• Главная
  • Блог
  • Диагностика сдвг у детей и взрослых: руководство с примерами

Диагностика СДВГ у детей и взрослых: руководство с примерами

Время на чтение: 7 минут
|
17.09.2024
Получайте наши статьи в мессенджерах

Статья создана при участии преподавателя

Пустыльникой Виктории Юрьевны

Преподаватель психологических и филологических дисциплин в системе дополнительного образования специалистов. Практикующий психолог, немедицинский психотерапевт в модальности транзактного анализа.

Синдром дефицита внимания — это особенность развития нервной системы, при которой человеку трудно долго концентрироваться на чем-то одном, сложно усидеть на месте, а также сдерживать свои желания (есть склонность к импульсивному поведению). Эти особенности могут мешать учебе, работе и личной жизни. Но проявления синдрома можно скомпенсировать, главное — поставить верный диагноз и подобрать стратегию коррекции.

К какому специалисту обратиться за диагностикой СДВГ

Первоначально выявить признаки СДВГ у детей и взрослых может специалист в области психологии: дефектолог, клинический психолог или коррекционный педагог. А вот постановкой реального диагноза и точной диагностикой занимается только врач — невролог или психиатр.

Для точной диагностики может потребоваться консультация нескольких специалистов, так как СДВГ проявляется большим количеством симптомов и его можно перепутать с другими особенностями здоровья. Например, согласно исследованию, проведенному специалистами КГМУ, часто проявления синдрома принимают за признаки биполярного аффективного расстройства. Кроме того, диагностику СДВГ у взрослых могут затруднить состояния, которые часто с ним сочетаются: тревожное, депрессивное, обсессивно-компульсивное расстройство, расстройства аутистического спектра, химические зависимости.

Как проходит диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Сегодня диагностика СДВГ основывается на критериях, указанных в Международной классификации болезней (МКБ). Специалист может прибегнуть к следующим методам.

Клиническое интервью. Специалист разговаривает с клиентом и его близкими, чтобы узнать о симптомах: когда они появились, как влияют на жизнь человека. Например, родители могут рассказать, что ребенок всегда был активным и легко отвлекался еще до школы, но они принимали это за особенности характера или возраста.

Для фиксирования результатов часто используются специальные анкеты:

Анкеты и опросники. Помогают количественно измерить выраженность симптомов.

27221

Пройдите тест CRS-R в нашем Telegram

Telegram

В рамках самодиагностики можно использовать более простые тесты, например, Вендер-Ютскую шкалу самооценки СДВГ у взрослых (WURS). Но важно помнить, что результат теста — это только ориентир. Для постановки диагноза нужно обратиться к врачу-психиатру.

27220

Пройдите тест для самодиагностики в нашем Telegram

Telegram

Наблюдение за поведением. Специалист исследует поведение клиента в разных ситуациях: в школе, дома, на работе. Это помогает увидеть, как симптомы проявляются в повседневной жизни. Можно подключать к работе школьных психологов и учителей.

Нейропсихологические тесты на внимание, память и другие функции мозга. Эти методы диагностики СДВГ — вспомогательные, выявляют отдельные особенности. Например, Continuous Performance Test (CPT, Тест непрерывной работы) помогает оценить, насколько человек способен сосредоточиться на задании в течение длительного времени.

Медицинское обследование: анализы крови, МРТ или КТ. Его проводят для исключения других возможных нарушений, таких как неврологические расстройства или эндокринные заболевания.

Обычно СДВГ вызван совместным влиянием генетических, биологических и психологических факторов. Поэтому диагностика должна быть обширной и всесторонней.

Клинические критерии СДВГ

Есть и другие методики для диагностики СДВГ, например, клинический психолог может просто опросить клиента и отметить наличие признаков, описанных в Международной классификации болезней (МКБ) или Международном медицинском справочнике (MSD).

Признаки невнимательности

Низкая способность к сосредоточению на заданиях, не интересных или не ведущих к награде

Недостаточное внимание к деталям

Ошибки «по невнимательности» при выполнении школьных или рабочих задач

Невыполнение (пропуск) заданий и прокрастинация

Легкая отвлекаемость на посторонние раздражители или мысли, не связанные с текущей задачей

Мечтательность (в том числе во время разговора человек может погрузиться в себя)

Частая потеря вещей, рассеянность

Забывчивость в повседневной жизни

Трудности с запоминанием задач или мероприятий

Трудности с планированием, управлением и организацией школьных занятий, рабочих задач и других видов деятельности

 

Признаки гиперактивности и импульсивности

Чрезмерная двигательная активность

Неспособность усидеть на месте (встает со стула, когда нужно сидеть)

