• Главная
  • Блог
  • Метафорические ассоциативные карты: что это, как работают

Метафорические ассоциативные карты: что это, как работают

Время на чтение: 11 минут
|
02.10.2024
Получайте наши статьи в мессенджерах

Статья создана при участии преподавателя

Лоленко Елены Валентиновны

Практикующий специалист в области специальной и клинической психологии, социальной психологии и дефектологии, психотерапевт по методу символдрама. Психолог-консультант, преподаватель психологических дисциплин. Ведущая тренинговых занятий.

Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это психологический инструмент, который помогает выводить на уровень осознавания то, что скрыто в бессознательном: подавленные чувства и воспоминания, отрицаемые желания и потребности. Узнаем, с чем еще помогают МАК, и разберем пару техник для работы с ними.

Колода МАК-карт — это колода из 40–100 карточек с художественными изображениями или фотографиями, которые вызывают у человека ассоциации, метафоры, сравнения. 

Первую в истории колоду нарисовал художник Эли Раман в 1975 году. А психолог Моритц Эгетмейер увидел в картинках психотерапевтический потенциал и стал использовать их в работе (1983 год). 

Вопреки расхожему мифу, работа с метафорическими ассоциативными картами не имеет ничего общего с гаданием и картами Таро. При работе с ассоциативными картами нет правильного и неправильного, у карт нет конкретных значений, одно и то же изображение люди будут интерпретировать по-разному. А психолог, в отличие от гадалки, не дает готовых решений, — клиент сам интерпретирует карту. 

Карты из колоды «Про тебя» издательства Генезис‎

Как работают метафорические ассоциативные карты

Действие МАК основано на проекции — защитном механизме психики. Человек смотрит на карту и вместе с психологом исследует, как ее образ отражает его состояние. Для разных людей одна и та же карта может означать разное. 

Пример работы проекции. Маша злится на мужа, но не может прямо сказать о своих чувствах, потому что ей страшно и стыдно. Посмотрев на изображение двух людей на МАК-карте, она тут же говорит: «Женщина злится на мужчину, потому что он не уделяет ей достаточно внимания». Маша смогла поделиться переживаниями, потому что говорила не от своего лица, а как бы от лица нарисованных персонажей.

Вся необходимая информация изначально есть в подсознании, но бывает сложно услышать свой внутренний голос. Поэтому и не получается решить проблему. С помощью МАК человек может вынести в сознание все подсказки из подсознания: чувства, воспоминания, желания, установки. Карты помогают обойти сопротивление психики, так как метафоры, используемые в картинках, являются более мягкой формой конфронтации, чем прямые вопросы. Они позволяют клиенту увидеть свою проблему с новой стороны, не вызывая защитной реакции. 

Примеры проблем, которые можно решить с использованием метафорических ассоциативных карт:

И многое другое. По сути, любую проблему можно вынести на МАК-сессию. Использование метафорических ассоциативных карт уместно для самодиагностики и самопомощи. МАК позволяет человеку самостоятельно провести неглубокую диагностику собственных эмоциональных состояний, определить свои сильные стороны и ресурсы, проработать простые проблемы, а также их можно применять в различных профессиональных сферах:

МАК-карты в работе психолога

Психологи могут работать с метафорическими картами в разных подходах: гештальт, арт-терапия, психоанализ, транзактный анализ. И в разных направлениях психологии: детской, семейной, клинической, организационной. С их помощью можно проводить индивидуальные и групповые занятия с детьми, подростками, взрослыми. Инструмент помогает решать различные задачи.

1. Установить контакт и разговорить клиента. Рассказывая о картинке, а не о себе, человек чувствует себя в безопасности и быстрее раскрывается. В групповой работе метод помогает участникам быстрее адаптироваться и «растопить лед». С элементом игры становится проще говорить даже на сложные темы.

2. Найти и проработать глубинные установки, негативный опыт. Основная задача психолога — помочь клиенту посмотреть на ситуацию с другой стороны и увидеть выход, решение, зоны роста. МАК-карты помогают увидеть скрытые механизмы взаимодействия с самим собой и другими людьми.

