Ольга пришла в психологию после развода и выгорания на прежней работе. Она считает, что именно гештальт-терапия помогла ей вернуть понимание своего места в жизни, а теперь психолог и наставник Комьюнити помогает другим женщинам в сложных ситуациях упорядочить хаос в мыслях и чувствах.
Программа профпереподготовки: Гештальт-консультирование: курс для практикующих специалистов
Цель, с которой пришла учиться: помочь себе, чтобы помогать другим
Читайте в статье:
— Ольга, расскажите, как вы пришли в психологию? Какие события повлияли на ваш выбор?
— Впервые я познакомилась с психологией в качестве клиента. Это было около 10 лет назад, в сложный период моей жизни – я переживала развод. Я обратилась к психологу, когда поняла, что перестала быть собой и что очень хочу вернуть себе свою жизнь. И психолог помог мне справиться. В терапии я обратила внимание на себя и свое состояние, а не только на внешние события. Через личный опыт я осознала проблему взаимоотношений гораздо шире: увидела, как много женщин страдают, переживая разводы, расставания, измены. И мне захотелось начать помогать им, чтобы они как можно быстрее и бережнее для себя преодолели этот сложный период. Это тяжелый путь, но его точно можно пройти, пережить и понять, что жизнь продолжается.
После этого я стала присматриваться к психологии как к своей будущей профессии. Начала просматривать учебные заведения, программы, направления. И вот около четырех лет назад я выбрала программу и поступила в наш Институт прикладной психологии в социальной сфере. Именно с него и начался мой путь психолога.
— Какие программы Института прикладной психологии привлекли ваше внимание и почему?
— Первоначально я обратила внимание именно на программу гештальт-консультирования: здесь можно было получить образование психолога сразу же по направлению «гештальт». Для меня это был идеальный вариант.
Вообще, любовь с гештальтпсихологией у меня случилась с первого взгляда. В этом очень много про чувства, про контакт с собой, с близкими, с миром, и это мне сильно откликалось. Ведь раньше вопросы типа «как ты сейчас, что ты чувствуешь?» ставили в тупик. На поверхностном уровне мы все привыкаем отвечать «нормально, как обычно» или просто «плохо», не углубляясь в собственные чувства. Но чем чаще я задавала себе эти вопросы, тем больше чувствовала контакт с собой, стала замечать реакции своего тела на события в моменте. Это очень помогает определить, что ты по-настоящему чувствуешь. А ведь именно наши чувства делают нас и нашу жизнь уникальными!
Гештальтпсихология помогает научиться быть «здесь и сейчас». Именно в этот момент ощущаешь полноту – и именно своей жизни. Поэтому хотелось ближе познакомиться с этим направлением, чтобы потом понять для себя, точно ли я хочу продолжить учиться гештальту.
И эта цель была достигнута. Сейчас я продолжаю обучение, заканчиваю первую ступень, уже на гештальт-терапевта.
Научитесь работать с чувствами
— Какие еще преимущества обучения в Институте прикладной психологии вы для себя увидели? И что хотелось бы изменить или дополнить?
— Сразу очень подкупила библиотека вебинаров, где предоставляется доступ не только к вебинарам по моей программе, но вообще по всем направлениям. Это была настоящая находка!
А еще для меня, как работающего человека, очень важно не быть привязанным ко времени обучения. Есть запись вебинара, можно посмотреть его в любой удобный момент.
Конечно, мне лично хотелось бы больше практики, особенно с обратной связью от супервизора. Такая поддержка точно дает больше опоры в начале пути. Но я понимаю, что практики во время обучения всегда мало и всегда хочется больше. Поэтому добираю эти заветные часы уже в «самостоятельном плавании» – на интервизионных и супервизионных группах.
Возможно, я бы добавила еще больше «живых» кейсов для разбора от преподавателей, а также онлайн-сессии с последующим разбором. Очень полезно, когда преподаватель объясняет, что он, как психолог, сделал, в какой момент и почему именно так. Мне кажется, это тоже даст больше уверенности начинающему психологу.
Во время обучения, когда уже началась практика, я осознала всю ценность групповой терапии. У меня именно благодаря этому процессу произошел серьезный прорыв в плане личностного роста. С тех пор я – постоянный участник таких групп практики на самые разные темы.
— Для онлайн-учебы обычно нужен высокий уровень самодисциплины и мотивации. Как вам удавалось организовать свое обучение, сочетать с повседневной жизнью, с работой?
— С дисциплиной, если честно, у меня не очень хорошие отношения. Думаю, мне гораздо больше помогала цель, к которой я шла.
Дисциплину, кстати, сейчас тренирую. Точно могу сказать, что результат получается лучше, когда она есть.
Уже имея опыт психологической работы, могу объяснить, откуда у меня такое неприятие дисциплины. Думаю, это связано с выгоранием на моей прежней работе. Там я всё высчитывала и выверяла, тщательно планировала все процессы, и, если были изменения, мне срочно приходилось все исправлять под новые вводные. Это тяжело – находиться в постоянно меняющихся обстоятельствах, в поиске новых решений и быстро оценивать возникающие риски. Поэтому после увольнения мой организм решил, что можно как-нибудь и без планирования нормально прожить.
