Как может помочь психолог ребенку с РАС и его семье

Время на чтение: 10 минут
|
24.06.2024
Получайте наши статьи в мессенджерах

Статья создана при участии преподавателя

Морозовой Ольги Александровны

Клинический психолог, коуч, ведущая терапевтических групп для подростков и взрослых, бизнес-тренер.

Расстройство аутистического спектра (РАС) связано с генетикой и особенностями развития ребенка во время беременности матери. Это состояние не лечится, но поддается коррекции. С ним можно научиться жить комфортно и эффективно. В статье рассказали о методах работы психолога с ребенком с РАС и его семьей.

Как психолог работает с ребенком с РАС

Начать работу можно с консультации клинического психолога. При необходимости он направит ребенка и к другим специалистам:

Главная задача коррекционной работы с ребенком с РАС — создать поддерживающую среду, в которой клиент сможет раскрыть свой потенциал. У каждого человека есть сильные стороны, способности и таланты. Дети с РАС — не исключение.

Психолог проводит коррекционные, развивающие и терапевтические занятия. То есть выводит ребенка из дефицитного состояния, поддерживает его сильные стороны, проводит профилактику и психотерапию тревоги и других состояний, возникающих из-за особенностей развития.

Есть 3 направления психокоррекционной работы, которые выполняются последовательно.

1. Диагностика детей с РАС. Специалист определяет степень выраженности расстройства и его особенности. Изучает характер и темперамент, способности, интересы ребенка и его развитие — интеллектуальное, речевое, эмоциональное, личностное.

2. Составление коррекционно-развивающей программы. Психолог подробно описывает направления и задачи работы, ее цели, методы и прогнозируемые результаты. Знакомит родителей с планом, дает им рекомендации по созданию дома поддерживающей среды. Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с РАС помогает разработать педагог-психолог. Он дает рекомендации о том, в какой образовательной организации и по какой программе лучше заниматься ребенку с аутизмом, опираясь на его интересы и возможности.

3. Непосредственная коррекционная работа с ребенком. Регулярные встречи по составленному плану.

Что включает коррекционно-развивающая программа для ребенка с аутизмом

Программа психокоррекции включает вводное занятие (знакомство) и занятия, направленные на развитие конкретных сфер:

Одно занятие — одна тема. Упражнений в занятии может быть несколько.

Программа может быть разделена на модули, например: занятия с психологом, занятия с дефектологом, занятия с педагогом-психологом.

Средняя продолжительность коррекционного занятия — 30 минут, средняя частота встреч с психологом — 2 раза в неделю. Но расписание и план подбирается индивидуально под каждый случай.

Занятия психолога для детей с РАС могут включать разные методы, например приемы из арт-терапии: сказкотерапию, изотерапию, песочную и игровую терапию, музыкотерапию.

Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с РАС рекомендует использовать для обучения, развития и коррекции такие методы:

Подробнее о каждой технологии работы с детьми с РАС и примеры их использования можно найти на сайте Центра. Приемы подходит для развития различных навыков: коммуникативных, социальных, моторных, игровых, бытовых (самообслуживания), когнитивных. Многие методы подходят и для работы со взрослыми людьми с РАС.

Примеры техник для работы психолога

Рассмотрим 2 техники из книги Э. Шоплера, М. Ланзинд и Л. Ватерс «Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей». Их можно использовать на занятиях психолога с ребенком с РАС и дома.

Упражнение

«Рассказывать истории»

Для какого возраста

5–6 лет

Что развивает

Познавательную сферу

Цель упражнения

Улучшить речь и навык взаимодействия с другим человеком

Как выполнять

1) Взять любую книгу рассказов с простыми иллюстрациями.

2) Показать ребенку любую картинку и сказать: «Расскажи, что здесь изображено». Нужно, чтобы ребенок самостоятельно назвал 4–5 деталей.

Можно подсказывать через вопросы, например: «Во что одета девочка на картинке?», «Она радуется или грустит?» После подсказок еще раз попросить ребенка самостоятельно и подробно описать картинку — так, как сможет


Упражнение

«Что мне нужно?»

