8 (800) 600-43-12
Звонок по России бесплатный
Пн.- пт. 09:00 до 18:00 по Москве
Пн.- пт. 09:00 до 18:00 по Москве
Начнём с терминов, которые характеризуют внутренний мир человека: осознанность и рефлексия. Расскажем, как эмоциональный интеллект и эмпатия помогают понять себя и общаться с другими людьми. Затем перейдём к понятиям, которые в психологии обозначают личное пространство и положение человека в своем окружении: личные границы и сепарация. В заключении разберём отличия конформности от конформизма и рассмотрим, что такое локус контроля.
Осознанность — способность замечать и проживать свои эмоции, мысли в текущем моменте. Такое состояние противоположно действиям «на автомате».
Часто мы не замечаем, как убегаем мыслями в прошлое или будущее. Например, когда мы в очередной раз прокручиваем в голове неудачный разговор с родственниками и вступаем в мысленный диалог с ними. Так мы тревожимся о том, чего нет в настоящем. Зато можем в этот момент пропустить автобус или мужчину своей мечты.
Осознанность учит находиться здесь и сейчас: всю свою энергию направлять на проживание текущего состояния, получать удовольствие от жизни. Развивать осознанность помогают медитации, йога, ведение дневников.
Пример: «Ешь, молись, люби», 2010. Фильм с Джулией Робертс про осознание, поиск себя и обретение смысла жизни.
«Дикая», 2014. Фильм с Риз Уизерспун, героиня которой отправилась в одиночный горный поход, чтобы обрести себя.
Рефлексия — обращение человека к самому себе, способность замечать и анализировать свои мысли, чувства, поступки. Рефлексия — это особое качество, заложенное в человеческой природе. Более того, человек — единственное существо, которому свойственна рефлексия: мы возвращаемся мыслями к своему прошлому и анализируем его. Это происходит практически постоянно.
Рефлексия позволяет фиксировать прошлые действия, извлекать опыт из совершенных ошибок, менять своё поведение.
Бывает чрезмерная рефлексия, когда человек уходит в самокопание: он настолько зацикливается на своих реакциях, что не может прийти к какому-то решению и продолжает бесконечно анализировать свои мысли.
Пример: «Доводы рассудка», 2007. Фильм с Салли Хокинс на основе произведения Джейн Остин. Героиня встречает бывшего возлюбленного, от замужества с которым её отговорила семья. В этот раз она много рефлексирует, записывает мысли и чувства в дневник и постепенно учится полагаться на своё мнение.
Эмоциональный интеллект — способность осознавать свои и чужие эмоции, понимать мотивы поведения и регулировать отношения с другими людьми.
Эмоции постоянно влияют на наше поведение. Мы стремимся общаться с теми людьми, кто нам приятен, и избегаем тех, кто вызывает у нас неприятные чувства.
В некоторых ситуациях бывает сложно разобраться со своим состоянием. Например, когда мы слышим критику в свой адрес, то чувствуем обиду и не можем принять предложение человека, даже если совет был полезный. Или когда мы не можем найти слова поддержки, не улавливаем состояние собеседника и не знаем, как реагировать на его эмоции.
Эмоциональный интеллект можно развивать. Он помогает разбираться в своих чувствах, принимать подходящие решения и лучше понимать окружающих. Подробно об этом мы рассказали в статьях: «Как развить эмоциональный интеллект у детей и взрослых», «Как эмоциональный интеллект продвинет вашу карьеру».
Пример: «Головоломка», 2015. В мультфильме показано, как буквально в голове у 11-летней девочки живут эмоции. Наглядное пособие о том, как человек действует под влиянием эмоций.
Эквилибриум, 2002. Фильм-антиутопия про то, какой будет жизнь людей без эмоций и чувств.
Эмпатия — способность сопереживать другим людям, осознанный отклик на чувства других людей. Человек с развитой эмпатией внимательно слушает собеседника, считывает его состояние по мимике, движениям, интонации. Затем выражает свои чувства в ответ: разделяет положительные эмоции, оказывает поддержку в тяжелых переживаниях. Эмпатия является одним из навыков эмоционального интеллекта.
