Как эффективно учиться — советы от кураторов. Часть 1

Время на чтение: 5 минут
|
29.12.2022
Получайте наши статьи в мессенджерах

Привет! Мы кураторы Института, сопровождаем Слушателей на протяжении всего обучения. И многое знаем об эффективном обучении. Мы собрали 16 рекомендаций, которые помогут учиться правильно и доводить дело до конца. Многим нашим Слушателям они помогли успешно и своевременно завершить обучение.

Вы знали, что лучше дробить занятия на небольшие фрагменты? Например, учиться не раз в неделю по 3 часа, а посещать 3 занятия по часу или 6 занятий по полчаса? Так вы лучше и быстрее запомните информацию. А что делать, вы все время заняты и не можете заниматься так часто? Тогда стоит найти своих пожирателей времени вроде скроллинга соцсетей, исключить их и уделить это время учебе.

Узнаем больше о том, как эффективно учиться. Но сначала поговорим о принципах работы мозга и памяти, которые влияют на запоминание. О кривой забывания и сфокусированном состоянии мозга.

Чередуйте обучение и сон

У мозга бывает два состояния: сфокусированное и рассеянное. Читая этот текст, вы находитесь в сфокусированном состоянии. Через пару часов, когда вы будете отдыхать, мозг будет в рассеянном состоянии. Именно в этот момент в нем начнут формироваться новые нейронные связи.

Потом новые знания в сфокусированном режиме и формирование нейронных связей — в рассеянном. И так всю жизнь.

С тем, как работают два состояния мозга, мы знакомы еще со школы. Но не с уроков биологии, а с уроков литературы. Вспомните, как тяжело было идеально рассказать стихотворение в день, когда оно училось. Вы его учите-учите, а оно никак не выучивается. Но на следующее утро вы помните его идеально. Почему так? Все дело в сне.

Советы от кураторов

Когда мы учим стихотворение, то находимся в сфокусированном режиме. А вот реальное запоминание происходит позже — во сне. Поэтому модель «учеба → сон → учеба» намного эффективнее, чем просто «учеба → учеба → учеба». Спать полезно.

Делайте регулярные перерывы

Эта рекомендация также связана со сфокусированным и рассеянным режимами мозга. Исследования показывают, что человек не может быть максимально сфокусирован долго. Мы начинаем отвлекаться и делать пятиминутные задачи часами. Максимальное время фокуса 50 минут.

Советы от кураторов

Как учиться быстрее при самостоятельном освоении информации: нужно давать мозгу отдохнуть. Подходящим вариантом для большинства людей будет 50 минут работы и 10 минут отдыха.

Боритесь с кривой забывания

В конце XIX века немецкий психолог Герман Эббингауз построил кривую забывания, показывающую, какой реальный объем информации может запомнить человек. 

Советы от кураторов

Эббингауз был настойчивым, ради этого эксперимента ему пришлось два года заучивать наборы бессмысленных слогов: DAX, BOK, YAT и др.

Результаты его исследования неутешительные:

Основная часть информации забывается уже в первый час после получения. Чтобы этого избежать, надо повторять информацию. При воспроизведении заученного материала скорость забывания снижается.

Советы от кураторов

Чем больше повторений, тем лучше все запоминается. Как учиться онлайн и оффлайн — практические советы:

  1. Первое повторение: сразу после получения новых знаний. Для этого в учебниках есть вопросы в конце главы, а в дисциплинах — тестовые вопросы к темам и практические задания. Если их не делать сразу, то теряете 60% информации.
  2. Второе повторение: в день прочтения или на следующий день. Обсудите новые знания с друзьями или коллегами.
  3. Третье повторение: в течение 1–2 недель. Вспомните материал и повторите его на практике. Сделай практическое задание в рамках дисциплины и пройдите итоговый тест. Важно переносить знания на практику.
  4. Четвертое повторение. Изучая последующие дисциплины, встраивайте полученные знания в изучение последующих дисциплин. Связывайте, переплетайте знания в единую логическую прочную цепь. На этом этапе новые знания должны уже стать частью ежедневного пользования.

Поздравляем, кривая забывания побеждена! Так ей и надо.

Как от волнения не забыть, что делать на первой сессии с клиентом?

Получите подробный алгоритм консультации от экспертов!

Посмотрим на примере Алисы. Она прочитала лекции по одной из наших дисциплин.

Как ей запомнить максимум информации?

