Ольга Лесницкая — преподаватель гештальт-терапии в Институте. Ей на личном опыте знакомы проблемы многих студентов: пройдя через многолетний поиск себя и профессии мечты, она точно знает, что такое страх перед практикой и тревога во время поиска клиентов.
Ольга Лесницкая — Магистр психологии, практикующий психолог, cпециалист в области индивидуального консультирования, гештальт-терапии, системно-феноменологической психотерапии, арт-терапии музыкального направления. Автор и ведущая программ обучения, психотерапевтических групп и тренингов.
Соцсети: Телеграм
Интересный факт: до того, как стать психологом, несколько лет работала вокалистом.
Читайте в статье:
Как выйти из тупика и найти профессию мечты
— Ольга, сначала вы учились на экономиста, затем на вокалиста, и только потом пришли к психологии. Что двигало вами в карьерном развитии, как менялись профессиональные интересы?
— Профессиональный интерес впервые появился только в психологии и благодаря ей, а до этого мой выбор определялся другими факторами. Первое образование я выбрала с подачи родителей, которые хотели видеть меня в престижной, стабильной должности. Начала на юридическом факультете, потом перевелась на факультет экономики. Уже тогда я не хотела работать в этих сферах, но не знала, что мне нравится, а будущее казалось тревожным.
После пяти лет обучения и попыток найти свое место я призналась себе, что в тупике. Начала много читать. Большое впечатление произвели книги Эрика Берна и Карлоса Кастанеды. В них возможности мира были гораздо больше, чем знакомые мне — это вдохновляло на поиск чего-то настоящего.
Чего я хочу, кто я, где я была и буду счастлива — через эти вопросы в мою жизнь пришла музыка. Я вспомнила занятия в хоре в детской музыкальной школе, концерты на больших площадках, гастроли. Быстро восстановила знания и поступила на отделение эстрадно-джазового вокала. Так самопознание продолжилось через музыку. Впоследствии это вдохновило меня на изучение восточных традиций и эзотерических школ.
— Вы нашли себя в музыке, реализовались в ней. Почему в итоге все равно сменили профессию и пришли в психологию?
— Музыка прекрасна, но мой интерес к себе продолжал развиваться, и профессия вокалиста уже не могла его удовлетворить. Мне были интересны люди, их жизни, эмоции, выборы. Я хотела понимать что происходит с человеком, когда он испытывает те или иные чувства. Так я и пришла в психологию. Хотела получить основу и знания о том, как устроена и функционирует психика, чем может помочь психолог. И только в психологии я почувствовала, что получаю ответы на самые важные для себя вопросы. К счастью, этот процесс познания продолжается до сих пор.
Профессиональный путь психолога я начала с ведения групповых тренингов. Набравшись опыта и знаний о связи тела и голоса, я создавала вокалотерапевтические группы, где участники работали с телесными зажимами, искали свой настоящий голос, прорабатывали эмоции, возвращая себе свободу проявления и радость двигаться, звучать, быть. Потом были другие группы: телесные, интегративные, расстановочные, женские группы, терапевтические. Мне было интересно совмещать подходы, техники и идти своим путем. Впоследствии именно с этих групп ко мне в частную практику приходили первые клиенты.
Полезные статьи с советами Ольги Лесницкой:
— Ольга, вы помните, через какие сложности прошли в новой профессии? К чему вы посоветовали бы подготовиться новичку?
— Одна из самых больших сложностей — это организация своей практики, связанная с тревогой проявления, поиском клиентов и отчаянием, когда ожидания не оправдываются. Даже если вложиться в рекламу и в продвижение — нет гарантий, что люди придут и останутся в практике. Еще есть риск выгорания, если набрать много клиентов за небольшие деньги.
Меня поддерживали напоминания тренеров о том, что психологическая практика, как и любое дело жизни, требует времени, заботы и вложений. А значит, нужно помнить про обучение и постоянное присутствие в профессии — интервизионные группы, другие коллегиальные пространства и супервизию.
Как и у всех начинающих психологов, меня волновал вопрос, как ставить цену на свою услугу. Тут нет «правильных» ответов. Чтобы сориентироваться, каждому нужно понять, что для него важнее — скорее начать практиковать и набирать опыт или планомерно, спокойно работать с небольшим количеством клиентов за среднерыночную стоимость сессии.
Реалистичность и человечность в гештальт-терапии
— Ольга, став психологом, вы заинтересовались гештальт-терапией. Как и почему выбрали именно это направление?
— С гештальт-терапией я познакомилась на обучении в магистратуре. Тогда мне понравилась простота и человечность подхода. Гештальтист придерживается реальности и опирается на то что уже есть — на то, что происходит в жизни человека и в кабинете. В этом направлении принято считать, что «человек — это постоянно изменяющийся процесс» и «лечит только настоящее» — мне эти принципы оказались близки. После знакомства с этим направлением я пошла в личную терапию к гештальтисту. В процессе, осознавая свои изменения и свой интерес, я приняла решение учиться. Так я стала гештальт-терапевтом.