Пример: «1+1», 2011. Фильм о простом и весёлом парне, который привнёс радость и яркие эмоции в жизнь прагматичного инвалида.
«Инопланетянин», 1982. Фильм о том, как маленький мальчик смог установить контакт даже с инопланетным существом.
Личные границы — пределы личного пространства, те действия, которые человек позволяет и не позволяет другим людям в отношениях с собой. Важно не только осознавать свои границы, но и уметь сообщать, когда они нарушены. Например, обозначить клиенту, что будете отвечать на звонки и сообщения только в рабочее время. Или попросить маму заранее предупреждать, когда она приедет в гости.
Пример нарушения личных границ: осёл из мультфильма «Шрек», сериал «Воронины», где в жизнь семейной пары постоянно вмешиваются родители мужа.
Сепарация — процесс отделения детей от своих родителей на всех уровнях: эмоциональном, финансовом, бытовом, психологическом.
В результате выросшие дети становятся полноценными личностями со своими ценностями и убеждениями, способны самостоятельно делать выбор и нести за него ответственность.
Подробнее узнать об этапах сепарации можно в статье «Как помочь детям пройти сепарацию». Понять, пройдена ли сепарация, и как завершить её во взрослом возрасте мы рассказали в статье «Сепарация от родителей. Почему это важно».
Пример: «Это мы», 2016–2021. Сериал интересен тем, что сначала показывает события прошлого глазами семейной пары, которая воспитывает троих детей. А затем — ситуации настоящего времени: с какими сложностями столкнулись выросшие дети и как они находят ресурс внутри своих семей.
«По семейным обстоятельствам», 1978. Добрый фильм об отношениях между поколениями, когда поженившиеся дети остаются жить вместе со своими родителями.
Конформность — свойство человека менять свое поведение в зависимости от мнимого или реального давления общества. Конформные люди не устойчивы в своих взглядах и при давлении общества меняют своё мнение. Неконформные люди способны мыслить критически и, если их мнение не совпадает с общепринятым, в состоянии отстаивать свои взгляды и не менять точку зрения.
Конформизм — склонность личности пассивно принимать существующие установки, идеи, мнения, принятые в обществе или отдельной группе.
Если конформность — способность психики любого человека, то конформизм — наиболее присущее человеку поведение, стремление приспособиться к существующему порядку в обществе.
Пример: «Конформист», 1970. Герой фильма по указу господствующей фашистской власти должен выследить и убить человека.
Нонконформизм — склонность личности выбирать и отстаивать установки, идеи, мнения, которые противоречат принятым в обществе или отдельной группе.
Пример: «Гаттака», 1997. Фильм-антиутопия о жизни в обществе, где будущее каждого человека определяется по ДНК. Герой Итана Хоука противостоит системе и решает сам выбрать свой путь.
Локус контроля — склонность личности видеть причины своих успехов и неудач только во внешних или внутренних факторах. На основе этого выделяют 2 типа людей: экстерналы и интерналы.
Например, человек вовремя не сдал ежемесячный отчёт. Экстернал будет обвинять всех: начальник дал много заданий, клиент отвлёк на свою проблему. Интернал же будет искать причину в себе: он сам забыл вчера позвонить клиенту, а сделать отчёт он мог ещё 2 дня назад, когда не было такого завала.
Пример экстернального поведения: «Ангел-А», 2005. Герой фильма Люка Бессона всё время попадает в неприятности. В отчаянии он готов спрыгнуть с моста, но в этот момент встречает девушку-ангела, готовую ему помочь.
Пример интернального поведения: «Самая обаятельная и привлекательная», 1985. Героиня Ирины Муравьёвой с помощью аутотренинга пытается изменить мнение о себе, наладить жизнь и выйти замуж.
В следующей статье мы раскроем такие понятия как: гештальт, сознание, подсознание, бессознательное, либидо, внутренний конфликт, психологическая травма и посттравматическое стрессовое расстройство.
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политикe