Курс по арт-терапии помог Татьяне Андреевой объединить работу логопеда с любимым хобби.
Татьяна Андреева — социолог, логопед, психолог
Интересный факт: на рисование ее вдохновляет природа Крыма
Цель, с которой пришла учиться: добавить в практику логопеда методы арт-терапии и помогать детям эффективнее
Программа профпереподготовки: «Арт-педагогика и арт-терапевтические технологии. Содержание и практические методы реализации коррекционно-развивающего процесса средствами искусства и художественно-творческой деятельности»
Читайте в статье:
Для чего арт-терапия логопеду
— Татьяна, здравствуйте! Расскажите, как вы пришли из логопедии к арт-терапии.
— Я социолог по первому образованию. Работая по специальности, познакомилась с психологией и начала заниматься с детьми. Потом получила второе высшее по логопедии. Сейчас работаю в нескольких детских центрах и веду частную практику.
Родители часто обращаются ко мне за консультацией не только как к логопеду, но и как психологу. Поэтому я превратила психологию из хобби в профессию и закончила несколько курсов повышения квалификации.
Позже жизнь свела меня с арт-терапией.
Всегда любила рисовать. Порой только кисточка и краски помогали выйти из тяжелого состояния.
Я на подсознательном уровне всегда хотела выразить через рисунок свои чувства, найти опору.
Когда познакомилась с арт-терапией, то поняла, что у моего занятия есть название. Стало интересно, как можно совместить работу по запуску речи с методиками арт-терапии. Для этого мне были нужны базовые знания. Я решила пройти курс профпереподготовки. После его окончания могу работать не только с детьми, но и со взрослыми.
— Почему вы выбрали наш Институт?
— Он меня привлек по многим причинам. У вас есть лицензия и диплом установленного образца. Мне понравилась насыщенная программа и библиотека вебинаров по смежным дисциплинам. Считаю, что обучение должно быть длительным и серьезным.
Освойте востребованное направление за 5,5 месяцев и работайте с клиентами всех возрастов
Арт-педагогика и арт-терапевтические технологии. Содержание и практические методы реализации коррекционно-развивающего процесса средствами искусства и художественно-творческой деятельности
- официальный диплом о профпереподготовке
- дистанционный формат
- сопровождение куратора на протяжении всего обучения
— Что вам больше всего понравилось на курсе?
— Мне очень импонируют преподаватели. На некоторых я подписалась в социальных сетях, где слежу за их работами. Они всегда идут навстречу, дают развернутую обратную связь на каждое домашнее задание.
На лекциях педагоги оставляют время на живое общение, где мы можем что-то обсудить, задать вопросы, попробовать новую методику. Я могу поделиться своими сомнениями и тут же получить обратную связь, помощь.
При этом у нас разношерстная группа: мамочки, художники, психологи с опытом и люди, которые учатся для себя.
— Вы уже успели попробовать полученные методики и инструменты на себе или клиентах?
— Да, я сначала все пробую на себе, а потом уже предлагаю клиентам. Например, мне понравилась техника с мандалами. На курсе нам посоветовали книгу по этому методу. Я ее прочитала и пробовала упражнения с подругами и своими детьми.
Результат изумил. Работа с мандалами помогает провести диагностику: понять, в каком состоянии находится человек. В самостоятельной работе мандалы помогают лучше узнать себя, свои границы. Все остались в восторге. Поняла, что хочу работать дальше в этом направлении не только с детьми, но и со взрослыми.
В групповой работе с детьми я тоже давала небольшие задания по мандалотерапии и они с большим удовольствием их выполняли. Детям еще нравится песочная терапия. Для них это игра, а для меня — рабочий инструмент.
Нужно ли быть арт-терапевту быть художником
— Как обучение повлияло на вас, ваши взгляды и чувства?
— Учеба — это не психотерапия, но все равно на подсознательном уровне происходит проработка. Я заметила, что стала спокойнее реагировать в стрессовых ситуациях.
Раньше сразу впадала в панику, а теперь сажусь рисовать и в процессе осмысливаю происходящее.
— Татьяна, расскажите о планах. Как вы будете использовать новые знания в работе?
— Я бы хотела работать в направлении ландшафтной терапии. О нем я узнала на курсе. Это метод, в основе которого лежит влияние ландшафтов на психоэмоциональное состояние человека. Даже просто время, проведенное на природе, улучшает самочувствие клиента. Я живу в Крыму, а здесь много прекрасных мест, где можно проводить такие консультации, выезжать для групповой терапии в лес, горы, на море.
Еще одно направление — открытие собственного психологического центра. Я хочу работать с детьми и взрослыми, специализироваться на запуске речи и развивать направление арт-терапии. Возможно, напишу авторскую программу.
Зная кухню детских центров, я вижу, что многие школы раннего развития отталкиваются не от потребностей малыша в каждом из возрастов, а от амбиций родителей.
В итоге мы получаем курсы английского для грудничков с 5 месяцев. Но уровень зрелости маленького мозга таков, что малыш звуки родного языка не умеет выговаривать, что уж говорить об иностранном.
— Вы уже упоминали свою программу по запуску речи. Это актуально для современных детей?
— Да, к сожалению, это проблема нынешнего поколения. Каждый пятый ребенок в возрасте 3-4 лет не может связать слова в целую фразу.
Ученые пока не пришли к единому мнению о причинах в задержке речевого развития. Мне кажется, что нарушения появляются глубоко в перинатальном периоде, когда закладываются основные центры речи, мозговая деятельность. Возможно, на ход беременности накладывают свой отпечаток сотовая связь, экология. Я недавно писала об этом в социальных сетях и получила большой отклик от мам.
Методами арт-терапии можно провести диагностику состояния ребенка и помочь ему выразить подавленные эмоции, а инструментами логопедии — запустить речь.
— В заключение хочу задавать вам вопрос, вызывающий много сомнений среди желающих учиться арт-терапии. Должен ли арт-терапевт или арт-педагог сам быть творческим человеком, иметь талант к живописи или танцам, чтобы успешно работать с этими методами?
— Да, это хороший вопрос. Быть талантливым необязательно. Важно хотеть помочь человеку найти свой метод арт-терапии, через который он может раскрыться.
Например, пришел взрослый человек к арт-терапевту, совсем ничего не зная об этом направлении. Специалист должен понять, кто перед ним. Ведь если человек консервативен и настроен скептически, песочную терапию ему предлагать не стоит. Он ее воспримет как детскую игру. Для такого клиента подойдут рисуночные техники. В арт-терапии можно подобрать методику для работы с любым клиентом.
— Татьяна, мы благодарим вас за интервью и желаем вам удачи!