• Главная
  • Блог
  • «От арт-тирании к арт-терапии: как я создала детский художественный проект». Опыт нашей выпускницы

«От арт-тирании к арт-терапии: как я создала детский художественный проект». Опыт нашей выпускницы

Время на чтение: 10 минут
|
20.11.2023
Получайте наши статьи в мессенджерах

Леана преподает в художественной школе, но недавно решила расширить специализацию и стать арт-педагогом. Новое образование помогло ей создать собственный проект в городе Гагарин. В нем Леана помогает самым разным детям учиться изобразительному искусству, находить контакт со своими эмоциями и расслабляться. О том, как ей это удалось, Леана рассказала в нашем интервью.

Краткая справка

Леана Скворцова — преподаватель художественной школы, арт-педагог

Соцсети: сообщество ВК, сайт

Интересный факт: внедрила арт-педагогические техники в собственный курс по дизайну для детей

Цель, с которой пришла учиться: изменить подход к преподаванию

Курс профпереподготовк : «Арт-педагогика и арт-терапевтические технологии. Содержание и практические методы реализации коррекционно-развивающего процесса средствами искусства и художественно-творческой деятельности»

Читайте в статье:

 

Как стать бережным преподавателем с помощью Института психологии

— Леана, вы давно работаете в искусстве — преподаете детям в художественной школе. Почему вы решили стать арт-терапевтом?

— Это мой способ изменить подход к преподаванию. Я условно называю его «путь от арт-тирании к арт-терапии».

Я педагог в третьем поколении, всегда стремилась к высоким результатам и достижениям. Соответственно, и от учеников ждала такой же активности и ответственного отношения. Наши занятия в школе похожи на тренировки спортсменов. Нужно постоянно работать, тренировать глазомер, оттачивать штрих, учиться острее замечать особенности формы, пластику и характер предметов, и, конечно, рисовать, используя для этого любую возможность. Эта методика приносит плоды: наши ученики ежегодно побеждают во всероссийских конкурсах по художественному творчеству, участвуют в международных фестивалях. А многие выпускники поступают в лучшие художественные вузы страны.

Но со временем я стала обращать больше внимания на тех, кто не собирается становиться художником, но тоже хочет рисовать. Задумалась о том, что творческое развитие должно быть доступно каждому. И тогда заинтересовалась арт-терапией.

Меня привлекло то, что она сосредоточена не на продукте, а на процессе — детям будет комфортно учиться в свое удовольствие, без каких-то грандиозных целей. Так я решила получить новое образование и стала искать подходящий курс.

— Отличный способ расширить специализацию. Почему вы выбрали именно Институт прикладной психологии? Какие впечатления остались от обучения?

— Мне было бы неудобно учиться очно, поэтому я рассматривала удаленное обучение. Посмотрела программы на нескольких площадках. Многие из них хорошо составлены, но акцентируют внимание на педагогике. А мне, как опытному преподавателю, эта информация уже не нужна: хотелось получить больше знаний именно по арт-терапии. Как раз такая программа нашлась в Институте прикладной психологии. Ее качество и конкретика помогли мне применять новую информацию на практике еще во время обучения.

Получите квалификацию арт-педагога: совместите психологию и преподавание с помощью искусства

  • официальный диплом о профпереподготовке
  • дистанционный формат
  • сопровождение куратора на протяжении всего обучения
27191

Обучение было не только интересным и полезным, но и гибким. Даже находясь в декрете, я выкраивала свободный час на то, чтобы прослушать лекцию или сделать домашнее задание. Времени, конечно, может не хватать — если вы занятой человек. Но жажда знаний и дисциплина помогут освоить любую программу.

— Вы упомянули, что начали использовать новые знания еще во время обучения. Расскажите, как именно?

— Действительно, некоторые задания на курсе подразумевали применение методик на практике. В то время я вела для детей курс «Основы дизайна». И внедрила в занятие интересное упражнение, где надо нарисовать линию с разным «настроением»: злую, веселую, удивленную. Эта техника учит работать с выражением эмоций и несет практическую значимость: ведь в дизайне важно создавать для будущего покупателя или клиента нужное настроение. Упражнение понравилось и ученикам, и другим преподавателям, а некоторые коллеги даже взяли его в свою практику. Так я поняла, что арт-терапию можно использовать и в классическом обучении.

А самым большим и интересным проектом стала моя итоговая работа для курса. Нам нужно было разработать программу по арт-терапии. И я решила расширить масштаб: сделать план занятий сразу на полугодие, чтобы он выглядел реалистичнее. В этой разработке я сделала фокус на обучение, но добавила туда много методик из арт-терапии. Цель программы — добиться расслабленного, «антистрессового» подхода к художественному образованию. Сначала проект существовал только как часть обучения, но после получения диплома я подумала: почему бы не воплотить его в жизнь? Так и появилась «ФАРТуна».

Как объединить обучение с терапией и создать проект для детей

—Леана, как вы создавали проект «ФАРТуна»?

— Все началось с того, что меня пригласили провести занятие в клубе для детей с ОВЗ. Во время нашей встречи я поняла, что ребята отзывчивые, активные и готовы развиваться. Но мы не могли проводить такие занятия на регулярной основе — не было ни средств, ни помещения, ни готовой программы.

Тогда я вспомнила о своем выпускном проекте по арт-терапии и поняла, что могу адаптировать его для детей с ОВЗ и подать на грант. У меня уже был удачный опыт, поэтому я разработала заявку и отправила на рассмотрение. В качестве места для занятий предложила помещение, арендованное нашей художественной школой. И когда пришла радостная новость об одобрении гранта, мы занялись ремонтом. Выбрали мебель и оборудование, постарались сделать пространство комфортным для будущих учеников.

