Большинство новичков в психологии боятся совершить ошибку, сделать клиенту больно — нанести травму. Но если и стоит чего-то опасаться, так это ретравматизации, считает Дмитрий Гаврилов, практикующий психолог, преподаватель и наш выпускник.
Провокативный психолог, гештальт-консультант, нейродефектолог, журналист
Выпускник программы «Гештальт-консультирование в психологической практике»
Читайте в статье:
Что такое ретравматизация
Нанести травму в терапии довольно сложно, если вы заранее подготовите клиента к тому, что в какой-то момент ему может стать больно, при этом вы сами чувствительны и устойчивы по отношению к клиенту. Важно даже не это, а то, что клиент пойдет на травму.
Гораздо сложнее дело обстоит с ретравматизацией, то есть «вскрытием» травмы, которая уже была у клиента. Тело и мозг будут всячески это прятать и капсулировать пережитое насилие или потерю.
Там, где я не справляюсь, я стараюсь с этим ничего не делать, не рефлексировать, не переживать. В моменте моя боль сильнее меня, и я ничего не могу с ней сделать. Добавьте к этому, например, юный возраст, либо невозможность прожить горе. И тогда я «законсервирую» то, что произошло. Я настолько не могу с этим справиться (ни вывести из себя, ни пересмотреть в свою пользу или как-то переработать), что другого выхода у меня нет. Через какое-то время саднящее чувство боли приводит меня к психологу или в терапевтическую группу. Там я, совершенно не подозревая об этом, могу вскрыть свою рану — буквально обо что угодно.
Если травма хорошо спрятана и человек научился жить с этой болью, почти не слышит е, то ретравматизация не произойдет из-за простого «привет». Но если на сессии или в группе будут появляться чувства, похожие на те, что он испытал при травме, то ретравматизация вполне вероятна.
Точный вопрос со стороны психолога или переживание у кого-то в группе, похожее на тогдашнее, — и вот клиент уже в процессе, который столько лет прятал поглубже. Об этом мало кто говорит, но это важный процесс, с которым мы как психологи будем часто встречаться.
Боль, опыт и другие последствия ретравматизации
Чем грозит ретравматизация? Новым опытом и большой болью — в разы больше, чем тогда, когда травма была нанесена. Происходит это потому, что я уже не тот, я как-то научился с этим жить (как будто победил). А тут оно снова поднимается, кровоточит и, что важно, я уже не могу ничего с этим сделать.
Ретравматизация похожа на прорыв дамбы, никакие укрепления разрушенной плотины сейчас не помогут — вас сносит потоком боли, слез, страхов. Здесь ничего нельзя сделать: ни оставить, ни прекратить, ни отложить. Как говорил великий психотерапевт Виктор Франкл, в страдании заложен высший смысл, боль нужно принять, прожить. Выбор, конечно, есть всегда, но избегать себя у себя же внутри выходит не очень хорошо и получается это не долго.
Ретравматизация поднимет всю боль, которая была проигнорирована, и обязательно добавит что-то еще, актуализирует другие процессы. Например, к «меня тогда не любили и предали» добавится еще и «меня и сейчас не любят и могут предать». Ретравматизация как будто подводит итог: от чего я так убегал и к чему пришел?
Ретравматизация пугает не только новичков, но и маститых психологов, это непросто выдержать даже опытному специалисту. Помогает в таких случаях супервизия. А если она недоступна, то интервизия. Супервизия поможет укрепиться в собственных границах и идентичности, в интервизии опыт можно разделить с коллегами.
Ретравматизация психолога
Не менее интересный феномен — ретравматизация самого психолога. Происходит это сплошь и рядом, особенно если у начинающего специалиста мало часов личной терапии, на которой мы наращиваем «броню» в собственных уязвимостях, сами проживаем травму.
Пройдя свой опыт, вы сможете быть проводником для другого человека. Даже несмотря на то, что ваш опыт и опыт клиента будут отличаться, вы будете говорить на одном языке с ним. А еще он будет в этом процессе не один. Он будет ясно понимать, что рядом вы — тот, кто прошел через подобное. Это важно.
И все же брешь даже в самой новой или же идеально отреставрированной стене найти можно — иногда на процессы клиента поднимаются наши процессы. Ретравматизация может произойти в любое время, в любом месте, от клиентской истории и даже от одной фразы, например, в книге, фильме или песне. Абсолютно точно она может «зайти» через что-то негативное (чужую травму), а может и через позитивное (отсутствие такой травмы у другого).
Что делать в таком случае? Снова вспомнить о супервизии и, по возможности, определить для себя: можете ли вы дальше работать с клиентом или лучше его передать коллеге. Бросать человека в ретравматизации мы не имеем права, но можно, например, попробовать работать под супервизией (подключая к беседе специалиста), если клиент на это согласен.
Как справиться с ретравматизацией и обернуть ее себе на пользу
Ретравматизация похожа на тупик — человек не ощущает внутренних ресурсов, он отрезан от них. Психологу со своей ретравматизацией также нужно бежать к терапевту. Несмотря на всю боль ситуации, она — окно возможностей. Здесь можно что-то изменить, если вы прибегаете к гештальту или, допустим, к психоанализу. А можно к чему-то приспособиться, адаптироваться, если вы работаете в когнитивно-поведенческой терапии или НЛП (нейролингвистическом программировании).
Важна при этом и длительность терапии: при ретравматизации стоит говорить о неделях, а не месяцах и тем более годах. Носить тяжесть на сердце мучительно и невыносимо, любому из нас захочется побыстрее от нее избавиться. Важно понимать, что быстро такое избавление, скорее всего, не произойдет.
Что же мы можем сделать, как помочь себе или человеку, который столкнулся с ретравматизацией?
Во-первых, говорить! Много, объемно, не избегать контактирования с самим собой, не замыкаться. В идеале, говорить нужно с психологом: с ретравматизацией можно работать не раз в неделю, как обычно, а, например, встречаться дважды в неделю.
Во-вторых, допускать все процессы, которые происходят. Ретравматизацию нельзя ускорить, исцеление у каждого из нас происходит своим темпом и своими возможностями. По чуть-чуть, по капле, мы будем выводить боль через осознавание того, что происходит сейчас и что происходило тогда.
В-третьих, крайне важно поддерживать свое физическое состояние. При ретравматизации «летит» не только психика, но и «физика»: могут возникать психосоматорные заболевания, актуализироваться какие-то хронические болячки. ЖКТ, кожа, давление, проблемы со сном. Важно укреплять тело — здоровое тело поможет выдержать душевную боль. Витамины, гигиена сна, прогулки на природе, приятное общение, здоровое питание — все это будет играть решающую роль на пути к исцелению от травмы.
Если становится совсем плохо, стоит обратиться к психиатру, который может назначить медикаментозную терапию. Точно стоит узнать о состоянии своего тела: сдать анализы, узнать, что там с гормонами, посетить эндокринолога и невролога.
Столкнувшись с ретравматизацией, вы приобретете новый опыт, станете сильнее и, возможно, закроете свой давний гештальт. В любом случае, у вас всегда есть выбор: оставаться в этом месте одному и решать все самому – или же обратиться за помощью и с поддержкой войти в дверь, которая долгое время была закрыта.