Кажется, что успешные психологи были такими всегда, ведь успех в этой профессии определяют не навыки, а природный талант. Поэтому, если его нет и первая сессия с клиентом прошла плохо, то дальше и пробовать не стоит.
Именно с таким страхом сталкиваются многие начинающие специалисты. Но оправдан ли он? Мы спросили об этом преподавателей нашего Института: практикующих специалистов, авторов книг и инструментов для терапии, супервизоров и членов профессиональных ассоциаций. Читайте их искренние рассказы, чтобы узнать, как все было на самом деле.
«Сказать, что моя первая сессия была неканонической, — не сказать ничего»
Моя первая коуч-сессия случилась в 2014 году. Сказать, что она была неканонической, — не сказать ничего. Структура, коуч-позиция, компетенции, тайминг — нет. При этом волнения и страхов тоже не было. Мне бы сейчас то состояние уверенности и счастья.
Итак, сессия длилась больше 2 часов. За это время я узнала про то, как клиент докатился до такой жизни, что еще у него есть из планов (одного запроса мне было мало), что думает про его планы его окружение. Мы ВМЕСТЕ порассуждали, как он будет жить, пока не достигнет цели. Еще я внимательно следила, чтобы он все записал, и выдала домашку.
Благодарна той сессии и тому клиенту, который, кстати, до результата-таки дошел: сменил банк на индустрию развлечений.
«Все, чему меня учили, вылетело из головы»
Во время обучения я практиковалась вести сессии только в парах с однокурсниками. Поэтому работа с реальным клиентом казалась мне чем-то пугающим. Мысли были такие: «А что, если я задам глупый вопрос?», «А что, если клиент ответит „Не знаю“?»
Чтобы не попасть впросак, я решила подготовиться. Я еще раз перечитала лекции и пересмотрела учебные супервизии. Это меня успокоило: я нашла ответы на вопросы.
Но, как оказалось, это не помогло.
Перед сессией я испытала острый стресс. У меня вспотели ладони, в горле пересохло, появилась дрожь в голосе. Я начала активно говорить, и мне казалось, будто я несу чушь. В голове была только одна мысль: «Какой вопрос задать дальше?» Все, чему меня учили, вылетело из головы.
В какой-то момент я отчаялась и наобум спросила клиента, что он сам думает о своей ситуации. И тут дело сдвинулось с мертвой точки, клиент начал находить решение.
Вывод из этой ситуации, который я использую до сих пор: клиент — мой партнер, и нужно ориентироваться на него, а не на свои ожидания от него.
«Вопросы застревали в голове. Я думала: «То ли я сейчас спрашиваю?»»
В самом начале практики одним из моих клиентов был солидный мужчина, который работал коучем в крупной корпорации. Я знала его социальный и профессиональный статус — и на этом попалась.
Напряжение возникло с самого начала: казалось, что такому статусному клиенту я должна дать какой-то особенный результат. Вопросы застревали в голове, я думала: «То ли я сейчас спрашиваю?» То есть я была погружена в себя, а не в клиента.
Этот опыт был для меня продвигающим. Я осознала, что коучу никуда не надо «вести» клиента или стараться дать ему что-то особенное. Потому что в этом случае нарушается принцип равноправного партнерства, на котором основан весь процесс.
Настоящая задача коуча — сопровождать клиента в исследовании его запроса. Результат сессии — дело общее!
«Я очень волновалась, мне хотелось быть максимально полезной для клиента»
Уже в начале карьеры я посещала групповую супервизию. Считаю, что она полезна даже неопытным психологам, потому что сама среда и атмосфера дает импульс к развитию. Например, мне супервизия помогла создать личную страничку в одной из соцсетей, благодаря которой меня и нашел первый частный клиент.
Мы работали очно, в арендованном мною кабинете в центре Москвы. Перед встречами я очень волновалась, мне хотелось быть максимально полезной. Наверное, волнение усиливалось еще и тем фактом, что клиентом оказался взрослый мужчина.
Те встречи помогли мне сделать вывод, которым я сейчас делюсь со всеми начинающими психологами. На этапе становления карьеры особенно важны:
- личная психотерапия;
- супервизия;
- поддержка сообщества.
Это мое личное убеждение: психолог должен самостоятельно проходить путь глубокой трансформации.
Чему нас учат кейсы экспертов
Неудачная первая сессия с клиентом не означает конец карьеры. Наоборот, если специалист готов столкнуться с неприятными эмоциями и проанализировать ошибки, то он может превратить неудачу в катализатор профессионального развития.
И конечно, не стоит забывать ценные мысли, которыми поделились эксперты. Повторим их.
- Можно перечитать лекции и пересмотреть учебные супервизии — и все равно ошибиться на первой сессии. Это нормально.
- Профессиональный рост происходит именно в момент столкновения с трудностями.
- Овладеть навыками можно только на практике.
- Клиент — это партнер. Психолог должен ориентироваться на него, а не на свои ожидания от него.
- Клиента никуда не надо «вести» или стараться дать ему что-то особенное. Это нарушает принцип равноправного партнерства.
- На любом этапе развития психолог должен самостоятельно проходить путь глубокой трансформации с помощью личной терапии и супервизии.
Если вы хотите получить больше ценных мыслей от экспертов, разобрать глубинные страхи перед началом работы или проанализировать ошибки, вы можете пройти супервизии.
Онлайн-курс «Консультирование и супервизия в практике клинического психолога и психолога-практика: теория и техники» 80% практики + 20% теории Курс для психологов-практиков и кинических психологов: