Работа психолога и клиента начинается с определения запроса — цели консультирования. Без него нельзя оценить эффективность терапии и определить момент ее окончания (достижения цели). Рассказываем, как помочь клиенту с поиском истинного запроса.
Читайте в статье:
Первичный и истинный запрос в психологии: в чем разница?
Немногие клиенты приходят с готовым запросом, большинство обращаются с жалобами и проблемами. Задача психолога — помочь трансформировать это в цель работы.
Схема трансформации жалобы в запрос
Пример. Клиент говорит: «Я постоянно кричу на окружающих, даже по пустякам. Помогите мне перестать срываться». Это первичный запрос.
В результате беседы с психологом клиент понял, что работать нужно над тем, что делает его раздражительным: убирать негативные факторы или менять отношение к ним. Оказалось, что его истинный запрос — повысить стрессоустойчивость, развить навыки саморегуляции.
Задача психолога — помочь клиенту понять, чего он хочет и какой помощи ожидает от специалиста. А если ожидания клиента нереалистичны, то помочь скорректировать их, рассказать о реальных возможностях терапии в этом случае.
Ситуации, в которых нужно прояснить запрос клиента
Разберем часто встречающиеся ситуации, в которых уместно помочь клиенту сформулировать или переформулировать запрос.
Описание ситуации |
Запрос клиента |
Пример переформулирования |
Клиент просит оценить его действия |
«Скажите, я правильно поступил?» |
«То есть вы хотите понять, насколько принятое решение отвечает вашим интересам и потребностям?» |
Клиент перекладывает ответственность на психолога |
«Избавьте меня от этого» |
«То есть вы хотите с моей помощью освоить новую модель поведения? Кстати, какую? Чем вы хотите заменить то, что сейчас не устраивает» |
Клиент просит принять за него решение |
«Что мне делать?» |
«То есть вы хотите, чтобы я помог разобраться в ваших мыслях, чувствах и потребностях, а затем вы бы нашли решение проблемы?» |
Клиент перекладывает ответственность на психолога и другого человека |
«Измените его!» |
«То есть вы хотите вывести отношения на новый уровень, улучшить их?» |
Далее следует действовать по ситуации: начинать работу или дополнительно информировать клиента. Например, при просьбе изменить другого человека уместно сказать, что работать можно только с тем, кто пришел на сеанс. Вы не можете повлиять на другого, но можете помочь клиенту понять, как он влияет на отношения с этим человеком, и при необходимости помочь ему изменить поведение.
Вопросы для прояснения запроса в работе психолога
За первичным запросом не всегда, но часто стоит истинный. Бывает так, что и сам клиент не осознает этого, потому что глубинная проблема находится в бессознательном и прикрыта механизмами психологической защиты.
Задача психолога — помочь клиенту обойти защиту и увидеть истинную проблему. Для этого подойдут вопросы:
- Опишите подробнее ваши переживания, связанные с проблемой.
- Когда вы впервые заметили проблему и испытали подобные переживания?
- Что вы уже пробовали делать для решения проблемы?
- Почему вы захотели обратиться к психологу именно сейчас?
- Как вы представляете свою жизнь, если проблема уйдет?
- В чем вы видите причины возникших трудностей?
- Какие вы видите пути решения вашей проблемы?
- Как вы думаете, чем я могу вам помочь?
- Что мы можем сделать для вас на консультации?
- Каким вы видите результат нашей работы?
- Как вы поймете, что достигли результата?
Пример прояснения запроса
Рассмотрим кейс: девушка жалуется психологу на неспособность построить любовные отношения, просит научить ее знакомиться и общаться с мужчинами.
Психолог: Что вы чувствуете, когда хотите познакомиться с мужчиной или когда он знакомится с вами?
Клиентка: Наверное, страх.
Психолог: Когда вы впервые почувствовали страх при знакомстве или общении с мужчиной?
Клиентка: Не могу сказать точно, с подросткового возраста всегда так было.
Психолог: Как вы думаете, с чем это связано?
Клиентка: «Кажется, я просто боюсь мужчин. Возможно, потому что у меня был строгий отец, и я до сих пор боюсь его».
Психолог: Как вы думаете, что поможет вам в настоящем избавиться от страха перед мужчинами? И каким вы видите результат нашей работы?
Клиентка: Наверное, мне нужно избавиться от страха перед отцом, изменить отношение к нему.
Так от первичного запроса «не могу построить отношения, научите меня общаться с мужчинами» психолог и клиентка пришли к истинному запросу: «изменить отношение к отцу, сепарироваться от него, стать независимой в эмоциональном плане».
Обратите внимание: в итоговом запросе не должно быть вопроса, частицы «но» и формулировок «хочу перестать…», «хочу начать…» — в этом нет цели, конкретики, плана. Также запрос не должен включать слово «проработать» — это размытая формулировка, которую клиент и психолог могут понимать по-разному.
Таким образом, первичный запрос в психологии — это жалоба или проблема, с которой пришел клиент. Рабочий (истинный) запрос — это цель работы с психологом. В дальнейшем могут появляться дополнительные запросы, которые вытекают из главного. При необходимости первичный план работы можно менять, главное — чтобы второстепенные запросы входили в основной и помогали решить его.
Однако не всегда за просьбой клиента скрывается другая проблема. Иногда люди приходят, чтобы просто выговориться, получить информацию по какому-то вопросу, принять непростое решение, разобраться в ситуации. Поэтому на первой консультации важно не только спросить о том, каким клиент видит результат работы, но и о его представлениях о продолжительности терапии. Помните, что психолог не может дать клиенту больше, чем тот готов взять прямо сейчас.