Но из-за этого организация самостоятельной учебы и начало нового пути дались мне непросто. При этом я все задания сдавала вовремя. Хотя этот момент, скорее, не столько про дисциплину, сколько про заботу о себе. Не люблю, когда копится много незавершенных дел, это очень нагружает психику. Гештальт всё-таки должен быть вовремя закрыт.
Первую половину учебы я все еще работала, поэтому было сложно сочетать все сферы своей жизни без просадки в какой-либо из них. Так что на тот момент я выделила себе главные направления, в которые и вкладывалась по максимуму. Семья меня поддержала, отнеслась с пониманием: да, непростой период, но он важен для моего (и нашего общего) будущего, его нужно просто пережить.
— Какие сложности встретились на вашем пути и что помогло их преодолеть? Профессиональный и жизненный опыт, поддержка близких или коллег в Институте?
— Наверное, предыдущий профессиональный опыт не прошел даром, хотя я пришла в психологию совсем из другой области – проработала 15 лет в микроэлектронике. А последние 10 лет была руководителем отдела планирования производства, который создала с нуля. Моей главной задачей в тот период было «состыковать» в работе более 15 отделов, чтобы каждый из них успел выполнить свою работу, а дальше мы бы успели своевременно произвести необходимую заказчику продукцию. То есть мне приходилось организовать весь процесс от планирования заказа до отгрузки готового изделия.
В этом я вижу немало общего с психологией: приходится много общаться с людьми в разных социальных статусах, находить общий язык и договариваться, сочетать разные группы интересов ради общей цели – например, интересы участников супервизионных групп разные, но общая цель едина: глубже понять нюансы процесса терапии, определить собственные профессиональные границы и т. п.
Но после ухода с прежней работы самое сложное было выйти на прежний уровень дохода. В этом плане у меня случилась серьезная просадка, а еще совпало сразу несколько факторов: переезд в Москву, новый брак... Был непростой период, но я справилась благодаря близким, их вере в меня и в то, что психология – это точно моё. И, конечно, помогло стойкое желание развиваться именно в этом направлении. Может, не так быстро и не так гладко, как мечталось, но всё же этот путь я прошла.

В психологии же самое сложное поначалу было заявить о себе как о психологе – громко, уверенно, на большую аудиторию. Здесь очень помогло общение с коллегами, посещение интервизионных групп.
На одной из терапевтических групп в Комьюнити у нас было упражнение: громко говорить о себе «Я – психолог». Интересно было наблюдать за собой: как менялись интонация, осанка, мимика, все тело и даже громкость моего голоса от встречи к встрече!
Потом был сильный страх перед первыми сессиями с клиентами. Казалось, что 50 минут – это очень много: а что делать, если через 20 минут я не буду знать, что спрашивать?
Изучите современные методы и подходы и сможете применять их в текущей работе и личной жизни.
— Расскажите, как вы находили первых клиентов? И что можете посоветовать начинающим психологам в их поисках?
— Поначалу найти клиентов было сложно. Бывали периоды совершенного «затишья», и было тяжело их проходить: я переживала, что не практикую и могу потерять даже те небольшие навыки, которые уже приобрела. В поиске клиентов помогали группы по поиску работы или просто группы общения для психологов в Телеграм (например, «Начинающие психологи», «Группа интервизии для гештальтистов» и другие), в которых я размещала информацию о себе и брала клиентов на первую бесплатную сессию.
Сейчас в Комьюнити Института есть возможность практиковаться в тройках. Мне кажется, это очень хорошая поддержка как раз в такие моменты, когда остаешься без клиентов в самом начале профессионального пути. Да и просто для того, чтобы набираться опыта на этом этапе.
Комьюнити по психологии
Станьте частью закрытого Комьюнити, участвуйте в супервизиях и интервизиях, развивайтесь в кругу единомышленников
Когда я закончила обучение, Комьюнити ещё не было, и сейчас мне очень радостно за тех студентов, которые имеют такую возможность – общаться с единомышленниками! В Комьюнити встречаешь тех, кто тоже стоит в начале пути, и понимаешь, что они сталкиваются с теми же сложностями, что и ты. Можно справляться с трудностями вместе, сверяться с курсом старших коллег. А еще работа в тройках очень помогает преодолеть стеснение, сделать тот самый первый шаг, который всегда страшновато делать одному.
Сейчас я и участник, и наставник в Комьюнити, веду группы поддержки и интервизионные группы. Могу посмотреть на себя со стороны, как на консультанта, в безопасной обстановке и заметить свои сильные и слабые стороны.
Такая практика позволяет мне расти в профессии, в том числе получать новых клиентов, которые узнают обо мне и рекомендуют знакомым. Очень приятно, когда тебя рекомендуют: значит, человек остался доволен совместной работой или у нас общие ценности, мировоззрение.
А еще в Комьюнити я познакомилась с очень интересными людьми. У нас даже появилась прекрасная задумка с некоторыми коллегами, как можно объединить наши знания, опыт, компетенции и запустить новый продукт.

