам выйти из этого состояния, но в любом случае решение о продолжении или завершении терапии остается за вами». Психолог предложил помощь, но оставил решение за клиентом.
Еще пример. Клиент критикует методы психолога и говорит, что они не помогают. Психолог отвечает: «Я уверен в эффективности методов. Вы и сами видите, что они работают (напоминает, чего уже удалось достичь клиенту). Но если вам кажется, что методы не работают, вы имеете право поискать другого психолога». Так специалист разграничил ответственность, определили границы в отношениях и продемонстрировал свой профессионализм.
Почему важно разграничивать ответственность в работе психолога и как это сделать
Разграничение ответственности — защита для психолога от профессионального выгорания, негативных отзывов и нападок со стороны клиентов.
Людмила Олеговна Андропова, наш преподаватель-эксперт рассказала, как разграничить ответственность в работе:
Задача психолога заранее позаботиться о распределении ответственности. Нужно обратить внимание на три аспекта.
1. Ожидания клиента. На первой сессии заключите психологический контракт. Обсудите содержание работы, запрос и ожидаемые результаты. Узнайте, чего клиент ждет от вас, как он представляет работу. Если его ожидания нереалистичные, завышенные или лежат за пределами этических норм, помогите скорректировать представления.
2. Время. Проанализируйте проблему клиента и сориентируйте его — сколько примерно времени понадобится на решение проблемы, когда станут заметны первые результаты.
3. Результат. В психотерапии изменения происходят медленно и последовательно, поэтому нужно на каждой сессии подводить итоги. Или в начале консультации отмечать, что изменилось, чего удалось достичь. Задача психолога — самому отмечать шаги на пути к цели и научить клиента отмечать малейшие достижения. Например, можно предложить вести дневник терапии.
Людмила Олеговна Андропова
Если клиент не готов выбирать достижимые цели, работать, отслеживать прогресс и выдвигать адекватные ожидания, ответственность психолога — отказаться от работы с ним.
Разграничение ответственности для психолога это еще и про уважение к себе, заботу о себе. А для клиента это показатель профессионализма психолога и первый шаг на пути к осознанной жизни, позиции автора в ней и принятия ответственности.