Психолог-практик. Базовая клиентоориентированная стратегия и основные методы психологической помощи

Учебный план

22 дисциплины/ 1152 часа
1.
Введение в профессию. Профессиональная этика в работе психолога
44 ч
  • Основные виды деятельности практического психолога.
  • Сферы деятельности профессионального психолога.
  • Психология как наука, общее понятие о практической психологии.
  • Этические принципы и нормы в деятельности психолога.
  • Требования к морально – этическим и личностным качествам психолога.
  • Система ценностей и основные этические проблемы в деятельности практического психолога.
  • Моральные дилеммы в деятельности практического психолога.
  • Реализация этических принципов медицинской этики в работе клинического психолога.
  • Этические регуляторы и принципы в деятельности педагога - психолога.


Дисциплина состоит:

  • Текстовые лекции и видеоматериалы - 12 ч
  • Практические занятия и тестирования - 32 ч
  • Самостоятельная работа слушателя
  • Открытая лекция от эксперта программы
2.
Общая психология
58 ч
  • Развитие психики в фило- и онтогенезе.
  • Предмет общей психологии.
  • Речь как психический процесс.
  • Воображение и мышление как психические процессы.
  • Память и внимание как психические процессы.
  • Ощущение и восприятие как психические процессы.
  • Деятельность в психологии.
  • Понятие личности в психологии. Индивидуально психологические особенности личности.
  • Воля как психический процесс.
  • Эмоции и чувства как психические процессы.


Дисциплина состоит:

  • Текстовые лекции и видеоматериалы - 12 ч
  • Практические занятия и тестирования - 46 ч
  • Самостоятельная работа слушателя
  • Открытая лекция от эксперта программы
3.
Психология развития и возрастная психология
56 ч
  • Движущие силы и условия психического развития.
  • Периодизация возрастного развития.
  • Предмет и проблемы возрастной психологии и психологии развития.
  • Особенности психического развития раннего возраста (от 0 до 1 года).
  • Подростковый возраст (от 11 до 15 лет).
  • Младший школьный возраст (6-7 - 10-11 лет).
  • Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет).
  • Особенности психического развития в раннем детском возрасте (от 1 года до 3 лет).
  • Психология зрелой личности. Акме.
  • Молодость и ранняя взрослость как периоды развития.
  • Особенности психического развития юношеского возраста.


Дисциплина состоит:

  • Текстовые лекции и видеоматериалы - 12 ч
  • Практические занятия и тестирования - 44 ч
  • Самостоятельная работа слушателя
  • Открытая лекция от эксперта программы
4.
Дифференциальная психология. Психология индивидуальных различий
54 ч
  • Основные понятия дифференциальной психологии.
  • Методы дифференциальной психологии.
  • История развития дифференциальной психологии.
  • Понятие, классификации и связь способностей и задатков с индивидуальными различиями.
  • Психология характера.
  • Свойства нервной системы как природная основа индивидуальных различий.
  • Индивидуальные различия, обусловленные полом.
  • Индивидуальный стиль деятельности.
  • Феномен индивидуальности человека.


Дисциплина состоит:

  • Текстовые лекции и видеоматериалы 12 ч
  • Практические занятия и тестирования – 42 ч
  • Самостоятельная работа слушателя
  • Открытая лекция от эксперта программы
5.
Психология личности
54 ч
  • Теории личности, их компоненты.
  • Развитие и социализация, самореализация личности.
  • Процесс воспитания личности. Зрелая личность и Я-концепция.
  • Личность в работах К. Г. Юнга и А. Адлера.
  • Личность через призму классического психоанализа З. Фрейда.
  • Личность через теорию транзактного анализа Э. Берна и его последователей.
  • Личность в гуманистическом направлении теорий А. Маслоу, К. Роджерса.
  • Личность через когнитивное направление и теорию поля Дж. Келли, К. Левина.
  • Личность через социально-когнитивный взгляд теории А. Бандуры.
  • Проблема личности в отечественных психологических школах.
  • Личность в рамках научающе-бихевиорального подхода, представление в работах Б. Ф. Скиннера.


Дисциплина состоит:

  • Текстовые лекции и видеоматериалы - 12 ч
  • Практические занятия и тестирования - 42 ч
  • Самостоятельная работа слушателя
  • Открытая лекция от эксперта программы
6.
Социальная психология
54 ч
  • Социально-психологические феномены.
  • Категория «Общение» в социально-психологической отрасли.
  • Методические основы социальной психологии.
  • Большие группы. Психология социальных классов.
  • Основные закономерности и механизмы групповых процессов.
  • Общие проблемы малых групп в социальной психологии.
  • Социальная установка.
  • Социальные институты. Институты социализации.
  • Имидж личности и эффекты социальной перцепции.


