• Главная
  • Блог
  • Как развить эмоциональный интеллект у детей и взрослых. Упражнения и рекомендации

Как развить эмоциональный интеллект у детей и взрослых. Упражнения и рекомендации

Время на чтение: 8 минут
|
07.02.2023
Получайте наши статьи в мессенджерах

Интересный факт: все люди испытывают одинаковые эмоции, но реагируют на них по-разному. Почему? Причина в уровне развития эмоционального интеллекта. Чем он выше, тем рациональнее человек.

Читайте в статье:

Что такое эмоциональный интеллект?

За ответом на этот вопрос мы обратились к Валерии Эдуардовне Ахмедовой, практикующему психологу.

Эмоциональный интеллект — это способность человека понимать намерения, мотивацию, желания свои и других людей. Способность управлять своими и чужими эмоциями для решения практических задач.

Слово «интеллект» в этом понятии появилось не случайно. Традиционный тест на измерение уровня интеллекта (IQ) был не способен предсказать успех человека в личной, общественной жизни и карьере. Люди с высоким интеллектом не добивались своих целей, а с уровнем IQ ниже, наоборот, каким-то магическим образом достигали невероятных высот.

Возник вопрос — от чего на самом деле зависит качество жизни, достижения и успех?

Исследователи пришли к выводу — люди достигают успехов не только благодаря уму. Большую роль играет навык правильно истолковывать обстановку и влиять на нее. Интуитивно улавливать то, чего хотят и в чем нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, быстро восстанавливаться после стресса.

Психолог и научный журналист Дэниел Голуман в книге «Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ» выделил 4 составляющих EQ:

Сегодня психологи едины во мнении — развитие эмоционального интеллекта нужно начинать с детства.

Особенности эмоционального интеллекта

Эмоциональные проявления можно заметить уже на первом году жизни ребенка. Например, в 6 месяцев ребенок может улыбаться при виде значимого для него взрослого.

До трех лет ребенок не способен на сопереживание и плохо понимает свои эмоции, но может копировать мимические проявления чувств других людей. С 3 до 6 лет ребенок с помощью родителя может научиться распознавать и проговаривать свои базовые чувства, например: злость, страх, радость. Но еще не понимает сложные чувства и плохо распознает переживания других людей, так как эмпатия начинает развиваться только с 6 лет.

В 6–7 лет ребенок уже способен распознать и назвать свои эмоции, а также представить себя на месте другого человека и понять его чувства. В младшем школьном возрасте идет активное развитие всех сторон личности ребенка, в том числе эмоционально-волевой сферы. Поэтому можно сказать, что это лучший период для развития эмоционального интеллекта. Важно беседовать с ребенком, обсуждать книги, мотивировать его к участию в играх, в том числе командных со сверстниками. На развитие интеллекта у младшего школьника влияют отношения с семьей и сверстниками.

В среднем школьном возрасте ребенок хорошо понимает свои эмоции, но может испытывать проблемы с их проживанием. Это обусловлено особенностями развития мозга — отделы, отвечающие за саморегуляцию еще не до конца сформированы. К тому же свойственная подростковому возрасту гормональная буря может вызывать эмоциональные перепады и вспышки.

В норме в к 16–18 годам у человека развивается способность к эмоциональной саморегуляции. По мнению Джона Готтмана и Джоаны Деклер, психологическая особенность структуры эмоционального интеллекта подростков — самоопределение. С одной стороны, человек уже неплохо понимает других, но с другой стороны, его навыки эмпатии еще слабы. Часто бывает так, что в общении он перетягивает внимание на себя. То есть использует рассказ человека для того, чтобы начать говорить о себе и исследовать себя, например: «Ой, я бы так не смог. Зато у меня хорошо получается вот что. Как думаешь, у меня получится сделать то-то?»

У взрослого человека навыки саморегуляции должны быть еще лучше. Он может выбирать: проявить эмоции или нет, и если показать их, то как. Способен слушать и слышать другого, говорить о нем. Навык эмпатии, то есть умение понять эмоции другого человека развивается в течение всей жизни.

Таким образом, если обратиться к структуре эмоционального интеллекта, то по нормам возрастного развития становление компонентов выглядит так: самосознание → эмпатия и навыки отношений → самоконтроль. Но, конечно, развитие детского самосознания, первых навыков эмпатии и построения отношений невозможно без поддержки взрослых.

Главная особенность эмоционального интеллекта в личности детей и подростков — тесная связь с развитием мозга и становлением психики. Из-за того, что мозг еще не до конца сформировался, ребенку может быть сложно понять чужие эмоции и управлять своими реакциями.

Можно ли развить эмоциональный интеллект?

