Расстройство аутистического спектра (РАС) связано с генетикой и особенностями развития ребенка во время беременности матери. Это состояние не лечится, но поддается коррекции. С ним можно научиться жить комфортно и эффективно. В статье рассказали о методах работы психолога с ребенком с РАС и его семьей.
Читайте в статье:
Как психолог работает с ребенком с РАС
Начать работу можно с консультации клинического психолога. При необходимости он направит ребенка и к другим специалистам:
- психиатру,
- дефектологу (логопеду),
- неврологу,
- специалисту по адаптивной физкультуре,
- педагогу-психологу.
Главная задача коррекционной работы с ребенком с РАС — создать поддерживающую среду, в которой клиент сможет раскрыть свой потенциал. У каждого человека есть сильные стороны, способности и таланты. Дети с РАС — не исключение.
Психолог проводит коррекционные, развивающие и терапевтические занятия. То есть выводит ребенка из дефицитного состояния, поддерживает его сильные стороны, проводит профилактику и психотерапию тревоги и других состояний, возникающих из-за особенностей развития.
Есть 3 направления психокоррекционной работы, которые выполняются последовательно.
1. Диагностика детей с РАС. Специалист определяет степень выраженности расстройства и его особенности. Изучает характер и темперамент, способности, интересы ребенка и его развитие — интеллектуальное, речевое, эмоциональное, личностное.
2. Составление коррекционно-развивающей программы. Психолог подробно описывает направления и задачи работы, ее цели, методы и прогнозируемые результаты. Знакомит родителей с планом, дает им рекомендации по созданию дома поддерживающей среды. Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с РАС помогает разработать педагог-психолог. Он дает рекомендации о том, в какой образовательной организации и по какой программе лучше заниматься ребенку с аутизмом, опираясь на его интересы и возможности.
3. Непосредственная коррекционная работа с ребенком. Регулярные встречи по составленному плану.
Что включает коррекционно-развивающая программа для ребенка с аутизмом
Программа психокоррекции включает вводное занятие (знакомство) и занятия, направленные на развитие конкретных сфер:
- концентрации внимания,
- навыков запоминания,
- логического мышления,
- общения.
Одно занятие — одна тема. Упражнений в занятии может быть несколько.
Программа может быть разделена на модули, например: занятия с психологом, занятия с дефектологом, занятия с педагогом-психологом.
Средняя продолжительность коррекционного занятия — 30 минут, средняя частота встреч с психологом — 2 раза в неделю. Но расписание и план подбирается индивидуально под каждый случай.
Занятия психолога для детей с РАС могут включать разные методы, например приемы из арт-терапии: сказкотерапию, изотерапию, песочную и игровую терапию, музыкотерапию.
Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с РАС рекомендует использовать для обучения, развития и коррекции такие методы:
- Адаптивная физическая культура — тренировки, направленные на развитие мышечных и сенсорных систем, навыка самоконтроля и координации. При групповых занятиях развиваются еще и социальные навыки.
- Блокировка и перенаправление реакций — переключение внимания ребенка с нежелательного на желательное поведение через подсказки и комментарии.
- Видеомоделирование — обучение через просмотр записей желаемого поведения или навыка.
- Визуальная поддержка — использование картинок и других визуальных элементов для лучшего понимания и запоминания информации.
- Использование подсказок — применение слов, жестов или других стимулов-помощников для выполнения ребенком задачи.
- Моделирование — обучение на реальном примере (демонстрация навыка в жизни здесь и сейчас, по видео- или аудиозаписи).
- Обучение отдельными блоками — развитие навыков по схеме «инструкция → ответ ребенка → последствие (награждение или коррекция ошибки)».
- Положительное и отрицательное подкрепление — работа со стимулом, включение или устранение которого усиливает желательное поведение. Например, поощрение лакомством.
- Сверстнико-опосредованные вмешательства — взаимодействие нейроотличных и нейротипичных детей.
