Случай из своей практики супервизора разбирает наш преподаватель-эксперт Владимир Олегович Красноруцкий, коуч, бизнес-тренер, консультант по управлению.
Запрос супервизанта
Практикующий коуч обратился к Владимиру Олеговичу за помощью: «Во время работы я понимаю, что по многим клиентским запросам у меня есть собственный опыт и экспертиза. Я щедро делюсь своими знаниями и наработками, даю подсказки. Люди благодарны мне, но я сомневаюсь, насколько такой формат взаимодействия с клиентом уместен в коучинговой практике. Помогите, пожалуйста, разобраться».
Рекомендации супервизора
В профессиональном сообществе есть разные мнения об уместности интервенции, то есть активного вмешательства коуча или психолога. Некоторые специалисты считают, что все должно исходить из клиента и каждое решение он должен самостоятельно найти в себе — только тогда оно будет легко принято им и даст ощутимые результаты. Исходящая же от коуча рекомендация может вызвать сопротивление и замедлить процесс личностных изменений клиента.
В то же время, если мы говорим о специальных экспертных знаниях, которые есть у коуча и которые связаны с запросом клиента, то все же существует возможность задействовать этот ресурс в сессии. Особенно если клиент сам запрашивает экспертную помощь.
В модели компетенций коуча ICF для этого есть особая компетенция, она называется «Прямое общение». Используя ее, специалист имеет право очень деликатно делиться своей информацией. Это можно делать, например, используя такие слова:
- «У меня родилась гипотеза. Можно я ей поделюсь?»
- «Позвольте с вами поделиться. Я знаю, что по вашему запросу есть аналитика (такая-то и там-то). Что вы думаете по этому поводу?»
- «Вы знаете, у меня была похожая история. Позвольте я ее расскажу? (рассказывает историю без выводов). Какие мысли у вас по этому поводу?»
То есть в рамках проявления седьмой компетенции коуч - с разрешения клиента - может поделиться какой-то информацией: гипотезой, аналитикой, статистикой, историей. Но без самостоятельных выводов. Выводы делает клиент. При этом важно быть аккуратным и тактичным. Чтобы, высказывая свои гипотезы или наблюдения, коуч даже интонациями не обозначил клиенту какую-то свою оценку, интерпретацию. Важно не учить и не навязывать свое видение, а именно показывать в виде гипотез какие-то возможные варианты и мягко делиться своими мыслями. Например, подать это как кейс из практики: «Я знаю похожий случай…». И после еще раз спросить: «Как вам это откликается?», «Насколько это подходит вам?».
При этом важно учитывать особенности самого клиента. Иногда достаточно только начать делиться своими гипотезами или рассказывать историю из практики, как клиент подхватывает мысль и «фонтанирует» инсайтам. А бывает, что клиент никак не может разобраться в себе и нащупать опорные идеи. В этом случае коуч может быть чуть-чуть активнее, но важно все равно не брать ответственность за клиента на себя. Можно, например, дать ему часть информации (поделиться небольшой частью экспертизы, которой владеет коуч) и предложить клиенту продолжить размышление, высказать свои идеи, предположения, предложения. И тогда, скорее всего, клиент включится в работу, начнет находить свои решения. И здесь важно поддержать его, например, сказать: «Классные идеи». Важно, чтобы у клиента было ощущение самостоятельного нахождения решений.
Бывает, что клиент говорит: «Это была ваша идея». На это можно ответить: «Я только немножко подсказал, а идея-то ваша». То есть коуч намеренно занижает свою значимость и возвышает значимость идей, решений клиента, даже если объективно это не совсем так. Важно, конечно, и здесь соблюдать деликатность и естественность.
В целом в работе следует поддерживать и хвалить клиента, особенно если ему с трудом дается генерация идей. Это воодушевляет и мотивирует идти к целям, еще больше включаться в процесс.
А в случае тупика, например, если ни клиент, ни коуч не обладает нужным уровнем экспертности по какому-то вопросу, можно спросить клиента: «Как и где вы можете получить необходимую информацию?», «Что можно сделать, чтобы ликвидировать это незнание?» И клиент начинает выстраивать план своего развития.
Инсайты супервизанта
Запрос был решен, супервизант пришел к следующим выводам:
- Можно делиться экспертной информацией деликатно без директивного тона - в виде гипотез, историй. И обязательно передавать ответственность за принятие информации при помощи вопросов, например: «Что вы думаете по этому поводу?».
- Не нужно давать клиенту сразу всю экспертную информацию, которой хочется поделиться, даже если клиент сам об этом просит. Лучше дать дать небольшую порцию, чтобы клиент включался и начинал активно размышлять.
- Важно отдавать клиенту авторство всех идей и решений по его запросу, повышать его значимость и ответственность.
- Если клиент не знает что-то, что важно для его запроса, то можно продвигать его к активному поиску информации вопросом, например: «Подумайте, где или как об этом можно узнать?».
Новые знания о себе и улучшенное понимание распределения ответственности между коучем и клиентом помогут вывести частную практику на новый уровень, сделать ее еще эффективнее.