Для какого возраста

4–5 лет

Что развивает

Социальные навыки

Цель упражнения

Улучшить навык социального взаимодействия и понимания функций предметов

Как выполнять

1) Приготовить бумажную салфетку, куртку и расческу.

2) Разложить предметы перед ребенком.

3) Невербально показать, что вам нужен один из предметов. Например, изобразить, что холодно: обхватить себя руками, имитировать дрожь.

4) Сказать ребенку: «Смотри, [имя ребенка]! Что мне нужно?» Повторить жест, указать кивком головы на предметы.

5) Если ребенок не реагирует — повторить движение «мне холодно» и взять куртку. Если ребенок понял просьбу и дал куртку — надеть ее и поблагодарить ребенка.

 

Аналогично повторить упражнение с другими предметами

Важная особенность работы с детьми с РАС — поэтапное развитие отдельных навыков. У них повышенный риск переутомления, поэтому нагрузка (информационная, сенсорная, физическая) должна быть строго дозированной и подобранной под особенности ребенка.

Рекомендации для родителей ребенка с РАС

Самое сложное для родителей — это принять диагноз. Второе по сложности — принять тот факт, что нет лекарства, способного вылечить РАС. Но хорошая новость в том, что ребенка можно скомпенсировать и развить его коммуникативные навыки. Успех этого зависит от усилий семьи. Главное, помнить, что ребенок с РАС не плохой, не ущербный, он просто другой — и ему с нами, нейротипичными людьми, еще сложнее, чем нам с ним. Мы для него — лавина неуправляемого хаоса, которая ежесекундно обрушивается на его хрупкую нервную систему

Морозова Ольга Александровна

Добавление этих элементов в жизнь поможет создать дома поддерживающую среду, укрепить у ребенка чувство безопасности и контроля над ситуацией.

  • Режим и четкая организация быта

В доме необходимо разделить зоны для отдыха, учебы, игр, бытовую зону. Нужно познакомить ребенка с ними, объяснить различия. Также нужен понятный для ребенка распорядок дня: подъем и отбой в одно время, занятия по расписанию и т. д.

Если намечаются какие-то события или изменения в режиме — важно предупреждать ребенка с аутизмом заранее. Например, если на выходные запланирована поездка к бабушке, то стоит сказать об этом ребенку в начале недели и внести поездку в расписание.

  • Правила поведения для всей семьи

Необходимо продумать единые правила поведения дома, на улице, в гостях и общественных местах. Они должны быть понятны ребенку — их можно, например, нарисовать и разместить на видном месте, а можно рассказывать по 1–2 правила, порционно. Лучше не выдавать всё сразу, а дополнять список правил постепенно.

Важно использовать поощрение желательного поведения и игнорирование нежелательного. Системы поощрений для ребенка должны придерживаются все члены семьи. Пример: убрал игрушки — посмотрел любимый мультфильм. Если ребенок отказывается убирать игрушки, то родителю стоит спокойно повторять свою просьбу. Но если ребенок становится агрессивным, то лучше отложить уборку игрушек и перенаправить внимание ребенка на более приятную для него деятельность, а потом вернуться к уборке.

Родителям нужно быть терпеливыми и сдержанными, показывать последовательное, предсказуемое, понятное поведение. Если сложно справляться с эмоциями — стоит обратиться к психологу. При этом важно уметь отказывать ребенку с РАС, обозначать свои границы и тем самым учить его тому же.

Другие рекомендации:

  • Давать ребенку с РАС возможность выбора, желательно в любых занятиях, играх, вещах, продуктах. Полезно найти несколько вариантов, которые нравятся ребенку, и всегда напоминать, что у него есть выбор. Это уменьшит вероятность истерик и нежелательного поведения.
  • Искать специфический интерес ребенка как надежную точку входа в контакт.
  • Собрать индивидуальный набор защиты от сенсорной перегрузки. При гиперчувствительности к свету — солнцезащитные очки, к звукам — наушники с шумоподавлением.
  • Стимулировать интерес ребенка к общению и окружающему миру. Не стоит принуждать ребенка общаться, силой обнимать или иначе грубо воздействовать на него. Как и не стоит отмахиваться от ребенка. Важно деликатно приглашать его к играм и общению, активно демонстрировать своим примером желательное поведение.
  • Организовать работу психолога с ребенком с РАС. Обязательно нужно найти специалиста, который составит индивидуальную программу коррекции. Чем раньше будет поставлен диагноз и подобрана программа, тем лучше прогноз.