Дисциплина состоит:

  • Текстовые лекции и видеоматериалы - 12 ч
  • Практические занятия и тестирования - 42 ч
  • Самостоятельная работа слушателя
  • Открытая лекция от эксперта программы
7.
Анатомия и физиология центральной нервной системы
50 ч
  • Развитие нервной системы в онтогенезе и филогенезе.
  • Строение структурных элементов нервной ткани.
  • Основные понятие и базовые положения анатомии и физиологии ЦНС.
  • Физиология возбудимых тканей. Анатомия и физиология синапс.
  • Строение и функции нервных волокон. Законы функционирования нервных сетей.
  • Основные принципы регуляции физиологических функций организма человека.
  • Строение и функции вегетативной нервной системы.
  • Основные характеристики ЦНС. Рефлекс как основной принцип работы нервной системы.
  • Общий план строения головного мозга. Ствол мозга.
  • Нейрофизиология спинного мозга.
  • Структура спинного мозга.
  • Анатомия конечного мозга.
  • Нейрофизиология промежуточного мозга и мозжечка. Функции ретикулярной формации.
  • Строение мозжечка. Промежуточный мозг. Нейрофизиология продолговатого мозга, моста и среднего мозга.
  • Нейрофизиология лимбической системы. Проекционные зоны коры. Функциональная асимметрия полушарий.


Дисциплина состоит:

  • Текстовые лекции и видеоматериалы - 12 ч
  • Практические занятия и тестирования - 38 ч
  • Самостоятельная работа слушателя
  • Открытая лекция от эксперта программы

8.
Высшая нервная деятельность и сенсорные системы. Основы психофизиологии
50 ч
  • Типы ВНД и темперамент, физиология потребности, мотивации, эмоции.
  • Врожденные и приобретенные формы деятельности организма.
  • Аналитико-синтетическая деятельность мозга.
  • Анатомия и физиология кинестетического анализатора и анализатора боли.
  • Анатомия и физиология слухового анализатора.
  • Анатомия и физиология зрительного анализатора.
  • Психофизиология эмоций, мотивационно-потребностной сферы.
  • Психофизиология познавательных процессов.
  •  Введение в психофизиологию.


Дисциплина состоит:

  • Текстовые лекции и видеоматериалы - 12 ч
  • Практические занятия и тестирования - 38 ч
  • Самостоятельная работа слушателя
  • Открытая лекция от эксперта программы


9.
Основы клинической психологии
54 ч
  • Норма и патология, здоровье и болезнь.
  • Структура клинической психологии, основные разделы и новые направления.
  • Содержание, краткая история, современное состояние, предмет, цели и задачи клинической психологии.
  • Механизмы психологической защиты и копинг-стратегии и их роль в развитии болезней.
  • Психологические механизмы возникновения и развития болезней.
  • Внутренняя картина болезни (ВКБ) и ее содержание.
  • Особенности консультирования клиентов с проблемами здоровья, страдающих страхами и фобиями.
  • Особенности консультирования тревожных клиентов с проблемами здоровья.
  • Специфика психологического консультирования при работе с больными людьми.
  • Специфика консультирования клиентов с проблемами здоровья, страдающих депрессией.


10.
Семейная психология
54 ч
  • Структура семьи.
  • Семейные функции. Нормально функционирующие семьи и дисфункциональные.
  • Семейная система.
  • Жизненный цикл семьи.
  • Циркулярное интервью.
  • Диагностика семейных параметров.
  • Генограмма как отражение семейной истории.
  • Структурная семейная психотерапия.
  • Эмоционально-фокусированная терапия супружеских пар.
  • Методы семейной системной психотерапии.


Дисциплина состоит:

  • Текстовые лекции и видеоматериалы - 12 ч
  • Практические занятия и тестирования – 42 ч
  • Самостоятельная работа слушателя
  • Открытая лекция от эксперта программы


11.
Психология детско-родительских отношений
50 ч
  • Оценка особенностей отношений в семье.
  • Семейные проблемы в детско-родительских отношениях.
  • Стили воспитания и общения в семье.
  • Эффективные стратегии воспитания.
  • Неэффективные стратегии воспитания.
  • Социально-неприемлемое поведение у детей и подростков. Зачем это делают.
  • Этические принципы консультирования.
  • Консультирование семей, имеющих детей с ОВЗ.
  • Психотерапевтическая работа с проблемами детско-родительских отношений.