- Сенсорная диета — подбор, комбинация, включение и исключение стимулов, к которым чувствителен ребенок (световых, звуковых и других). Раздражители могут успокаивать, организовывать, помогать сконцентрироваться на задаче, возбуждать.
- Социальные истории — рассказ и демонстрация в картинках социальных сюжетов в конкретных ситуациях (чего ждать, как себя вести).
- Тренинги социальных навыков и функциональной коммуникации — индивидуальные и групповые игровые занятия для развития навыков взаимодействия с людьми.
Подробнее о каждой технологии работы с детьми с РАС и примеры их использования можно найти на сайте Центра. Приемы подходит для развития различных навыков: коммуникативных, социальных, моторных, игровых, бытовых (самообслуживания), когнитивных. Многие методы подходят и для работы со взрослыми людьми с РАС.
Примеры техник для работы психолога
Рассмотрим 2 техники из книги Э. Шоплера, М. Ланзинд и Л. Ватерс «Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей». Их можно использовать на занятиях психолога с ребенком с РАС и дома.
Упражнение |
«Рассказывать истории» |
Для какого возраста |
5–6 лет |
Что развивает |
Познавательную сферу |
Цель упражнения |
Улучшить речь и навык взаимодействия с другим человеком |
Как выполнять |
1) Взять любую книгу рассказов с простыми иллюстрациями. 2) Показать ребенку любую картинку и сказать: «Расскажи, что здесь изображено». Нужно, чтобы ребенок самостоятельно назвал 4–5 деталей. Можно подсказывать через вопросы, например: «Во что одета девочка на картинке?», «Она радуется или грустит?» После подсказок еще раз попросить ребенка самостоятельно и подробно описать картинку — так, как сможет |
Упражнение |
«Что мне нужно?» |
Для какого возраста |
4–5 лет |
Что развивает |
Социальные навыки |
Цель упражнения |
Улучшить навык социального взаимодействия и понимания функций предметов |
Как выполнять |
1) Приготовить бумажную салфетку, куртку и расческу. 2) Разложить предметы перед ребенком. 3) Невербально показать, что вам нужен один из предметов. Например, изобразить, что холодно: обхватить себя руками, имитировать дрожь. 4) Сказать ребенку: «Смотри, [имя ребенка]! Что мне нужно?» Повторить жест, указать кивком головы на предметы. 5) Если ребенок не реагирует — повторить движение «мне холодно» и взять куртку. Если ребенок понял просьбу и дал куртку — надеть ее и поблагодарить ребенка.
Аналогично повторить упражнение с другими предметами |
Важная особенность работы с детьми с РАС — поэтапное развитие отдельных навыков. У них повышенный риск переутомления, поэтому нагрузка (информационная, сенсорная, физическая) должна быть строго дозированной и подобранной под особенности ребенка.
Рекомендации для родителей ребенка с РАС
Самое сложное для родителей — это принять диагноз. Второе по сложности — принять тот факт, что нет лекарства, способного вылечить РАС. Но хорошая новость в том, что ребенка можно скомпенсировать и развить его коммуникативные навыки. Успех этого зависит от усилий семьи. Главное, помнить, что ребенок с РАС не плохой, не ущербный, он просто другой — и ему с нами, нейротипичными людьми, еще сложнее, чем нам с ним. Мы для него — лавина неуправляемого хаоса, которая ежесекундно обрушивается на его хрупкую нервную систему
Добавление этих элементов в жизнь поможет создать дома поддерживающую среду, укрепить у ребенка чувство безопасности и контроля над ситуацией.
- Режим и четкая организация быта
В доме необходимо разделить зоны для отдыха, учебы, игр, бытовую зону. Нужно познакомить ребенка с ними, объяснить различия. Также нужен понятный для ребенка распорядок дня: подъем и отбой в одно время, занятия по расписанию и т. д.