В проекте участвуют не только дети с ОВЗ, но и ребята из сельской местности, из многодетных семей. Родители приняли появление «ФАРТуны» с энтузиазмом — ведь в городе появилось теплое пространство, где обучают искусству с особенным вниманием к потребностям каждого ребенка.

— Здорово, что родители по достоинству оценили появление вашего проекта! А были ли у вас какие-то сложности при создании проекта? Может, было сложно объяснить его важность и значимость в профессиональной среде?

— По историям знакомых я знаю, что в других регионах действительно не всегда понимают необходимость таких проектов. Не всегда ясно — для кого нужны такие занятия, что они дают детям? К счастью, мы плотно сотрудничаем с городским отделом по культуре, и там всегда идут навстречу моим предложениям. К тому же я уверена, что в пользе арт-терапии легко убедиться, хоть раз понаблюдав за подобным занятием.

Но сложности в воплощении проекта все же были. Одна из них — цены. Случается так, что мы закладываем в смету одну стоимость, а к моменту получения гранта она вырастает. Советую учитывать эту деталь при оформлении заявки. 

Еще одна сложность — поиск клиентов. Для меня эта проблема не актуальна, но для начинающих арт-педагогов может быть непросто найти желающих заниматься арт-терапией. Возможно, с решением этой задачи могут помочь местные художественные школы. Например, в группу «ФАРТуны» записались и те, кто не смог поступить в этом году, но все еще хочет учиться рисовать. Такие проекты нужны не только особенным детям, но и всем, кому интересно изобразительное искусство.

Как проводить занятия с особенными детьми и снимать стресс творчеством

— Леана, расскажите, как проходят занятия в «ФАРТуне»?

— Как положено в арт-терапии, в нашем помещении есть две зоны.

В первой, где стоят уютные кресла-мешки, мы настраиваемся на работу. Я рассказываю ребятам, чем мы будем заниматься. Мы можем обсудить какую-то проблему, пофантазировать на тему нашего занятия. Здесь важно создать дружелюбную, доверительную обстановку, расслабить детей и «переключить» их на творческое настроение.

После беседы мы идем во второе помещение и начинаем творить. Первое время я присматривалась к детям, отслеживала их состояние и возможности. В этой группе у детей разные способности и время, которое они могут выдержать на занятии. В этом и состояла главная трудность — найти подход к каждому ребенку, избежать утомления от занятия. Также я заметила, что некоторые дети в группе скрытные и замкнутые, почти никогда не разговаривают. С ними нужно вести себя особенно аккуратно: бережно раскрывать и сподвигать к общению.

Первое время мы лепили, поскольку такой контактный вид творчества лучше раскрывает ребенка, расслабляет его и меньше требует с точки зрения художественного мастерства. Со временем к нашей работе добавится рисование. Еще я использую разные игры, чтобы поддержать интерес к занятию: например, мы вырезали из фанеры палитру и наклеили туда кружочки с фотографией каждого члена группы.

— Здорово, что вы так бережно и внимательно подходите к каждому ученику! Интересно узнать подробнее: чем так полезны занятия в «ФАРТуне»?

— Если говорить об образовательной стороне, тут все просто: я обучаю ребят рисованию, как и в художественной школе. Они так же получают новые навыки, знания. Эти занятия могут стать подспорьем для получения дальнейшего образования, а могут быть одной из составляющих общего развития ребенка.

А арт-терапия, прежде всего, помогает работать со внутренним напряжением. Для современного ребенка это особенно актуально. Огромная нагрузка в школе, эмоциональные перепады, проблемы со здоровьем и с социумом — все это причиняет большой вред детской психике. А работа с моторикой при лепке или с цветом при рисовании помогает снять стресс, переосмыслить свои чувства и расслабиться.

Детям важно чувствовать себя защищенными — и таким безопасным пространством для них становится «ФАРТуна». Со временем эти занятия помогут ребенку вырасти эмоционально стабильным человеком, который умеет сублимировать стресс в творчество.

— Согласна с вами. Леана, поделитесь своими планами на дальнейшее развитие проекта?

— В планах развивать наш недавно созданный сайт, который позволил дистанционно присоединиться к нашему проекту. Это как маломобильные ребята, так и те, кому слишком далеко ехать до Гагарина из сельской местности, и даже те, кто просто заболел и пока не может приходить на занятия. Мы решили: здорово, если и они смогут учиться и делать какие-то работы вместе с нами.

Я уже записала и подгрузила на сайт несколько видеоуроков. Это удобнее, чем подключать ребят онлайн: я не смогла бы одновременно показывать техники на камеру и уделять время тем, кто пришел очно. Создавая уроки, я тщательно готовлюсь и объясняю все вплоть до каждого мазочка, скатанного шарика или жгутика.

Еще недавно с техническими задачами мне помогал программист, но сейчас я сама могу делать все необходимое. Создавая собственный проект, всегда нужно быть готовым учиться новому.

— Согласна с вами. Леана, большое спасибо за интервью. Уверены, у вас все получится!

Остались вопросы?
Задайте специалисту!
Отвечаем с пн.-вс. c 08:30 до 20:30 по Москве
1

Устинова Ксения Игоревна

Старший специалист

3

Колтина Екатерина Александровна

Специалист

2

Фролова Екатерина Сергеевна

Специалист

Записаться или задать вопрос
Нажимая на кнопку, Вы даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политикe