Для меня уникальность этого направления заключается в готовности психолога оставаться с клиентом там, где больше вопросов, чем ответов. Такой специалист не навешивает ярлыки ради собственного спокойствия, а помогает человеку осознавать то, что происходит в его жизни, и находить новые варианты решений.
Гештальт-терапия — это возможность заметить нового себя. Все мы живем в образах старого мира, устаревших картинах реальности, образах детства и с неактуальными установками.
Мы часто не замечаем, что меняемся — так и возникает огромная пропасть между тем, что грезится и тем, что есть на самом деле. Человек погружается в растерянность, страдание, усталость и отчаяние. Гештальт-терапия — это способ войти в реальную жизнь, перестать быть образом самого себя.
— А с какими запросами чаще всего работает гештальт-терапевт?
— Гештальт-терапия работает с большим спектром запросов, потому что изучает личность, как систему, в которой каждый элемент связан с другим. Гештальт-подход можно использовать в индивидуальной и групповой работе. К такому специалисту обращаются с семейными и детскими проблемами, с вопросами по разводу и сексуальности, с расстройствами пищевого поведения, приходят с психосоматикой и онкозаболеваниями.
Обычно это зависит от личного интереса специалиста и пройденных специализаций в разных темах. Мои специализации — это работа с кризисами и травмами, эмоциональные зависимости и длительная терапия личностных расстройств характера.
— Ольга, сейчас вы не только практикующий психолог, но и преподаватель по гештальт-терапии в Институте прикладной психологии. Когда вы захотели не только работать, но и обучать других?
— Однажды я поняла, что есть то, чем могу поделиться. Мне интересно погружаться в информацию, перерабатывать источники, искать новые формы, обмениваться знаниями. Это особое удовольствие — находиться среди единомышленников, коллег, видеть их интерес и азарт.
В процессе я смотрю на гештальт-терапию с разных сторон и сама продолжаю учиться. Преподавание стало для меня способом посмотреть на практику через призму теории, поразмышлять о том, что изменилось в мире,увидеть актуальные вызовы и темы.
— Здорово, что преподавание дает вам возможность развиваться! На многие вопросы вы уже знаете ответ. Расскажите, о чем вас чаще всего спрашивают студенты?
— Обычно это вопросы, обусловленные интересом и страхом перед будущим: как начать частную практику, как не бояться на сессии, что случится, если не справишься с клиентом? Я поддерживаю эту тревогу и отвечаю, что волноваться в новом деле — нормально.
Обязательно будет клиент, с которым вы не справитесь — и это хороший способ увидеть то, чему нужно учиться.
Вообще, способность быть в неопределенности и сомневаться — один из основных навыков гештальтиста. Обычно, когда я это говорю, страх снижается, а интерес остается.
— Хороший ответ на важный для каждого студента вопрос. А что для вас самое сложное и самое приятное в работе преподавателя?
— Мне кажется, сложнее всего сформировать у студента понимание, что хорошая устойчивая практика складывается из трех равных составляющих: личная терапия, супервизия и теория. А самое приятное — это, конечно, отклики и вопросы, наблюдение за процессом решения кейсов в заданиях, сопровождение в обучении и радость от того, что я делаю что-то интересное и важное для многих дело.
Как не выгорать, когда практикуешь, преподаешь и учишься одновременно
— Ольга, опишите, пожалуйста, ваш стандартный рабочий день: как вы работаете и отдыхаете?
— У меня нет стандартного рабочего дня, но есть график, в котором все зависит от дня недели — бывает, я все время посвящаю вопросам Института и преподаванию, а иногда полностью фокусируюсь на клиентах. Работаю и очно, и онлайн. А отдыхаю, как и все — преимущественно в выходные.
Сейчас приблизительно 40% моего рабочего времени занимает руководительство и преподавание, 40% частная индивидуальная практика, а оставшиеся 20% идут на формат тренингов и терапевтических групп. Также я продолжаю поддерживать себя как психотерапевта — посещаю супервизорскую группу, учусь на специализациях.
— Вы живете по плотному графику с разнообразными задачами. Знаете ли какой-то способ избежать выгорания?
— Лучший способ предотвратить выгорание — хорошо устроенная жизнь, в которой есть свои интересы и возможности для разной поддержки. Мне помогает внимание к своему состоянию, смена деятельности и переключение: иногда уединение и отдых, иногда встречи с друзьями. Также я хожу в бассейн, рисую, путешествую, спрашиваю себя «чего я хочу?» и ищу способ реализации.
— Значит, вы всегда оставляете время для себя и отдыха. А что касается дальнейшего профессионального развития, строите ли планы?
— Конечно, у меня есть планы, их много. Сейчас совместно с Институтом разрабатываю короткие программы по повышению квалификации в более узких темах гештальт-терапии. Также хочу запустить супервизорскую онлайн гештальт-группу для наших выпускников, чтобы коллеги могли с комфортом повышать свое мастерство.
В частной практике у меня тоже есть планы: собираюсь участвовать в очных конференциях, запускать семинары и мастер-классы. А еще планирую запуск новой очной терапевтической группы в Москве.
— Ольга, спасибо за интересный разговор! Уверена, что ваши планы успешно реализуются, а преподавание принесет еще больше позитивного опыта и интересных учеников.