Да. В журнале «Личность и индивидуальные различия» опубликовано исследование, согласно которому EQ можно развить.

Психологи разделили участников эксперимента на 2 группы: первая проходила тренинги по повышению EQ, а вторая нет. В результате эксперимента исследователи заметили в первой группе значительное увеличение способности распознавать эмоции и управлять ими. Во второй группе все осталось без изменений.

Через полгода исследователи еще раз встретились с участниками первой группы и выяснили, что изменения в EQ оказались устойчивыми.

Зачем развивать эмоциональный интеллект?

Взрослым. У человека с высоким или низким уровнем эмоционального интеллекта лучше развиты коммуникативные навыки. Он эмоционально стабилен, рационально принимает решения, умеет выйти из конфликта и наладить партнерские отношения.

А главное — человек не разрушает свое «Я» обидами и злостью, что сказывается на его психологическом и физическом здоровье.

О важности развития эмоционального интеллекта говорит Валерия Эдуардовна.

Тот, кто управляет эмоциями, управляет и своим разумом.

Например, человек, не умеющий контролировать чувства, не может донести свою точку зрения, когда раздражен или разгневан. Его сознание в такие моменты «затоплено» эмоциями. Это искажает информацию, которую он получает, и мешать ему здраво мыслить.

Подавление же сильных эмоций или их неконструктивное выражение несет катастрофические последствия. Это может стать настоящей угрозой благосостоянию, репутации, счастью, здоровью или даже жизни.

Человек, который умеет управлять эмоциями, ярче ощущает вкус жизни, владеет навыками психогигиены, легче адаптируется к новым условиям и по максимуму использует свои аналитические способности.

Понимать эмоции других людей важно, потому что мы взаимодействуем с ними каждый день. Если мы понимаем, что они чувствуют и почему, нам проще выстроить отношения.

Человек может не обладать выдающимся интеллектом или талантами, но если он умеет общаться с людьми, его уважают и ценят. Скорее всего, он достигнет большего успеха, чем человек с теми же данными, но при низком уровне развития эмоционального интеллекта.

Детям. Представьте ситуацию: у ребенка отобрали любимую игрушку. Малыш с низким уровнем EQ начнет плакать, топать ногами, громко кричать. Если ребенок умеет выражать свои эмоции, он будет договариваться, например, предложит обменяться.

Если не научить ребенка понимать свои эмоциональные состояния, он будет просто реагировать на ситуацию — закатывать истерику. Когда ребенок осознает свои чувства, он сначала анализирует свое отношение к произошедшему, думает, как ему поступить, и только потом дает реакцию.

Ребенок с высоким EQ быстрее адаптируется в коллективе и лучше учится.

Начать развитие эмоционального интеллекта у детей можно в дошкольном возрасте. В 3–4 года ребенок активно повторяет за родителями эмоциональные состояния. Он уже осознает себя как самостоятельную личность и проявляет эмоции так, как считает нужным. Зачастую это выражается в негативизме. Именно в этот момент важно научить ребенка осознавать свои эмоции и находить компромиссы в конфликтных ситуациях.

Чтобы развивать эмоциональный интеллект, не обязательно учить скучную теорию или записываться на консультацию к психологу. Для детей и взрослых есть действенные упражнения.

Хотите, чтобы упражнения были всегда под рукой?

Пришлем их вам на почту

Признаки высокого и низкого эмоционального интеллекта

Признаки у высокого и низкого эмоционального интеллекта одинаковые по сферам личности, но противоположные по проявлениям. Например, при высоком уровне EQ человек умеет брать на себя ответственность, а при низком — перекладывает ее на других. При высоком не боится неприятных эмоций, а при низком — боится.

Отметьте признаки, которые характерны для вас, и определите свой уровень эмоционального интеллекта. За каждое совпадение начислите себе 1 балл:

 Смотрите результаты в таблице:

Количество баллов

Уровень эмоционального интеллекта

От 0 до 5

низкий уровень EQ

От 6 до 10

средний уровень EQ

От 11 до 15

высокий уровень EQ

У EQ нет максимального значения, даже при высоком уровне его можно развивать. А при низком или среднем — нужно. Обратите внимание на неотмеченные пункты, над ними стоит поработать в первую очередь.

Как развить эмоциональный интеллект у ребенка: упражнения

«Нарисуй эмоцию». Попросите ребенка нарисовать, как выглядят эмоции: страх, обида, злость, гнев, радость. Обсудите, почему он нарисовал именно эту эмоцию, в каких ситуациях он ее чувствует, хорошо ему или плохо в этот момент.

«Эмоция дня». Каждый день спрашивайте ребенка, что он испытывал сегодня. Это упражнение на развитие эмоционального интеллекта поможет ребенку научиться осознавать свои состояния.

