Синдром дефицита внимания — это особенность развития нервной системы, при которой человеку трудно долго концентрироваться на чем-то одном, сложно усидеть на месте, а также сдерживать свои желания (есть склонность к импульсивному поведению). Эти особенности могут мешать учебе, работе и личной жизни. Но проявления синдрома можно скомпенсировать, главное — поставить верный диагноз и подобрать стратегию коррекции.
Читайте в статье:
К какому специалисту обратиться за диагностикой СДВГ
Первоначально выявить признаки СДВГ у детей и взрослых может специалист в области психологии: дефектолог, клинический психолог или коррекционный педагог. А вот постановкой реального диагноза и точной диагностикой занимается только врач — невролог или психиатр.
Для точной диагностики может потребоваться консультация нескольких специалистов, так как СДВГ проявляется большим количеством симптомов и его можно перепутать с другими особенностями здоровья. Например, согласно исследованию, проведенному специалистами КГМУ, часто проявления синдрома принимают за признаки биполярного аффективного расстройства. Кроме того, диагностику СДВГ у взрослых могут затруднить состояния, которые часто с ним сочетаются: тревожное, депрессивное, обсессивно-компульсивное расстройство, расстройства аутистического спектра, химические зависимости.
Как проходит диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Сегодня диагностика СДВГ основывается на критериях, указанных в Международной классификации болезней (МКБ). Специалист может прибегнуть к следующим методам.
Клиническое интервью. Специалист разговаривает с клиентом и его близкими, чтобы узнать о симптомах: когда они появились, как влияют на жизнь человека. Например, родители могут рассказать, что ребенок всегда был активным и легко отвлекался еще до школы, но они принимали это за особенности характера или возраста.
Для фиксирования результатов часто используются специальные анкеты:
- DIVA 2.0 (Diagnostic Interview for ADHD in adults) для взрослых.
- K-SADS-PL (Kiddie-SADS-Present and Lifetime Version) для детей.
Анкеты и опросники. Помогают количественно измерить выраженность симптомов.
- Conners’ Rating Scales (CRS-R), или «Анкета для определения гиперактивности у ребенка по Д. Коннерсу» — для диагностики детей, заполняют родители и/или учителя.
- ADHD Rating Scale-IV (ADHD-RS-IV) и Шкала диагностики СДВГ Свенсона — для оценки симптомов у детей и подростков.
- Adult ADHD Self-Report Scale (ASRS), или «Шкала оценки симптомов СДВГ у взрослых в переводе и адаптации Е. Дашковой» — для самодиагностики у взрослых.
- Adult ADHD Self-Report Scale (ASRS) v1.1 — для диагностики подростков старше 13 лет и взрослых.
Пройдите тест CRS-R в нашем Telegram
В рамках самодиагностики можно использовать более простые тесты, например, Вендер-Ютскую шкалу самооценки СДВГ у взрослых (WURS). Но важно помнить, что результат теста — это только ориентир. Для постановки диагноза нужно обратиться к врачу-психиатру.
Пройдите тест для самодиагностики в нашем Telegram
Наблюдение за поведением. Специалист исследует поведение клиента в разных ситуациях: в школе, дома, на работе. Это помогает увидеть, как симптомы проявляются в повседневной жизни. Можно подключать к работе школьных психологов и учителей.
Нейропсихологические тесты на внимание, память и другие функции мозга. Эти методы диагностики СДВГ — вспомогательные, выявляют отдельные особенности. Например, Continuous Performance Test (CPT, Тест непрерывной работы) помогает оценить, насколько человек способен сосредоточиться на задании в течение длительного времени.
Медицинское обследование: анализы крови, МРТ или КТ. Его проводят для исключения других возможных нарушений, таких как неврологические расстройства или эндокринные заболевания.
Обычно СДВГ вызван совместным влиянием генетических, биологических и психологических факторов. Поэтому диагностика должна быть обширной и всесторонней.
Клинические критерии СДВГ
Есть и другие методики для диагностики СДВГ, например, клинический психолог может просто опросить клиента и отметить наличие признаков, описанных в Международной классификации болезней (МКБ) или Международном медицинском справочнике (MSD).
