• Главная
  • Блог
  • Транзактный анализ как метод психотерапии. техники, содержание сессии, плюсы и минусы

Транзактный анализ как метод психотерапии. Техники, содержание сессии, плюсы и минусы

Время на чтение: 20 минут
|
24.11.2023
Получайте наши статьи в мессенджерах

Статья создана при участии преподавателя

Морозовой Ольги Александровны

Клинический психолог, коуч, ведущая терапевтических групп для подростков и взрослых, бизнес-тренер.

Мы уже разобрали суть и основные термины транзактного анализа (ТА) в этой статье. Сейчас поговорим о том, что важно знать специалисту, который планирует работать в этом методе психотерапии. Разберемся, как проходит терапия в методе транзактного анализа и какие ловушки могут поджидать специалиста.

Эрик Берн опирался на идеи Зигмунда Фрейда, но видел природу личности иначе. Согласно классическому психоанализу, в человеке есть темная сторона и влечение к первичным инстинктам. Также Фрейд часто говорил о патологиях, акцентировал внимание на изъянах в людях. Берн же придерживался более гуманного и позитивного подхода, он говорил: «Мы все рождаемся принцами и принцессами».

В основе теории Берна идея о том, что с каждым человеком всё так, или, говоря языком транзактного анализа (ТА), всё ок. Последователь Берна Клод Штайнер в книге «Сценарии жизни людей» описал этот принцип следующим образом: «Люди от рождения являются душевно здоровыми». И отметил еще два важных принципа, на которые опирается терапия в транзактном анализе:

Цель транзактного анализа как психотерапии — достижение автономии. Психолог помогает клиенту научиться жить здесь и сейчас, открыто проявляться и самовыражаться, общаться с людьми без психологических игр. Теорию Берна используют для решения проблем в сфере общения, бизнеса и личной жизни.

Принципы транзактного анализа в психологии:

Возможности применения транзактного анализа в психотерапии

Берн считал, что главная задача психотерапевта — не исцелить клиента, а помочь ему устранить препятствие к исцелению. По мнению автора, психика и организм способны и стремятся к самоисцелению и росту.

 

Обычно проблемы в жизни связаны с дисбалансом эго-состояний и неспособностью переключаться между ними в зависимости от ситуации и задач, которые нужно решить. Например, в отношениях человек ведет себя как капризный ребенок: не выполняет обещания, добивается желаемого криками и слезами, не считается с интересами партнера.

В терапии клиент учиться жить осознанно из позиции Взрослого, но при этом слышать и уметь управлять своим Ребенком и Родителем.

С помощью транзактного анализа можно решить любой запрос, например:

Психолог помогает клиенту найти негативные убеждения и запреты, которые лежат в основе проблем. А также обнаружить неэффективные модели поведения, например, игры, в которые обычно играет человек. При помощи ТА можно переписать несчастливый сценарий и изменить решение, лежащее в его основе.

Транзактный анализ используют в психологическом консультировании и психотерапии. Психолог может проводить индивидуальные, групповые и семейные консультации. Кроме того, метод подходит и для тренингов в компаниях, так как частая причина рабочих конфликтов — несовпадение транзакций. Например, начальник относится к подчиненным как критикующий родитель, поэтому они ведут себя как бунтующие дети: срывают дедлайны, опаздывают, плохо выполняют задачи.

Этапы терапии в транзактном анализе

Работа в транзактном анализе проходит по классическому алгоритму:

  1. Знакомство с клиентом. На этом этапе специалист обязательно определяет, какое эго-состояние человека ведущее.
  2. Прояснение запроса.
  3. Контракт.
  4. Выполнение контракта.
  5. Подведение итогов.

В процессе работы, с помощью вопросов консультирования, методов транзактного анализа и техник из других подходов психолог помогает клиенту увидеть корень проблемы, вывести бессознательные процессы на уровень сознательного и трансформировать их в желаемые и эффективные модели мышления и поведения.

Важная часть терапии в транзактном анализе, ее основа — это контракт. Заключить соглашение можно в начале или середине работы. В нем оговариваются цели и направления работы, методы терапии. Контрактов может быть несколько, они могут быть устными и письменными. Например, часто аналитики обращаются к таким видам: контракт на диагностику, антисуицидальный контракт, контракт на изменения.

Работа методами транзактного анализа может быть краткосрочной — в среднем 6–20 сессий, средней продолжительности — от 21 до 50 и долгосрочной — от 50 сессий. В последнем случае обычно речь идет о переписывании сценариев и комплексном изменении жизни, а не решении отдельного запроса.

Примеры техник транзактного анализа в психологическом консультировании и психотерапии

В психотерапии часто используют регрессивные техники для экологичного перепроживания детского опыта. Психолог помогает клиенту не просто погрузиться в эго-состояние Ребенка, но и прожить здесь и сейчас какую-то ситуацию из прошлого. Этот метод подходит для проработки психотравм.

 

Техника «Пустой стул»

Это пример регрессивной техники. Психолог предлагает клиенту сесть на стул, а напротив себя на пустом стуле представить человека, с которым связан неприятный опыт. Например, представить родителя, вспомнить травмирующую ситуацию из детства и сказать родителю то, что человек хотел, но не смог сказать тогда.

В психологическом консультировании регрессивные техники транзактного анализа используются реже, чаще психолог предлагает работу с ситуацией здесь и сейчас. Например, помогает клиенту научиться видеть психологические игры, выходить из них и не затевать их.

