18.10.2021

Что нового в психологии? дайджест интересных событий осени 2021

В этом выпуске узнаем, почему важно развивать эмоциональный интеллект у подростков. Как распознать суицидальный риск по поведению в интернете. Могут ли школьники защитить себя от кибератак.
Сохранить, чтобы прочитать позже
169

В России предложили создать госпрограмму психического здоровья

Рабочая группа при Общественной палате разрабатывает проект о психиатрической помощи. Планируется создать государственную программу, которая нацелена:

  • на раннюю диагностику психических расстройств и психологических проблем и борьбу с ними;
  • обновление психиатрических больниц — реконструкции, постройка новых учреждений.

Еще одно направление работы — сделать систему понятнее и доступнее. Пока многие люди не обращаются за помощью в наркологические и психиатрические диспансеры, опасаясь, что из-за постановки на учет они не смогут устроиться на работу.

Узнать больше о проекте можно на сайте «Психологической газеты».

У 51,4% подростков низкий уровень эмоционального интеллекта. Чем это опасно?

В журнале «Психологическая газета» опубликованы результаты исследования эмоционального интеллекта (EQ) у подростков 14–15 лет:

  • у 51,4% выявлен низкий уровень EQ;
  • 6,7% — высокий;
  • 41,9% — средний.

У учащихся из первой группы больше эмоциональных, поведенческих и социальных проблем, чем у подростков с более высоким уровнем EQ. Они склонны к агрессии и преступному поведению, предпочитают дистанцироваться от проблем и людей. Учащиеся двух других групп лучше адаптируются в школе и обществе в целом, у них меньше психологических проблем. Они готовы попросить о помощи, взять на себя ответственность.

Исследователи отмечают: чем выше уровень EQ, тем ниже риск эмоциональных и поведенческих нарушений. Поэтому важно учить детей распознавать свои и чужие эмоции, управлять эмоциональным состоянием, понимать и принимать свои чувства.

Хотите узнать больше об эмоциональном интеллекте? Читайте нашу статью «Как развивать EQ у детей и взрослых»‎.

Исследователи назвали маркеры пресуицидального поведения подростков в интернете

Пресуицидальный этап — это период между первыми суицидальными мыслями и самоубийством. Психологи провели исследование и назвали особенности онлайн-поведения подростков 13–15 лет, склонных к суициду:

  • Чрезмерная критичность к себе — подросток считает, что окружающие замечают каждую его ошибку, и что его слова или действия сильно влияют на других людей.
  • Попытки угадать чужие мысли на основе реакций знакомых или информации, которая есть у подростка.

Подростки замыкаются в себе, склонны преувеличивать интенсивность каких-либо симптомов, болезненных состояний. Становятся более тревожными. Вступают в социальные группы, где публикуются рисунки или картинки по теме «суицид», «безнадежность и одиночество». Особенность таких групп — нет выраженной пессимистической направленности.

Прочитать полный текст исследования можно в журнале «Психология и право».

В России появился Совет некоммерческих организаций в сфере охраны психического здоровья

Его создал Союз охраны психического здоровья. Совет объединяет Российское общество психиатров, НКО, органов власти и СМИ. Цель его работы — создание доступной и единой для всех регионов системы медико-социальной реабилитации детей и взрослых людей с психическими особенностями.

На первом собрании члены Совета определили направления для работы:

  • защита прав людей с психическими расстройствами;
  • развитие системы волонтерства в психиатрии;
  • создание системы адаптивного спорта для лиц с интеллектуальными нарушениями;
  • помощь в поиске работы людям с психическими нарушениями и другое.

Подробнее об этом читайте в «Психологической газете».

Могут ли школьники защитить себя в интернете?

Исследователи Института управления образованием Российской академии образования изучили готовность учеников 7–11 классов противостоять киберугрозам. Для этого они использовали авторский опросник.

Исследователи пришли к выводу, что в целом дети и подростки могут постоять за себя:

  • 63,3% привыкли перепроверять информацию, но остальные участники верят всему на слово;
  • 59,5% не поддаются на провокации в сети и игнорируют их, а 46,3% детей прекращают общение с агрессором;
  • 29,2% детей рассказывают об угрозах родителям или другим взрослым, 13,8% — друзьям, остальные предпочитают справляться самостоятельно;
  • только 21,7% опрошенных понимают, что кибератака — это воздействие на личность, остальные относят к атакам кражу информации и распространение вирусов.

Полный текст исследования опубликован в журнале «Психологическая наука и образование».

Заходите к нам чаще, чтобы не пропустить новые обзоры открытий и новостей из мира психологии.

Возникли вопросы?
Оставьте свои данные и мы вам перезвоним
Нажимая на кнопку, Вы даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.
Возникли вопросы?
Узнайте больше об обучении
Заполните форму и получите консультацию специалиста института
Нажимая на кнопку, Вы даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.
Специалисты по организации приема:
1
Устинова Ксения Игоревна
3
Колтина Екатерина Александровна
2
Фролова Екатерина Сергеевна
Отвечаем с пн.-вс. c 08:30 до 20:30 по Москве

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политикe