Денежный вопрос — один из самых непростых для психологов и коучей с частной практикой. Как правильно выставить цену на услуги, как учесть свой уровень и возможности клиента, и стоит ли бояться конкуренции? Наши выпускницы на личном опыте столкнулись с проблемами ценообразования и теперь знают, как успешно их решить.
Читайте в статье:
- Как комплекс самозванца мешает зарабатывать
- Как эксперименты с ценой помогают найти первых клиентов
- Как оценить свой уровень и найти оптимальную цену
Как комплекс самозванца мешает зарабатывать
Наталья Витюгова — психолог-консультант
Стоимость консультации: 2 000 рублей
Программа профпереподготовки: «Консультативная психология: эффективные стратегии практической психологической помощи»
Когда я только открывала частную практику, столкнулась с сомнениями по поводу стоимости услуг. У меня, как и у многих, был непроработанный вопрос с самоценностью: было ощущение, что мне якобы должно быть стыдно брать деньги за свою работу. Проработать этот комплекс я смогла, обучаясь в Институте, — новые знания о себе помогли выстроить личные границы, полюбить себя и поменять отношение к деньгам.
Поэтому я ставила цену на консультацию уже с осознанной и зрелой позиции. Смотрела на коллег в соцсетях, соотношение их опыта и заработка. Изучала ценовую политику по региону. В итоге вышла на комфортную для меня цену в 2 000 рублей за час работы.
Я понимаю, что со временем стоимость вырастет, но не тороплюсь ее повышать. Мне важно, чтобы клиент не разочаровался в том, что отдал деньги за консультацию.
Потому что я знаю: если у человека будет выбор между тем, чтобы купить что-то домой или потратиться на психотерапию, скорее всего, он предпочтет первое.
Как эксперименты с ценой помогают найти первых клиентов
Яна Иваненко — психолог-консультант
Стоимость консультации: 1 500 рублей
Программа профпереподготовки: «Консультативная психология: эффективные стратегии практической психологической помощи»
На первых консультациях я не всегда знала, в какую стоимость оценить свои услуги, поэтому приходилось действовать опытным путем. Сначала я «играла» ценами на Авито и смотрела, за какую сумму ко мне придет клиент.
Первую консультацию провела за 400 рублей. Второй клиент пришел уже за 800 рублей. Сейчас стоимость моей консультации — 1 500 рублей.
В процессе экспериментов с ценой я заметила, что многие психологи серьезно завышают ее: например, видела консультацию стоимостью 10 000 рублей. Я хорошо понимаю специалистов, которые через работу с клиентами строят собственный бизнес, но передо мной стоит другая задача — помочь как можно большему числу людей. Я знаю, что зачастую у человека, которому тяжело и плохо, просто нет денег на психолога и длительную терапию. И именно этот человек будет нуждаться в помощи больше других. Поэтому пока я не планирую повышать цены, хочу, чтобы мои услуги были доступны всем.
Как оценить свой уровень и найти оптимальную цену
Елена Александрова — коуч, специалист по организации мероприятий в культурной сфере, модель
Стоимость консультации: 3 000 рублей
Программа профпереподготовки: «Практическая психология и коучинг: современные подходы к работе с клиентами»
Разобраться в теме ценообразования мне помогли преподаватели Института. Во время обучения мы проводили мониторинг рынка: это помогло ставить цены и не бояться, что они завышены или занижены. Например, было задание найти практикующего психолога, сравнить его уровень со своим и, исходя из стоимости его услуг, поставить цену на собственную консультацию.
Стартовая стоимость у меня составляла 1 000 рублей за сеанс. Постепенно, с появлением новых знаний и навыков, я повышаю цену. Сейчас остановилась на 3 000 рублей. Но при этом для меня важно не гнаться за прибылью, а постепенно набираться опыта.
Я не стремлюсь взять в работу как можно больше клиентов, консультирую в свое удовольствие. Конкуренция оказалась не так страшна, как кажется.
Да, сейчас психология становится все популярнее, но каждый специалист уникален. Есть столько направлений, нюансов и техник, что быть универсальным психологом невозможно. Поэтому новичку важнее определиться, в каком направлении развиваться — а «свой» клиент точно найдется.