3. Улучшить психофизическое состояние клиента. МАК можно использовать не только для диагностики — для коррекции карты тоже подходят. Например, российским специалистам удалось с их помощью можно снизить тревожность (источник: Russian Journal of Education and Psychology, 13(6), 181-195). А израильским — снизить психофизиологическое напряжение во время терапии посттравматического стрессового расстройства и тревожных состояний. В исследовании участвовали 95 человек. Организаторы показывали им разные карты и замеряли сердцебиение и артериальное давление. Оказалось, что МАК могут возбуждать и успокаивать нервную систему. Это еще раз подчеркивает эффективность инструмента и говорит о том, что для работы с МАК нужно иметь соответствующее образование (источник: Front. Psychiatry, 07 November 2022, Sec. Anxiety and Stress Disorders, Volume 13 - 2022).

Виды МАК-карт для очной и онлайн-работы

На картах могут быть изображены рисунки, фотографии, слова, схемы. Есть универсальные МАК-карты — «OH», «Persona», «Saga» — и узкоспециализированные, например, для работы с детьми. Выбор колоды зависит от целей сеанса и типа клиента.

Сегодня существуют около 1000 колод, в том числе виртуальных. Онлайн-работа с МАК не менее эффективна, чем офлайн-сессии. Также можно проводить онлайн-консультации с использованием физических колод: клиент называет номер карты, психолог вытягивает ее и показывает через камеру клиенту. Такой формат не отличается от очного консультирования и открывает новые возможности, помогает расширить клиентскую базу и работать по всему миру.

Психолог может использовать в работе одну или несколько колод, которые выберет сам. Каких-либо рекомендаций и требований нет. Главное — соблюдать общие принципы консультирования. Также психологи могут создавать авторские колоды под свои цели и методы работы. Научиться этому и освоить техники для МАК-карт можно на нашем курсе.

Освойте эффективный инструмент работы с подсознанием

  • дистанционное обучение
  • практика в мини-группах 
  • 17 электронных колод в подарок
27218

Как работать с МАК-картами

Для эффективной работы и корректной интерпретации результатов нужно действовать последовательно.

Шаг 1. Сформулировать запрос. Без запроса работать нельзя, потому что тогда у консультации не будет цели, а эффект терапии снизится. В качестве запроса может выступать вопрос или проблема. Например:

Шаг 2. Вытащить одну или несколько карт. Есть два способа выбора:

Если человеку не нравится карта, которую он вытащил, то можно отложить ее, вытащить другую, а потом вернуться к первой.

Шаг 3. Описать образ. Человек рассказывает, что видит на карте, какие ассоциации у него возникают. Вопросы, которые могут помочь:

Вопросы могут быть и другими. Психолог подбирает их под ситуацию и клиента. Исследование МАК-карты и ее «расшифровка» — творческий процесс, в котором важно опираться на чувства клиента.

Шаг 4. Интерпретация. Психолог помогает клиенту интерпретировать образы и метафоры, связать их с текущими проблемами и переживаниями. Но специалист не говорит за клиента, а мягко направляет его и подводит к решению запроса.

Шаг 5. Обсуждение и подведение итогов. Клиент находит возможные решения и шаги для преодоления проблем. Главный вопрос этого этапа: «Что вы вынесли с сессии?», «С чем вы уходите?»

Особенность работы с группой: тот, у кого в руках карта, и рассказывает о ней. У остальных участников будут другие ассоциации, поэтому им нельзя комментировать изображение или навязывать свое видение. После того, как человек рассказал о своих ассоциациях, вся группа работает с его метафорой, не накладывая свои интерпретации. Потом другой участник может стать «хозяином карты», а остальные будут работать с его ассоциациями. В остальном алгоритм не отличается от индивидуального консультирования.

Групповая работа с МАК — это увлекательный и эффективный метод психологической работы, который сочетает в себе индивидуальный подход с возможностями групповой динамики. В группе участники могут увидеть свои проблемы с новой стороны, узнав о том, как с подобными ситуациями справляются другие люди. Обмен опытом и поддержка от членов группы могут стать дополнительным ресурсом для поиска решений. Групповая динамика может помочь участникам понять и принять свои эмоции, а также научиться эффективно общаться и взаимодействовать с другими людьми

Лоленко Елена Валентиновна

Техники работы с метафорическими ассоциативными картами

Рассмотрим для примера 3 техники: «Ресурсное место», «Биография» и «Определение значимости цели».

«Ресурсное место». Помогает снизить тревогу и уровень стресса, наполниться энергией.