Также через консультирование можно найти выход из повторяющихся неприятных жизненных ситуаций. Обычно дело в транзакциях и эго-состояниях. Когда человек научится управлять своим общением, поведением и реакциями, то сможет защитить себя от манипуляций и выйти из круга неприятностей.

Яркий пример такой ситуации — распространенный запрос «Мне все время попадаются не те женщины / мужчины»‎. На самом деле человек сам выбирает таких партнеров, притягивает их своим поведением, а затем отыгрывает в отношениях с ними свой сценарий, подтверждает свои представления о себе, других людях и мире. Например, это может быть убеждение «Я не достоин любви / не могу быть счастливым».

Техника «Театр»

С помощью одно из самых популярных техник транзактного анализа можно определить жизненный сценарий. Вы можете выполнить ее прямо сейчас.

Представьте, что сидите в театре и ожидаете начало спектакля. Он о вашей жизни. Подумайте, как называется этот спектакль и каким он будет:

  • Трагичным или комичным? А может быть, каким-то другим?
  • Как бы вы описали главного героя? Какой он?
  • Сколько еще зрителей пришло на спектакль? Зал полный или пустой?
  • Как вы думаете, что почувствует публика? Например, будет грустить или веселится при просмотре спектакля? Досмотрит ли его до конца?

Спектакль начинается. Вы видите себя в младенчестве. Кто и что вас окружает? Что вы чувствуете?

Затем идет вторая сцена, теперь вам 3–6 лет. Кто и что окружает вас теперь? Кто и что говорит вам? Что вы отвечаете? Что вы чувствуете?

Аналогично представьте свой школьный возраст, юность и последующие периоды жизни до сегодняшнего дня. Последняя сцена — ваша смерть. Во сколько лет и как вы умрете? Что и кто вас окружает? Что вы чувствуете?

Вернитесь в настоящее. Как вам то, что вы увидели? Нравится ли вам ваш сценарий жизни? Вы хотели бы что-то изменить в нем? Если да, то что?

Кроме специальных техник из транзактного анализа, психолог использует общие методы консультирования. Например, активное слушание, перефразирование, резюмирование.

Минусы транзактного анализа

Это бережный метод работы с клиентом, но важно учитывать потенциальные опасности. С одной стороны, язык транзактного анализа понятный и житейский, но с другой — это и создает риски. Важно избегать навешивания ярлыков, например, токсичного употребления слов «жертва», «спаситель», «ребенок».

Какие еще опасности скрыты и как их нейтрализовать:

Например, в эзотерике сейчас популярна тема работы с Внутренним Ребенком. Есть много тренингов и практик для этого, но обычно они не имеют ничего общего с научной психологией. В лучшем случае человек просто потеряет деньги, а в худшем может получить ретравматизацию. А можно насколько заиграться с укреплением Ребенка, что в итоге стать инфантильным.

Человеку нужны естественный Ребенок, заботливый Родитель и сильный Взрослый. Все три эго-состояния важны. Они должны быть сбалансированы, тогда как на деле часто доминируют Родитель или Ребенок. А Взрослый бывает «загрязнен» ими, то есть смешан с состоянием Ребенка или Родителя (контаминирован).

Контаминация — это состояние, при котором одно эго-состояние вторгается в другое. Подобно тому, как вирус проникает в организм и маскируется под его клетки. При контаминации человек думает, что рассуждает как Взрослый, но на самом деле в нем говорит Родитель и его предубеждения или Ребенок и его мании. Обычно контаминация проявляется себя во время стресса.

Хорошо объяснил этот процесс Виктор Викторович Макаров, психиатр, психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор. Развивая идеи Берна в книге «Транзактный анализ. Восточная версия», он пишет, что загрязнение Родителем обычно проявляется в расовых, гендерных, возрастных и сексуальных предрассудках, например: «Мужчины должны быть сильными, а женщины — слабыми».

Загрязнение Ребенком обычно проявляется в заблуждениях, фантазиях, иллюзиях и страхах. Часто это иллюзия собственного величия или никчемности, мания преследования и страх смерти. А также вера в «волшебную таблетку» и синдром отложенной жизни, например: «Когда я разведусь, то я…» или «Когда дети подрастут, то я…»

Контаминация может быть односторонней или двойной. В любом случае с ней можно справиться в терапии через деконтаминацию: транзактный аналитик помогает клиенту заметить загрязнения и отказаться от них, научиться выдерживать границы эго-состояний при любых условиях. Главное в этой работе — укрепление Взрослого. Тогда, как отмечал Берн, контаминации «снимаются с его поверхности как шелуха». И человек начинает видеть реальность более объективно, выбирать более эффективные модели взаимодействия с ней, более трезво воспринимать себя и окружающих.

Статья создана при участии преподавателя

Морозовой Ольги Александровны

Клинический психолог, коуч, ведущая терапевтических групп для подростков и взрослых, бизнес-тренер.

Остались вопросы?
Задайте специалисту!
Отвечаем с пн.-вс. c 08:30 до 20:30 по Москве
1

Устинова Ксения Игоревна

Старший специалист

3

Колтина Екатерина Александровна

Специалист

2

Фролова Екатерина Сергеевна

Специалист

Записаться или задать вопрос
Нажимая на кнопку, Вы даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политикe