«Сделка». Если ребенок не идет на компромисс, предложите ему сделку. Объявите мозговой штурм и попросите озвучить идеи для решения ситуации. Запишите их. После предложите выбрать оптимальный вариант. Это упражнение поможет ребенку договариваться в любой конфликтной ситуации.

«Покажи эмоцию». Нарисуйте или распечатайте карточки с героями мультфильмов, которые изображают разные эмоции. Ребенок вытаскивает карточку, но никому ее не показывает, а изображает жестами и мимикой нарисованную эмоцию. Ваша задача догадаться, какую эмоцию он показывает.

«Расскажи про эмоции». Прочитайте ребенку рассказ, который насыщен эмоциональным содержанием. После прочтения спросите, какие чувства он испытал и почему.

Это лишь малая часть упражнений на развитие эмоционального интеллекта, которые можно проводить дома с детьми. Если заниматься систематически, вы увидите, как в позитивную сторону изменится эмоциональное состояние ребенка.

Вот еще несколько рекомендации для родителей, которые помогут развивать эмоциональный интеллект и воспитать эмоционально-зрелую личность:

Но, главное, развивайте собственный EQ. Только ваш пример поможет ребенку добиться результата.

Как развить эмоциональный интеллект у взрослого: упражнения

«Календарь эмоций». Каждый день записывайте, какие эмоции вы испытывали на протяжении дня, почему, какая ситуация вызвала эти эмоции, приятно ли было вам их проживать. Как реагировало ваше тело на эмоциональное состояние, постарайтесь вспомнить все ощущения.

Анализ поможет лучше чувствовать свое состояние и принимать эмоции не только на психологическом, но и физиологическом уровне.

«Эмоциональные установки». Любое действие само по себе нейтрально, реакцией на него становятся наши эмоции. Все эмоции — следствия установок, которые вам привили в детстве. Вспомните, какие пословицы вы учили, как напутствия вам давали родители, какие книги вы читали, что говорили в школе. Запишите все. Проанализируйте, какие установки лежат в основе ваших эмоциональных реакций.

«Люди в автобусе». Для осознания собственных эмоций важно научиться распознавать эмоциональные реакции других людей. В этом поможет простое упражнение на развитие эмоционального интеллекта: понаблюдайте за пассажирами в общественном транспорте. Подумайте, какие эмоции они испытывают. Пофантазируйте, с чем это может быть связано.

«Управление эмоциями». Придумайте любой телесный метод для управления своим эмоциональным состоянием. Например, вдох-выдох, сжать и разжать кулаки. В момент, когда вы хотите, например, обидеть человека, выполняйте эти действия.

«Пойми себя». Для понимания истинных внутренних мотивов совершения действий используйте технику «5 почему»‎:

  1. Почему я хочу пойти на праздник? Потому что хочу повеселиться.
  2. Почему хочу повеселиться? Потому что устал.
  3. Почему я устал? Потому что много работал.
  4. Почему много работал? Хочу больше зарабатывать.
  5. Почему я хочу больше зарабатывать? Хочу себе ни в чем не отказывать.

«Пойми других». Понимание эмоций других людей — важная составляющая эмоционального интеллекта. И этому навыку тоже нужно учиться. В общении старайтесь периодически вставать на место собеседника. Подумайте, почему он так говорит, какие эмоции чувствует, почему реагирует таким образом. Затем постарайтесь абстрагироваться и занять позицию наблюдателя. Представьте, что вы видите весь ваш диалог со стороны. Какие эмоции вы при этом испытываете? Меняется ли восприятие? Почему?

Итак, высокий уровень эмоционального интеллекта помогает и взрослым, и детям рационально подходить к решению конфликтов и лучше взаимодействовать с окружающими. Развивать его можно с помощью упражнений, и лучше начинать еще в детстве.

Понимание собственных эмоций и эмоций других людей — навык, который поддается тренировке.

Что почитать о развитии EQ

Больше техник и упражнений для развития эмоционального ищите в книгах:

  • «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ», Дэниел Гоулман.
  • «Эмоциональный интеллект в бизнесе», Дэниел Гоулман.
  • «Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта», Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки.
  • «Обними меня крепче», Сью Джонсон.
  • «Эмоциональный интеллект ребенка», Джон Готтман, Джоан Деклер.

Остались вопросы?
Задайте специалисту!
Отвечаем с пн.-вс. c 08:30 до 20:30 по Москве
1

Устинова Ксения Игоревна

Старший специалист

3

Колтина Екатерина Александровна

Специалист

2

Фролова Екатерина Сергеевна

Специалист

Записаться или задать вопрос
Нажимая на кнопку, Вы даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политикe