Как выполнять:

  1. Психолог предлагает клиенту вспомнить и в деталях представить место, в котором очень хорошо. Оно может быть реальным, фантастическим, из книги или фильма. Если место реальное, то оно может относиться к прошлому или настоящему.
  2. Клиент выбирает из открытой колоды одну или несколько карт, которые напоминают ему об этом месте. Вызывают те же чувства, похожи на него.
  3. Психолог предлагает рассказать, почему выбраны именно эти карты. Что чувствует клиент, где это чувство в теле. Важно убедиться, что это ресурсные карты, которые запускают цепочку приятных ассоциаций.

На этом сеанс может быть окончен. Клиент может сфотографировать карту и опираться на нее в жизни: если станет тревожно — посмотреть на нее и успокоиться. Или можно продолжить сеанс. 

Техника с метафорическими ассоциативными картами «Ресурсное место» подходит для стабилизации состояния клиента перед разговором на сложную тему. Когда поддерживающее изображение найдено, можно перейти к главному запросу. Важно сказать клиенту, что если ему станет страшно, то он может посмотреть на ресурсную карту. Также если психолог замечает, что клиенту становится плохо, то может предложить посмотреть на изображение, поговорить с ним, вспомнить ресурсное место. А потом вернуться к тревожащему запросу.

«Биография». Способствует гармонизации личности и работе с субличностями.

Как выполнять:

  1. Психолог предлагает клиенту выбрать из открытой колоды 5 карт, олицетворяющих его на разных этапах жизни: детство, подростковый возраст, юность, взрослость, старость.
  2. Психолог предлагает клиенту ответить на вопросы: «Что эти люди говорят вам?», «Что они хотят сказать друг другу?», «Что вы хотите им сказать?». Полезно спрашивать и отвечать из разных образов, выстраивать полноценные диалоги.
  3. Психолог помогает клиенту обобщить полученный материал, найти его связь с реальной жизнью.

С помощью этой техники можно находить и прорабатывать внутренние конфликты. Также «расшифровка» выбранных метафорических ассоциативных карт помогает изучить жизненные сценарии, ценности и установки. Разберем на примере. Представим, что, обращаясь к себе из будущего, человек говорит: «Главное — семья, не жертвуй ей ради работы». И тут он понимает, что в настоящем для него важна семья, что он хочет проводить больше времени с ней.

«Определение значимости цели». Помогает разобраться, действительно ли выбранная цель соответствует желаниям и потребностям человека.

Как выполнять:

  1. Психолог предлагает клиенту выбрать 5 карт закрытым способом и положить их в ряд рубашками вверх.
  2. Клиент по очереди работает с картами: задает вопрос, переворачивает карту, описывает ее и свои чувства. Вопросы для карт с первой по пятую: «Что мне даст достижение цели?», «Что я потеряю, достигнув цели?», «Что я выиграю, если достигну цели?», «Что я проиграю, если достигну цели?», «К чему приведет достижение цели?».
  3. Клиент с помощью психолога обобщает все ответы, исследует их и свои чувства, связывает полученную информацию с реальной жизнью.

Негативные или нейтральные ожидания, мысли и чувства при работе с картами говорят о том, что цель не соответствует потребностям человека. Позитивные состояния при работе с картами подтверждают актуальность цели.

Использование МАК для определения значимости цели — это процесс самопознания и саморефлексии. Он поможет вам увидеть свою цель с новой стороны и принять более осознанное решение о том, стоит ли ее достигать.

Научиться работать с МАК можно за пару месяцев, но без базового психологического образования нельзя консультировать других. Чтобы работать психологом и проводить профессиональные сессии, нужно получить профильное образование по какому-либо направлению психологии: консультативная, клиническая, практическая или другому. Если же хочется использовать метафорические ассоциативные карты и расклады для себя, то можно обойтись без профильного образования.

Статья создана при участии преподавателя

Лоленко Елены Валентиновны

Практикующий специалист в области специальной и клинической психологии, социальной психологии и дефектологии, психотерапевт по методу символдрама. Психолог-консультант, преподаватель психологических дисциплин. Ведущая тренинговых занятий.

Остались вопросы?
Задайте специалисту!
Отвечаем с пн.-вс. c 08:30 до 20:30 по Москве
1

Устинова Ксения Игоревна

Старший специалист

3

Колтина Екатерина Александровна

Специалист

2

Фролова Екатерина Сергеевна

Специалист

Записаться или задать вопрос
Нажимая на кнопку, Вы даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политикe