— Ольга, по вашему личному и профессиональному мнению, насколько психология помогает в жизни, в работе, в учебе?
— О, я точно фанат психологии!
Сейчас я нахожусь в личной терапии и вижу результаты. И главный результат – более осознанная реакция на события в моей жизни. Я быстрее обнаруживаю свои чувства, связываю их событием и тем самым могу влиять на своё дальнейшее поведение. Сейчас мне проще, чем раньше, находиться в моментах неопределенности. Это не значит, что я не злюсь или не горюю. Нет, весь спектр эмоций я по-прежнему испытываю, но у меня уже получается не застревать в них, а полноценно проживать.
Конечно же, меняются мои взаимоотношения с людьми. Я обращаю больше внимания на близких, учусь видеть их «настоящими», каковы они сами, а не через мои проекции или через призму прошлого опыта.
Особенно важно такое умение для новых отношений. Именно из-за тяжелого развода я когда-то пришла в психологию. И теперь как психолог могу отметить: когда мы вступаем в новые отношения после неудачных предыдущих, нам сложно увидеть перед собой нового человека таким, какой он есть. Чаще всего мы реагируем на его поступки или слова так, будто мы все еще находимся в прошлом. Будто все происходит не здесь и сейчас, между мной и моим настоящим партнером, а продолжается сцена с человеком из прошлого. И из-за того, что мы застреваем в реакции на прошлое, можно опять наступить на те же грабли уже в новых отношениях.
— Как ваш личный опыт и отношение к психологии помогает в работе с клиентами?
— Личным опытом делюсь нечасто, но если открываюсь, то для того, чтобы показать на своем примере, что можно справиться со сложностями в жизни. Для меня сейчас это оптимальная позиция: если открываешься, то точно нужно понимать с какой целью. Бесцельные рассказы о себе могут создать неверную картинку и ложные ожидания у клиентов.
В своем телеграм-канале пишу о сложностях женщин, переживающих расставание. В планах – расширить тематику, включить полезные советы для пар. Возможно, даже запуск закрытого клуба с регулярными встречами по актуальным запросам.
— А в каком формате вам удобнее работать – офлайн или онлайн?
— Встречи онлайн удобны тем, что можно работать с клиентом из любого города и проще подобрать время для совместной работы. И конечно, это экономит время на дорогу, особенно в больших городах. Хотя бывают сложности, например нестабильный интернет. Интересный нюанс: формат онлайн помогает исследовать и сопротивление процессу терапии. Например, если каждый раз у одного и того же клиента проблемы с подключением, то это повод задуматься.
Конечно, сложность онлайн-формата также в том, что не видишь клиента целиком, можно пропустить что-то важное в его телесных, мимических реакциях. При этом клиенты чувствуют себя более безопасно.
Но я очень люблю живые встречи. Правда, договариваюсь о них только в том случае, если мы уже встречались с клиентом онлайн, так что я примерно понимаю, с кем имею дело. Здесь уже про безопасность для меня.
Кстати, замечу, что парную терапию чаще просят провести офлайн.
— Как вы видите свою цель, миссию в психологии?
— Своей миссией в качестве психолога вижу помощь женщинам, проживающим развод, расставания. Помогаю им заново увидеть самих себя в их собственной жизни, найти в ней место. Это не так просто, как кажется.
Сейчас к этому добавилась помощь семейным парам, проходящим кризис. Хочется помогать налаживать общение в семьях, чтобы дом действительно был тем местом, где тепло, комфортно и можно безопасно раскрываться.
— Можете поделиться вашими планами на будущее?
— Я обучаюсь в магистратуре по направлению «Семейная психотерапия» и понемногу уже начала брать клиентов не только в личную терапию, но и в парную. Меня очень воодушевляет, что сегодня много пар, особенно молодых, хотят наладить отношения и действительно уделяют этому время.
Хочу завершить обучение на гештальт-терапевта и работать со сложными темами – утратой и травмой. Уже провожу группы психологической поддержки для женщин, которые находятся в кризисе после развода. Пока только онлайн, но есть цель набрать очную группу в Москве. И один из шагов к этой цели – трансформационная игра для женщин, которую я веду. Мы встречаемся вживую, общаемся, делимся мыслями, ощущениями. После таких встреч я, как ведущая, тоже получаю невероятный заряд энергии. А еще – новых клиентов, которые нередко обнаруживают свою проблему в процессе игры и обращаются ко мне уже индивидуально. Вдохновляюсь результатами моих клиентов и понимаю, что я на верном пути в профессии.
Я продолжаю участвовать в интервизионных группах, посещаю конференции психологов. Моя цель – стать полноценным участником профессиональных конференций, а не просто слушателем. А если смотреть на более дальнюю перспективу, лет через пять, то хотелось бы работать со сложными семьями, в которых есть дети. И помогать детям справляться с теми неоднозначными ситуациями, с которыми им приходится сталкиваться в собственной семье.
— Ольга, большое спасибо за искреннее интервью, желаем вам удачи!
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политикe