Если намечаются какие-то события или изменения в режиме — важно предупреждать ребенка с аутизмом заранее. Например, если на выходные запланирована поездка к бабушке, то стоит сказать об этом ребенку в начале недели и внести поездку в расписание.
- Правила поведения для всей семьи
Необходимо продумать единые правила поведения дома, на улице, в гостях и общественных местах. Они должны быть понятны ребенку — их можно, например, нарисовать и разместить на видном месте, а можно рассказывать по 1–2 правила, порционно. Лучше не выдавать всё сразу, а дополнять список правил постепенно.
Важно использовать поощрение желательного поведения и игнорирование нежелательного. Системы поощрений для ребенка должны придерживаются все члены семьи. Пример: убрал игрушки — посмотрел любимый мультфильм. Если ребенок отказывается убирать игрушки, то родителю стоит спокойно повторять свою просьбу. Но если ребенок становится агрессивным, то лучше отложить уборку игрушек и перенаправить внимание ребенка на более приятную для него деятельность, а потом вернуться к уборке.
Родителям нужно быть терпеливыми и сдержанными, показывать последовательное, предсказуемое, понятное поведение. Если сложно справляться с эмоциями — стоит обратиться к психологу. При этом важно уметь отказывать ребенку с РАС, обозначать свои границы и тем самым учить его тому же.
Другие рекомендации:
- Давать ребенку с РАС возможность выбора, желательно в любых занятиях, играх, вещах, продуктах. Полезно найти несколько вариантов, которые нравятся ребенку, и всегда напоминать, что у него есть выбор. Это уменьшит вероятность истерик и нежелательного поведения.
- Искать специфический интерес ребенка как надежную точку входа в контакт.
- Собрать индивидуальный набор защиты от сенсорной перегрузки. При гиперчувствительности к свету — солнцезащитные очки, к звукам — наушники с шумоподавлением.
- Стимулировать интерес ребенка к общению и окружающему миру. Не стоит принуждать ребенка общаться, силой обнимать или иначе грубо воздействовать на него. Как и не стоит отмахиваться от ребенка. Важно деликатно приглашать его к играм и общению, активно демонстрировать своим примером желательное поведение.
- Организовать работу психолога с ребенком с РАС. Обязательно нужно найти специалиста, который составит индивидуальную программу коррекции. Чем раньше будет поставлен диагноз и подобрана программа, тем лучше прогноз.
Не игнорируйте заботу о себе. Ребенок с РАС требует больше внимания, поэтому родителям важно не забывать о себе. Не стоит зацикливаться на ребенке, полезно посещать психолога и уделять время себе, например, найти хобби.
Главное — принимать ребенка таким, какой он есть. Стараться увидеть и понять все его особенности, строить реальность с их учетом. Полезно общаться с психологами и педагогами, узнавать как можно больше информации о РАС, найти группу поддержки для себя и ребенка. Еще полезно изучать возрастную психологию, чтобы понимать, как в норме ребенок развивается по месяцам и годам.
Важно избегать инфантилизации и инвалидизации ребенка, гиперопеки и вседозволенности. Нужно уважать его особенности развития, но вместе с этим воспитывать как нейротипичного ребенка. Необходимо найти баланс, чтобы вхождение в общество было еще более удачным.
Полезные ресурсы для родителей
Сайты, на которых можно найти дополнительную поддержку онлайн и офлайн.
Название и ссылка |
Описание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расстройство аутистического спектра — это следствие особенностей функционирования нервной системы и когнитивной сферы (мышление, память, внимание). Проявляется в эмоционально-волевой сфере, социальных навыках, поведении. Человеку сложно строить отношения, хотя потребность в близости и общении есть. Он нуждается в дополнительной поддержке и заботе для того, чтобы организовать свой быт, получить образование, найти работу, обзавестись друзьями. Чем раньше и всесторонне будет оказана помощь — тем лучше.