Читайте в статье:
Сложный клиент рано или поздно появляется в жизни любого психолога. И если опытные специалисты готовы и к слезам, и к недоверию по отношению к себе или своей компетентности, то новички могут растеряться.
Выпускники Института прикладной психологии сталкивались с такими ситуациями и готовы поделиться полезными советами.
Доверие нужно заслужить
Недоверие со стороны клиента может привести в замешательство начинающего психолога. Как расположить клиента и выйти победителем из сложной ситуации, рассказывает наша выпускница Мария Иванькина.
«Я заметила, что женщины доверяют психологам охотнее. Поэтому при обсуждении научных теорий или подходов им не нужны дополнительные доказательства. С мужчинами в этом вопросе труднее.
Сложная ситуация у меня случилась при работе с супружеской парой, у которой был конфликт — мужчина не уставал после близости, а женщина уставала. Мужчина приходил на консультации, но не включался в работу, был, скорее, слушателем. Он не принимал объяснений с научной точки зрения о том, почему у одного человека есть силы на близость, у другого — нет.
После очередной беседы я предложила паре пройти практическую методику определения половой конституции. Это тестирование все изменило. Результаты были настолько точными (в восприятии клиента), что работа с этой парой тут же стала набирать обороты. Мужчина подключился — сначала просто спрашивал о рекомендациях, а потом заинтересовался и причинами проблемы.
Совет. Я рекомендую начинающим психологам задавать больше вопросов, чтобы понять, чего хочет клиент. Пробуйте разные методики: кому-то нужны научные подтверждения, другим же достаточно просто беседы и внутреннего признания»
Переживаете, что ошибетесь на консультации и не сможете помочь клиенту?
Получите чек-лист «9 ошибок начинающих психологов», чтобы не повторять их
Молодость ≠ неопытность
В обществе распространен стереотип о том, что возраст психолога — это гарант знаний. И чем он старше, тем компетентнее. Наш выпускник Илья Плякин с этим не согласен.
«Когда вы молоды, сложность заключается в том, что вас могут оценивать как незрелого и неопытного не только в сфере психологического консультирования, но и жизни в целом. Но любую слабость можно сделать своей силой. Пока вы неопытны, вы открыты для экспериментов с направлениями и можете опробовать в работе разные стили ведения консультирования.
У меня был сложный случай, когда на консультацию пришел мужчина под 50 с запросом — наладить отношения с сыном, который ненамного младше меня. Сначала я чувствовал недоверие с его стороны: он часто менял тему разговора, уклонялся от прямых вопросов, опаздывал на сессии. Чтобы расположить его к себе, я:
- извинялся, если допускал ошибки;
- давал выговориться в первой половине сессии, чтобы не перебивать его;
- положительно подкреплял и давал адекватные по объему домашние задания.
А также обучал его методам активного слушания и бесконфликтного решения спора. Все это помогло мне наладить контакт клиентом — он увидел во мне профессионала.
Совет. Когда клиент считает консультанта некомпетентным, то возникает логичный вопрос, а зачем он пришел к этому психологу? Этот вопрос стоит вынести на повестку сессии, расставить все точки над i и работать над улучшением терапевтического альянса. Не нужно забывать, что консультант всегда находится в более выгодной позиции, так как он специалист, к которому обратились за помощью, а не наоборот»
Полезные материалы:
- Самый полный и подробный алгоритм первой консультации. С советами от экспертов
- Надежный способ застраховаться от проблем — заключить с клиентом терапевтический контракт. Узнайте, как это сделать, и получите шаблон в подарок
Слезы клиента — это плохо?
Сложно оставаться равнодушным, когда рядом кто-то плачет. Но слезы во время психологической консультации — не редкость. Как не растеряться и помочь клиенту, рассказывает наша выпускница Елизавета Затямина.
«Когда клиент плачет на приеме, это всегда волнительно. По крайней мере, для начинающего психолога. Но это значит, что сейчас мы затронули те раны и болевые точки, которые особенно волнуют клиента, и последующий процесс может быть максимально терапевтичным.
Я и сама была на месте такого клиента, когда еще не начала обучение. Из 60 минут первого сеанса я плакала около 40. Вот так бурно выходили застоявшиеся эмоции. Помню, что в тот момент мне было неловко: «Как так, взрослая и сразу разревелась?» Но как же было легко и свободно в конце приема!
Уже будучи психологом, я переживала, как бы не впасть в ступор и не зареветь вместе с клиентом в такой ситуации. Когда ко мне пришла первая клиентка, которая заплакала на сессии, я помогла ей прожить эти эмоции. Я сочувствую и всегда благодарю за открытость, ведь слезы — это отличный признак доверительных отношений. Но при этом важно не скатиться в жалость по отношению к клиенту, не потакать жалобам на трудную жизнь или судьбу и плавно ввести его в процесс консультирования. В этом отлично помогают дыхательная гимнастика.
Совет. Если увидели слезы клиента, главное, не паникуйте. Он может воспринять ваше волнение как знак, что с ним происходит что-то неправильное. И если потерять контакт, есть риск никогда больше его не наладить. Я считаю, что первые слезы клиента — это боевое крещение психолога. Такую ситуацию можно вынести на супервизию или интервизию и отрефлексировать свои чувства»
Полезные материалы:
Нет универсального рецепта, как вести себя во время сложной сессии. Каждый психолог со временем находит алгоритмы решения проблем. Но нужно понимать, что такой опыт действительно полезен. Работа со сложным клиентом неизбежно приводит к профессиональному росту.