Дисциплина состоит:

  • Текстовые лекции и видеоматериалы - 10 ч
  • Практические занятия и тестирования – 40 ч
  • Самостоятельная работа слушателя
  • Открытая лекция от эксперта программы


12.
Психодиагностика
52 ч
  • Классификация и основные характеристики психодиагностических методов и методик.
  • История психодиагностики и ее современное состояние.
  • Общее представление о психодиагностике. Основные понятия.
  • Специфика психодиагностического процесса.
  • Данные в психодиагностике. Интерпретация и анализ.
  • Стандартизированные методы психодиагностики.
  • Понятие и специфика психологического диагноза.
  • Психодиагностика личностной сферы.
  •  Психодиагностика психических процессов.


Дисциплина состоит:

  • Текстовые лекции и видеоматериалы - 10 ч
  • Практические занятия и тестирования – 42 ч
  • Самостоятельная работа слушателя
  • Открытая лекция от эксперта программы


13.
Основы профориентологии
48 ч
  • Классификации профессий. Современный мир профессий.
  • Психология профессий. Метод профессиографии, составление профессиограмм и психограмм.
  • Основы профориентологии: цель и задачи профориентации.
  • Профессиональное самоопределение личности в рамках психологии труда и возрастной психологии.
  • Личностные предпосылки профессионального самоопределения, влияние самооценки и самопознания на процесс и результат профессионального самоопределения.
  • Возрастные особенности профессионального самоопределения. Этапы профессионализации.
  • Стратегии и этапы индивидуального профконсультирования. Стратегии и этапы индивидуального профконсультирования.
  • Профконсультация как вид профориентационной работы психолога. Принципы организации и проведения профконсультации.
  • Профдиагностика как метод профориетационной работы. Диагностический инструментарий.


Дисциплина состоит:

  • Текстовые лекции и видеоматериалы - 10 ч
  • Практические занятия и тестирования - 38 ч
  • Самостоятельная работа слушателя
  • Открытая лекция от эксперта программы


Специальные дисциплины
14.
Технологии ведения тренинга
54 ч
  • Тренинг как особая форма работы с группой.
  • Этапы групповой динамики и стадии развития группы.
  • Виды тренинга. Классификация тренинговых групп.
  • Упражнения для тренинга: виды и технология создания.
  • Основные методы работы в тренинге.
  • Конструирование и подготовка программы тренинга.
  • Требования, предъявляемые к ведущему тренинга.
  • Трудные участники на тренинге.
  • Работа с сопротивлением в тренинге.


Дисциплина состоит:

  • Текстовые лекции и видеоматериалы - 12 ч
  • Практические занятия и тестирования - 42 ч
  • Самостоятельная работа слушателя
  • Открытая лекция от эксперта программы


15.
Организационная психология и психология управления
50 ч
  • Социально-психологический климат организации.
  • Организационная культура.
  • Организационная психология как отрасль психологического знания. Понятие организации.
  • Группы в организации.
  •  Поведение персонала в организации.
  • Персонал в организации. Категории персонала.
  • Власть и лидерство в организации.
  • Управление организацией.
  • Управление мотивацией персонала.
  • Мотивация труда.
  • Личность руководителя.
  • Предмет и задачи психологии управления.


Дисциплина состоит:

  • Текстовые лекции и видеоматериалы - 10 ч
  • Практические занятия и тестирования - 40 ч
  • Самостоятельная работа слушателя
  • Открытая лекция от эксперта программы


16.
Конфликтология и медиация
54 ч
  • Типология конфликтов, его структурных элементов и поведения конфликтующих сторон.
  • Понятие конфликта и его феномен.
  • История развития конфликтологии, этапы становления.
  • Стадии развития конфликта.
  • Энергетика, баланс сил и иллюзии конфликта.
  • Конфликты в организациях.
  • Внутриличностный конфликт. Межличностный конфликт..
  • Технологии управления конфликтами.
  • Поведение личности в конфликте.
  • Социальные конфликты.
  • Фазы медиации.
  • Функции медиации и личность медиатора.
  • Медиация.
  • Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов.
  • Позитивное поведение личности.


Дисциплина состоит:

  • Текстовые лекции и видеоматериалы - 12 ч
  • Практические занятия и тестирования - 42 ч
  • Самостоятельная работа слушателя
  • Открытая лекция от эксперта программы


17.
Психологическое консультирование
60 ч
  • Особенности психологического консультирования, его отличия от других видов психологической помощи.
  • Психологическое консультирование как форма оказания профессиональной психологической помощи.
  • Современные представления о структуре и предмете консультативной психологии.
  • Различные позиции психолога в консультативном процессе.
  • Основные типы клиентов, их особенности и стратегии взаимодействия с ними.
  • Профессиональная компетентность, личностные качества и ценностная позиция психолога-консультанта.
  • Работа с установками и поведением клиента на третьем этапе консультации.
  • Работа с консультативными гипотезами на втором этапе.
  • Общая модель структуры консультативного процесса. Первый этап консультативной беседы: установление контакта, прояснение запроса и заключение контракта.
  • Четвертый этап консультативной беседы, ее завершение. Экологическая проверка. Завершение консультирования в целом.