Признаки невнимательности |
Низкая способность к сосредоточению на заданиях, не интересных или не ведущих к награде |
Недостаточное внимание к деталям |
Ошибки «по невнимательности» при выполнении школьных или рабочих задач |
Невыполнение (пропуск) заданий и прокрастинация |
Легкая отвлекаемость на посторонние раздражители или мысли, не связанные с текущей задачей |
Мечтательность (в том числе во время разговора человек может погрузиться в себя) |
Частая потеря вещей, рассеянность |
Забывчивость в повседневной жизни |
Трудности с запоминанием задач или мероприятий |
Трудности с планированием, управлением и организацией школьных занятий, рабочих задач и других видов деятельности |
Признаки гиперактивности и импульсивности |
Чрезмерная двигательная активность |
Неспособность усидеть на месте (встает со стула, когда нужно сидеть) |
Физическая активность (бегает, прыгает) |
Ерзанье на стуле |
Чувство физического беспокойства, чувство дискомфорта от тишины |
Болтливость и очень быстрая речь |
Невнятные ответы в школе и комментарии на работе |
Трудности с ожиданием очереди — в разговоре, играх и в иных условиях |
Склонность перебивать других, вторгаться в чужие игры, разговоры и занятия |
Тенденция действовать в ответ на непосредственные стимулы без обдумывания или учета рисков и последствий (делает, что хочет и когда хочет) |
Если опираться на MSD, то диагноз СДВГ ставят в трех случаях:
- Заметны 6 или более признаков из блока «невнимательность» — в таком случае будет определен СДВГ без выраженной гиперактивности.
- 6 и более признаков из блока «гиперактивность и импульсивность» — в этом случае будет определен синдром гиперактивности без дефицита внимания.
- 6 и более признаков из обеих групп — это полноценный СДВГ.
Важны еще два условия. Во-первых, признаки проявляются в двух или более ситуациях, например, дома, в школе, на работе, с друзьями и родственниками. Во-вторых, признаки действительно нарушают качество жизни и заметны для окружающих.
Станьте клиническим психологом
Научитесь работать с нормой и патологией
- дистанционное обучение
- много практики и работы с экспертами
- диплом московского института
Неочевидные признаки СДВГ у детей и взрослых
По данным MSD, у 20–60 % детей с СДВГ есть проблемы со способностью к обучению, которые влияют на чтение, математику или письмо. Дети с этим синдромом часто выглядят отвлеченными и не слушают, что им говорят. Они могут не отвечать на вопросы, не выполнять задания в классе и дома, часто переключаются с одного незавершенного дела на другое. В 60% случаев регулярно устраивают истерики.
Когда дети с СДВГ становятся подростками, у них могут появляться проблемы с самооценкой, депрессия, тревожность и желание спорить со взрослыми. Также они плохо переносят неудачи, входят в группу риска по ранним беременностям, испытывают трудности в общении.
Во взрослом возрасте при синдроме дефицита внимания и гиперактивности возникает повышенный риск развития алкогольной и игровой зависимостей, правонарушений, попадания в автомобильные аварии. Взрослым может быть сложно найти работу или удержаться на одном месте. Этих последствий можно избежать, если диагностировать СДВГ и подобрать правильную коррекцию.
Кейсы: как может выглядеть СДВГ в реальной жизни
Петя, 8 лет. На уроках постоянно отвлекается, начинает рисовать в тетради или вертится на стуле. Домашние задания часто не выполняет, забывает принести учебники и тетради, теряет ручки и ластики. Перебивает учителей и одноклассников. Педагоги неоднократно вызывали родителей в школу для обсуждения поведения Пети, но решить ситуацию не удавалось. В итоге родители обратились к школьному психологу, который провел анкетирование с использованием Conners’ Rating Scales и наблюдал за поведением мальчика в классе и на переменах. На основе собранных данных психолог рекомендовал родителям обратиться к детскому психиатру. В результате диагностики у Пети был подтвержден синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Психиатр предложил комплексное лечение, включающее медикаментозную и поведенческую терапию.
Мария, 35 лет. Часто не укладывается в дедлайны на работе и забывает о важных встречах. Коллеги замечают, что Мария может внезапно отвлечься в середине разговора и не слушать до конца, из-за чего возникают недоразумения и конфликты. Дома у Марии тоже хаос: она часто совершает импульсивные покупки, о которых потом жалеет, и забывает оплачивать счета вовремя. В последнее время Мария начала постоянно чувствовать тревогу и беспомощность. По совету подруги обратилась к психологу, который провел интервью DIVA 2.0 и предложил заполнить Adult ADHD Self-Report Scale. Оказалось, что у Марии СДВГ, а не просто «трудный характер», как считали многие. Психолог направил ее к психиатру, который назначил медикаментозное лечение и разработал для Марии стратегии управления временем и приоритетами, чтобы лучше справляться с повседневными задачами.
Это возможные, но не единственные варианты проявлений и психологической диагностики СДВГ. Подробнее о типах, симптомах и коррекции состояния можно прочитать в нашей статье «СДВГ у взрослых — что это простыми словами, признаки, лечение».