• Главная
  • Блог
  • Трудности психологического онлайн-консультирования. Разбираемся с экспертом, как решать проблемы

Трудности психологического онлайн-консультирования. Разбираемся с экспертом, как решать проблемы

Время на чтение: 4 минуты
|
05.04.2022
Получайте наши статьи в мессенджерах

Статья создана при участии преподавателя

Пряник Алёны Валерьевны

Практикующий полимодальный психолог, семейный психотерапевт, супервизор, наставник

Представьте, что вы созвонились с клиентом, а он наводит порядок дома и встречает вас словами: «Совсем не хватает времени. Вы говорите-говорите, а я пока пыль протру. Я внимательно слушаю». Как вы отреагируете?

Давайте вместе разберемся, как подготовиться к онлайн-консультации и что делать, если возникли сложности.

В онлайн-консультировании есть свои алгоритмы и техники. Алёна Валерьевна Пряник, эксперт Института и преподаватель курса «Технологии психологического интернет-консультирования (e-therapy)», рассказала, как психологу подготовиться к онлайн-консультации.

Вместе с нашим экспертом разберемся, как реагировать на непредвиденные ситуации во время онлайн-сессии и какую пользу из них можно извлечь.

Во время онлайн-сессии пропала связь

Важно заранее обговорить с клиентом и проверить у себя технические возможности для онлайн-консультирования: стабильный интернет, наушники и микрофон, подходящие программы.

Для работы и психологу, и клиенту удобнее использовать компьютер, ноутбук или планшет.

Если во время сессии пропадает изображение или звук, можно предложить клиенту связаться другим способом. Работаете в Skype? Держите под рукой ссылку в Zoom. В крайнем случае можно перейти в WhatsApp или другой мессенджер.

Если не удается решить технические вопросы — стоит перенести встречу или завершить ее по переписке, созвониться по телефону.

В комнату вошел посторонний. Клиент отвлекается

Непросто сконцентрироваться, если есть отвлекающие факторы: ребенок просит уделить ему внимание, звонит телефон или в кадр попадает домашнее животное. А если во время сессии кто-то врывается в комнату к психологу или клиенту, нарушается конфиденциальность.

Психологу со своей стороны нужно заранее обо всем позаботиться — выделить отдельный кабинет для онлайн-консультирования, где никто и ничто не будет отвлекать. И попросить клиента организовать безопасное пространство для себя.

 

Если на онлайн-сессии психолог замечает, что клиенту что-то мешает, не нужно требовать убрать отвлекающий фактор. Лучше взять это в терапию и задать «отзеркаливающие»‎ вопросы:

  • Как вы чувствуете себя, когда вас постоянно отвлекают?
  • Насколько это для вас продуктивно? Как вам общаться со мной в таких условиях?
  • Как вы себя сейчас чувствуете, насколько свободно?
  • Как думаете, можете ли вы организовать для себя более безопасное и конфиденциальное пространство?

Так можно выявить проблемы с личными границами человека. У психолога должен возникнуть вопрос: «Почему даже при предварительном обсуждении вопросов безопасности и конфиденциальности клиент все равно не смог позаботиться о себе? Что у него с границами? Почему он впускает в свое пространство того, кто сейчас не должен там находиться?» Это не стоит озвучивать прямо — достаточно вопросов на «отзеркаливание»‎ и дальнейшего анализа.

 

Пряник Алёна Валерьевна

Клиент нарушил правила встречи или отключился раньше времени

До онлайн-консультации стоит проговорить с клиентом некоторые правила (сеттинг):

Если клиент сначала соглашается с этими правилами, а затем нарушает их, например, приходит в состоянии алкогольного опьянения — это стоит вынести на обсуждение и объяснить, что психолог не работает с клиентом в состоянии измененного сознания. В таком случае встречу стоит прекратить, во всех остальных — отражать происходящее клиенту и продолжать сессию.

Еще одна возможная проблема — клиент раньше закончил консультацию. Например, разозлился и выключил компьютер. В таком случае психолог ничего не может сделать. Но если клиент потом вернется или напишет, это можно брать в работу. Следующую сессию можно начать так: «Кажется, в прошлый раз мы завершили сессию экстренно. Расскажите, пожалуйста, что с вами происходило, что вы чувствовали тогда?»

Пряник Алёна Валерьевна

Как помочь клиенту подготовиться к онлайн-консультации

До консультации расскажите клиенту о том, как избежать проблем на онлайн-сессии, и сами подготовьтесь. Можно проверить себя по чек-листу:

Онлайн-консультирование — это мощный инструмент, который делает психологическую помощь максимально доступной. Он используется для работы со многими запросами и категориями клиентов. Его практикуют психологи всех направлений. Бывает, что кому-то из клиентов он не подходит, но это, скорее, вопрос личных предпочтений, а со сложностями вроде технических сбоев можно справиться.

Читайте также

Статья создана при участии преподавателя

Пряник Алёны Валерьевны

Практикующий полимодальный психолог, семейный психотерапевт, супервизор, наставник

Остались вопросы?
Задайте специалисту!
Отвечаем с пн.-вс. c 08:30 до 20:30 по Москве
1

Устинова Ксения Игоревна

Старший специалист

3

Колтина Екатерина Александровна

Специалист

2

Фролова Екатерина Сергеевна

Специалист

Записаться или задать вопрос
Нажимая на кнопку, Вы даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политикe