  1. Первое повторение — ответить на вопросы.
  2. Второе повторение — обсудить новую информацию с друзьями, коллегами-слушателями.
  3. Третье повторение — выполнить практическое задание, опираясь на лекции и дополнительные материалы.
  4. Четвертое повторение — при изучении следующей дисциплины порефлексировать на тему, как эти две дисциплины связаны между собой.

Не тратьте время на перечитывание информации и подчеркивание основных мыслей

Это не работает. Подчеркивание основных идей — неудачный подход к изучению. Работа, которую при этом делает мозг, недостаточно активна для создания прочных знаний. Многократное перечитывание имеет такой же эффект. Это не заставляет мозг работать.

Советы от кураторов

Чтобы лучше запоминать, нужно не перечитывать и подчеркивать, а воспроизводить информацию из памяти. Отвечать на вопросы, проходить тесты для самопроверки.

Выбирайте правильный стиль обучения

Стиль обучения — это то, как вы получаете информацию. Он может быть:

Мы выбираем стиль обучения, который нам кажется проще. Например, Алисе сложно сконцентрироваться на аудио и она всегда читает книги или статьи. А Ивану, наоборот, не хватает усидчивости на учебники и он смотрит онлайн-лекции. Но так делать нельзя.

Исследователи когнитивной психологии из Университета Вирджинии изучили все эксперименты со стилями обучения. И пришли к выводу, что нет связи между любимым стилем обучения студента и его эффективностью. Неважно, является студент аудиалом или визуалом, он все равно лучше запоминает информацию визуально.

Другое исследование показывает, что 81% студентов, которые читали книги, хорошо справились с экзаменом. А из тех, кто ту же информацию прослушал в аудио-формате, справились только 59%.

Советы от кураторов

Синтезируем. Если вам проще смотреть онлайн-лекцию, это не значит, что такой формат эффективен.

Стиль обучения должен зависеть не от субъективного «нравится», а от предмета. Так, дисциплины практического содержания (направления, техники и методы) лучше изучать лично с преподавателем или по аудио и видео. Теоретические основы, исследования, естественнонаучные материалы не требуют наблюдения за преподавателем. Их лучше изучать в текстовом формате.

Занимайтесь спортом

Физическая активность сказывается на способности лучше запоминать и учиться. Активные упражнения увеличивают производство нейротропного фактора головного мозга. Это такой белок, который помогает выстраивать новые нейронные связи.

Советы от кураторов

Даже после 20-минутной прогулки активность мозга и память значительно улучшаются. Перед тем как погрузиться на пару часов в обучение, советуем прогуляться во дворе.

Для самых продуктивных — катание на велосипеде и бег.

Пейте воду во время занятий

Если спорт — это не про вас, то пейте воду. Доказано, что если во время занятий выпить хотя бы 25 мл воды, это повысит концентрацию и усидчивость.

Советы от кураторов

Придерживайтесь этих рекомендаций и через пару недель вы заметите первые устойчивые результаты. Почувствуете, что стали быстрее разбираться в новых темах. Например, если раньше вам нужен был час, то теперь вы вникаете в тему за полчаса. Увидите изменения в оценках: если до этого они были удовлетворительными, то станут хорошими и отличными. Станете компетентнее одногруппников и коллег, которые не пользуются нашими рекомендациями: пока они ищут важную информацию недельной давности в записях, вы быстро находите и воспроизводите ее в голове. 

Приятный бонус — улучшение общего психоэмоционального состояния и настроения благодаря сбалансированному питанию, спорту, питьевому режиму и чувству гордости и удовлетворения от работы над собой. И чем ощутимее для вас результат, тем охотнее вы придерживаетесь рекомендаций. А вместе с этим растет мотивация, энергия и желание узнавать больше, учиться новому. И, конечно, появится больше свободного времени.

Заставить мозг учиться непросто, но это точно стоит затраченных усилий. Учитесь не для того, чтобы хорошо сдать тесты, а для того, чтобы применять эти знания в работе. А мы, кураторы, всегда на связи и поможем, если вы столкнулись с трудностями в обучении.

Остались вопросы?
Задайте специалисту!
Отвечаем с пн.-вс. c 08:30 до 20:30 по Москве
1

Устинова Ксения Игоревна

Старший специалист

3

Колтина Екатерина Александровна

Специалист

2

Фролова Екатерина Сергеевна

Специалист

Записаться или задать вопрос
Нажимая на кнопку, Вы даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политикe