Дисциплина состоит:

  • Текстовые лекции и видеоматериалы - 14 ч
  • Практические занятия и тестирования - 46 ч
  • Самостоятельная работа слушателя
  • Открытая лекция от эксперта программы


18.
Основы психотерапии
52 ч
  • Предмет и цель психотерапии. Психотерапевтический запрос.
  • Введение в психотерапию.
  • Психодинамическая терапия и психоанализ: введение.
  • Работа с клиентами в индивидуальной психологии А. Адлера.
  • Основы индивидуальной психологии А. Адлера.
  • Психодинамическая терапия: основные этапы и факторы воздействия.
  • Телесно-ориентированная психотерапия.
  • Теоретические основы гештальт-терапии.
  • Психосинтез Роберто Ассаджиоли: теоретические основы.
  • Механизмы и техники гештальт-терапии. Психодрама.
  • Групп-аналитическая психотерапия.


Дисциплина состоит:

  • Текстовые лекции и видеоматериалы - 12 ч
  • Практические занятия и тестирования - 40 ч
  • Самостоятельная работа слушателя
  • Открытая лекция от эксперта программы

 


19.
Психология травмы и технологии работы
50 ч
  • Механизм возникновения травматической реакции.
  • Развитие понятия травмы в различных направлениях психологии.
  • Общие понятия о психологической травме: исторический аспект.
  • Компоненты травматического переживания.
  • Ядро психической травмы.
  • Диссоциация как механизм регуляции психической деятельности.
  • Факторы, определяющие восприимчивость человека возникновению травмы.
  • Направления и мишени кризисной интервенции.
  • Принципы оказания психологической помощи в области травматического опыта.
  • Диагностика травматического опыта.
  • Методы и методики кризисной интервенции.
  • Техники работы с травмой. Часть 1.
  • Техники работы с травмой. Часть 2.
  • Трансовые техники работы.


Дисциплина состоит:

  • Текстовые лекции и видеоматериалы - 12 ч
  • Практические занятия и тестирования - 38 ч
  • Самостоятельная работа слушателя
  • Открытая лекция от эксперта программы


20.
Семейное психологическое консультирование
52 ч
  • Оценка параметров супружеских отношений.
  • Коммуникативные нарушения в семье.
  • Супружеские отношения в семье.
  • Психологическая помощь семье в период кризиса.
  • Диагностика семьи в период кризисов.
  • Нормативные семейные кризисы.
  • Консультирование по проблемам семьи.
  • Арт-терапевтические методы в семейном консультировании.
  • Психологическое консультирование семьи.


Дисциплина состоит:

  • Текстовые лекции и видеоматериалы - 12 ч
  • Практические занятия и тестирования - 40 ч
  • Самостоятельная работа слушателя
  • Открытая лекция от эксперта программы


21.
Дистанционное психологическое консультирование
50 ч
  • Методологические принципы интернет-консультирования. Основы работы психолога и клиента в разовой и долгосрочной работе (правила, этика, снижение рисков, повышение эффективности).
  • Практика консультирования в каждом из форматов: возможности и ограничения.
  • Возможности и риски консультирования в интернете.
  • Организация и методы работы психолога-консультанта в интернете.
  • Технология использования технических возможностей для полноценной индивидуальной и групповой работы.
  • Вербальные и невербальные технологии в интернет-консультировании.
  • Базовые варианты и приемы консультирования в интернете. Терапевтические отношения клиента и консультанта в интернет-консультировании.
  • Интернет-консультирование в работе с различными типами запросов клиентов.
  • Частные техники и приемы работы интернет-консультанта.
  • Основные техники работы интернет-консультанта.


Дисциплина состоит:

  • Текстовые лекции и видеоматериалы - 12 ч
  • Практические занятия и тестирования - 38 ч
  • Самостоятельная работа слушателя
  • Открытая лекция от эксперта программы


22.
Психологический практикум
52 ч
  • Подбор психодиагностических методик под клиентский запрос, проведение исследования, обработка результатов и доведение их до клиента.
  • Развитие навыков психотерапевтической работы.
  • Закрепление навыков составления программы тренинга, организационной работы комплектования группы и проведения занятий.


Дисциплина состоит:

  • Текстовые лекции и видеоматериалы - 12 ч
  • Практические занятия и тестирования - 40 ч
  • Самостоятельная работа слушателя
  • Открытая лекция от эксперта программы


ИТОГО
1152 ч

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политикe