Физическая активность (бегает, прыгает)

Ерзанье на стуле

Чувство физического беспокойства, чувство дискомфорта от тишины

Болтливость и очень быстрая речь

Невнятные ответы в школе и комментарии на работе

Трудности с ожиданием очереди — в разговоре, играх и в иных условиях

Склонность перебивать других, вторгаться в чужие игры, разговоры и занятия

Тенденция действовать в ответ на непосредственные стимулы без обдумывания или учета рисков и последствий (делает, что хочет и когда хочет)

Если опираться на MSD, то диагноз СДВГ ставят в трех случаях:

Важны еще два условия. Во-первых, признаки проявляются в двух или более ситуациях, например, дома, в школе, на работе, с друзьями и родственниками. Во-вторых, признаки действительно нарушают качество жизни и заметны для окружающих.

Станьте клиническим психологом

Научитесь работать с нормой и патологией

  • дистанционное обучение
  • много практики и работы с экспертами
  • диплом московского института
27216

Неочевидные признаки СДВГ у детей и взрослых

По данным MSD, у 20–60 % детей с СДВГ есть проблемы со способностью к обучению, которые влияют на чтение, математику или письмо. Дети с этим синдромом часто выглядят отвлеченными и не слушают, что им говорят. Они могут не отвечать на вопросы, не выполнять задания в классе и дома, часто переключаются с одного незавершенного дела на другое. В 60% случаев регулярно устраивают истерики.

Когда дети с СДВГ становятся подростками, у них могут появляться проблемы с самооценкой, депрессия, тревожность и желание спорить со взрослыми. Также они плохо переносят неудачи, входят в группу риска по ранним беременностям, испытывают трудности в общении.

Во взрослом возрасте при синдроме дефицита внимания и гиперактивности возникает повышенный риск развития алкогольной и игровой зависимостей, правонарушений, попадания в автомобильные аварии. Взрослым может быть сложно найти работу или удержаться на одном месте. Этих последствий можно избежать, если диагностировать СДВГ и подобрать правильную коррекцию.

Кейсы: как может выглядеть СДВГ в реальной жизни

Петя, 8 лет. На уроках постоянно отвлекается, начинает рисовать в тетради или вертится на стуле. Домашние задания часто не выполняет, забывает принести учебники и тетради, теряет ручки и ластики. Перебивает учителей и одноклассников. Педагоги неоднократно вызывали родителей в школу для обсуждения поведения Пети, но решить ситуацию не удавалось. В итоге родители обратились к школьному психологу, который провел анкетирование с использованием Conners’ Rating Scales и наблюдал за поведением мальчика в классе и на переменах. На основе собранных данных психолог рекомендовал родителям обратиться к детскому психиатру. В результате диагностики у Пети был подтвержден синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Психиатр предложил комплексное лечение, включающее медикаментозную и поведенческую терапию.

Мария, 35 лет. Часто не укладывается в дедлайны на работе и забывает о важных встречах. Коллеги замечают, что Мария может внезапно отвлечься в середине разговора и не слушать до конца, из-за чего возникают недоразумения и конфликты. Дома у Марии тоже хаос: она часто совершает импульсивные покупки, о которых потом жалеет, и забывает оплачивать счета вовремя. В последнее время Мария начала постоянно чувствовать тревогу и беспомощность. По совету подруги обратилась к психологу, который провел интервью DIVA 2.0 и предложил заполнить Adult ADHD Self-Report Scale. Оказалось, что у Марии СДВГ, а не просто «трудный характер», как считали многие. Психолог направил ее к психиатру, который назначил медикаментозное лечение и разработал для Марии стратегии управления временем и приоритетами, чтобы лучше справляться с повседневными задачами.

Это возможные, но не единственные варианты проявлений и психологической диагностики СДВГ. Подробнее о типах, симптомах и коррекции состояния можно прочитать в нашей статье «СДВГ у взрослых — что это простыми словами, признаки, лечение».

Статья создана при участии преподавателя

Пустыльникой Виктории Юрьевны

Преподаватель психологических и филологических дисциплин в системе дополнительного образования специалистов. Практикующий психолог, немедицинский психотерапевт в модальности транзактного анализа.

Остались вопросы?
Задайте специалисту!
Отвечаем с пн.-вс. c 08:30 до 20:30 по Москве
1

Устинова Ксения Игоревна

Старший специалист

3

Колтина Екатерина Александровна

Специалист

2

Фролова Екатерина Сергеевна

Специалист

Записаться или задать вопрос
Нажимая на кнопку, Вы даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политикe