Не игнорируйте заботу о себе. Ребенок с РАС требует больше внимания, поэтому родителям важно не забывать о себе. Не стоит зацикливаться на ребенке, полезно посещать психолога и уделять время себе, например, найти хобби.

Главное — принимать ребенка таким, какой он есть. Стараться увидеть и понять все его особенности, строить реальность с их учетом. Полезно общаться с психологами и педагогами, узнавать как можно больше информации о РАС, найти группу поддержки для себя и ребенка. Еще полезно изучать возрастную психологию, чтобы понимать, как в норме ребенок развивается по месяцам и годам.

Важно избегать инфантилизации и инвалидизации ребенка, гиперопеки и вседозволенности. Нужно уважать его особенности развития, но вместе с этим воспитывать как нейротипичного ребенка. Необходимо найти баланс, чтобы вхождение в общество было еще более удачным.

Полезные ресурсы для родителей

Сайты, на которых можно найти дополнительную поддержку онлайн и офлайн.

Название и ссылка

Описание

Фонд «Выход»

  • Исследования и статьи об аутизме
  • Тест на риски аутизма
  • Ответы на частые вопросы

Федеральный ресурсный центр «Аутизм»

  • Информация: видео, статьи, инфографика, подборка литературы
  • Платная помощь: диагностика и коррекция, индивидуальные и групповые занятия
  • Карта организаций, помогающих детям с РАС — по регионам России
  • Бесплатные мероприятия и занятия — только в Москве

Региональная общественная организация «Контакт»

  • Консультации для родителей по психологическому и образовательному сопровождению ребенка, защите его прав
  • Информация об аутизме и тесты для диагностики
  • Анонсы мероприятий
  • Новости из мира аутизма

Фонд «Антон тут рядом»

  • Информация по теме для людей с РАС, родителей, специалистов
  • Исследования об аутизме
  • Бесплатные консультации психолога и юриста
  • Большая база психиатров из разных городов
  • Помощь с трудоустройством людям с РАС

Ассоциация «Аутизм регионы»

  • Список помогающих организаций по регионам России
  • Информация об аутизме для всех, кто интересуется темой
  • Ответы экспертов на частые вопросы
  • Методические пособия для родителей и учителей
  • Другие полезные материалы

Благотворительная организация «Открытая среда»

  • Психологическая и гуманитарная помощь людям с РАС и их семьям
  • Обучение взрослых с РАС самостоятельной жизни, реабилитация
  • Арт-группы, социальный клуб, киноклуб
  • Ресурсные встречи для сиблингов

Расстройство аутистического спектра — это следствие особенностей функционирования нервной системы и когнитивной сферы (мышление, память, внимание). Проявляется в эмоционально-волевой сфере, социальных навыках, поведении. Человеку сложно строить отношения, хотя потребность в близости и общении есть. Он нуждается в дополнительной поддержке и заботе для того, чтобы организовать свой быт, получить образование, найти работу, обзавестись друзьями. Чем раньше и всесторонне будет оказана помощь — тем лучше.

Статья создана при участии преподавателя

Морозовой Ольги Александровны

Клинический психолог, коуч, ведущая терапевтических групп для подростков и взрослых, бизнес-тренер.

Остались вопросы?
Задайте специалисту!
Отвечаем с пн.-вс. c 08:30 до 20:30 по Москве
1

Устинова Ксения Игоревна

Старший специалист

3

Колтина Екатерина Александровна

Специалист

2

Фролова Екатерина Сергеевна

Специалист

Записаться или задать вопрос
Нажимая на кнопку, Вы даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политикe