Привет! Мы кураторы Института, сопровождаем Слушателей на протяжении всего обучения. И многое знаем об эффективном обучении. Мы собрали 16 рекомендаций, которые помогут учиться правильно и доводить дело до конца. Многим нашим Слушателям они помогли успешно и своевременно завершить обучение.
Читайте в статье:
Вы знали, что лучше дробить занятия на небольшие фрагменты? Например, учиться не раз в неделю по 3 часа, а посещать 3 занятия по часу или 6 занятий по полчаса? Так вы лучше и быстрее запомните информацию. А что делать, вы все время заняты и не можете заниматься так часто? Тогда стоит найти своих пожирателей времени вроде скроллинга соцсетей, исключить их и уделить это время учебе.
Узнаем больше о том, как эффективно учиться. Но сначала поговорим о принципах работы мозга и памяти, которые влияют на запоминание. О кривой забывания и сфокусированном состоянии мозга.
У мозга бывает два состояния: сфокусированное и рассеянное. Читая этот текст, вы находитесь в сфокусированном состоянии. Через пару часов, когда вы будете отдыхать, мозг будет в рассеянном состоянии. Именно в этот момент в нем начнут формироваться новые нейронные связи.
Потом новые знания в сфокусированном режиме и формирование нейронных связей — в рассеянном. И так всю жизнь.
С тем, как работают два состояния мозга, мы знакомы еще со школы. Но не с уроков биологии, а с уроков литературы. Вспомните, как тяжело было идеально рассказать стихотворение в день, когда оно училось. Вы его учите-учите, а оно никак не выучивается. Но на следующее утро вы помните его идеально. Почему так? Все дело в сне.
Когда мы учим стихотворение, то находимся в сфокусированном режиме. А вот реальное запоминание происходит позже — во сне. Поэтому модель «учеба → сон → учеба» намного эффективнее, чем просто «учеба → учеба → учеба». Спать полезно.
Эта рекомендация также связана со сфокусированным и рассеянным режимами мозга. Исследования показывают, что человек не может быть максимально сфокусирован долго. Мы начинаем отвлекаться и делать пятиминутные задачи часами. Максимальное время фокуса 50 минут.
Как учиться быстрее при самостоятельном освоении информации: нужно давать мозгу отдохнуть. Подходящим вариантом для большинства людей будет 50 минут работы и 10 минут отдыха.
В конце XIX века немецкий психолог Герман Эббингауз построил кривую забывания, показывающую, какой реальный объем информации может запомнить человек.
Эббингауз был настойчивым, ради этого эксперимента ему пришлось два года заучивать наборы бессмысленных слогов: DAX, BOK, YAT и др.
Результаты его исследования неутешительные:
Основная часть информации забывается уже в первый час после получения. Чтобы этого избежать, надо повторять информацию. При воспроизведении заученного материала скорость забывания снижается.
Чем больше повторений, тем лучше все запоминается. Как учиться онлайн и оффлайн — практические советы:
Поздравляем, кривая забывания побеждена! Так ей и надо.
Получите подробный алгоритм консультации от экспертов!
Посмотрим на примере Алисы. Она прочитала лекции по одной из наших дисциплин.
Как ей запомнить максимум информации?
Это не работает. Подчеркивание основных идей — неудачный подход к изучению. Работа, которую при этом делает мозг, недостаточно активна для создания прочных знаний. Многократное перечитывание имеет такой же эффект. Это не заставляет мозг работать.
Чтобы лучше запоминать, нужно не перечитывать и подчеркивать, а воспроизводить информацию из памяти. Отвечать на вопросы, проходить тесты для самопроверки.
Стиль обучения — это то, как вы получаете информацию. Он может быть:
Мы выбираем стиль обучения, который нам кажется проще. Например, Алисе сложно сконцентрироваться на аудио и она всегда читает книги или статьи. А Ивану, наоборот, не хватает усидчивости на учебники и он смотрит онлайн-лекции. Но так делать нельзя.
Исследователи когнитивной психологии из Университета Вирджинии изучили все эксперименты со стилями обучения. И пришли к выводу, что нет связи между любимым стилем обучения студента и его эффективностью. Неважно, является студент аудиалом или визуалом, он все равно лучше запоминает информацию визуально.
Другое исследование показывает, что 81% студентов, которые читали книги, хорошо справились с экзаменом. А из тех, кто ту же информацию прослушал в аудио-формате, справились только 59%.
Синтезируем. Если вам проще смотреть онлайн-лекцию, это не значит, что такой формат эффективен.
Стиль обучения должен зависеть не от субъективного «нравится», а от предмета. Так, дисциплины практического содержания (направления, техники и методы) лучше изучать лично с преподавателем или по аудио и видео. Теоретические основы, исследования, естественнонаучные материалы не требуют наблюдения за преподавателем. Их лучше изучать в текстовом формате.
Физическая активность сказывается на способности лучше запоминать и учиться. Активные упражнения увеличивают производство нейротропного фактора головного мозга. Это такой белок, который помогает выстраивать новые нейронные связи.
Даже после 20-минутной прогулки активность мозга и память значительно улучшаются. Перед тем как погрузиться на пару часов в обучение, советуем прогуляться во дворе.
Для самых продуктивных — катание на велосипеде и бег.
Если спорт — это не про вас, то пейте воду. Доказано, что если во время занятий выпить хотя бы 25 мл воды, это повысит концентрацию и усидчивость.
Придерживайтесь этих рекомендаций и через пару недель вы заметите первые устойчивые результаты. Почувствуете, что стали быстрее разбираться в новых темах. Например, если раньше вам нужен был час, то теперь вы вникаете в тему за полчаса. Увидите изменения в оценках: если до этого они были удовлетворительными, то станут хорошими и отличными. Станете компетентнее одногруппников и коллег, которые не пользуются нашими рекомендациями: пока они ищут важную информацию недельной давности в записях, вы быстро находите и воспроизводите ее в голове.
Приятный бонус — улучшение общего психоэмоционального состояния и настроения благодаря сбалансированному питанию, спорту, питьевому режиму и чувству гордости и удовлетворения от работы над собой. И чем ощутимее для вас результат, тем охотнее вы придерживаетесь рекомендаций. А вместе с этим растет мотивация, энергия и желание узнавать больше, учиться новому. И, конечно, появится больше свободного времени.
Заставить мозг учиться непросто, но это точно стоит затраченных усилий. Учитесь не для того, чтобы хорошо сдать тесты, а для того, чтобы применять эти знания в работе. А мы, кураторы, всегда на связи и поможем, если вы столкнулись с трудностями в обучении.
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политикe