Учебный план
- 15 месяцев
- 1560 ак. часа
- Что делает практический психолог.
- Личностные проблемы психолога: власть; самокрасование; ответственность; проблема близких отношений с клиентом; недостаточная личностная зрелость психолога; разочарование психолога в своей деятельности.
- Сложности при взаимодействии с клиентом: поддержка «неблаговидных дел» клиента; поиск «своего клиента» или «своего психолога»; «позднее прозрение» клиента; скучный клиент; неверие в возможности клиента.
- Методические трудности в работе психолога: следование «методическим модам»; чрезмерное экспериментирование; отсутствие общепризнанных идеалов личностного и профессионального самоопределения; отсутствие общепризнанных критериев оценки качества работы психолога; неизбежность профессиональных «секретов»; оплата и подарки.
- Этические принципы, нравственные дилеммы и требования к личности психолога.

Техника «Коллаж» на тему «Я практический психолог».

Решение психологических задач по проблемам этических, нравственных дилемм в деятельности психолога.
- Как выглядит и работает центральная нервная система (ЦНС).
- Эволюционное развитие нервной системы.
- Как устроена нервная клетка.
- Что такое рефлексы и какие они бывают.
- Как управляется деятельность нервной системы и регулируются физиологические функции организма человека.
- Все самое важное о спинном и головном мозге.
- Локализация различных функций в коре головного мозга.

Исследование рефлекторных реакций человека.

Чтение схем и определение структурных элементов ЦНС по строению и функциям, нахождение отличительных особенностей между функциональными элементами нервной системы.
- Что такое высшая нервная деятельность (ВНД).
- Представление о сенсорных системах.
- Чем отличаются безусловный и условный рефлекс.
- Что изучает психофизиология.
- Из чего состоит функциональная система и какова ее роль в организме.
- Психофизиология познавательных процессов. Как работают внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.
- Психофизиология эмоциональной и мотивационно-потребностной сферы. Как потребности, мотивы и эмоции возникают и регулируют нашу деятельность.

Исследование типа темперамента.

Как проходят процессы обусловливания и формирования условного рефлекса.
- Что изучает психология.
- Что такое психика.
- Психология поведения и деятельности человека.
- Как устроены ощущение и восприятие.
- Всё, что нужно знать о процессах внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
- Какую роль играют эмоции и чувства в жизни человека.

Психология – наука или искусство? Анализ предмета психологии, личный взгляд каждого.

Самоанализ, как устроены мои психические процессы, их виды, функции, феномены, проявления.
- Что такое карьерное консультирование?
- Как провести границу между психологическим и карьерным консультированием?
- Какие знания о рынке труда и современном мире профессий нужны карьерному консультанту для успешной работы?
- Специфика карьерного консультирования в различных отраслях, специализация карьерного консультанта.
- Технологии работы с клиентом на каждом из этапов карьерного консультирования.
- Особенности карьерного консультирования начинающего специалиста, midl-менеджера, top-менеджера.
- Специфика запросов по карьерному консультированию лиц в возрасте старше 45 лет, женщин, выходящих из длительного отпуска по уходу за ребенком, безработных и лиц, испытывающих постоянные трудности в поиске работы.

Анализ карьерного пути Слушателей по модели смены карьеры Э. Ибарра. Составление на основе анализа классического, функционального и комбинированного резюме.

Анализ запросов по карьерному консультированию, формулирование гипотез и составление плана работы с клиентом на базе теорий карьерного менеджмента и современных методов профдиагностики.
- Что такое коучинг?
- История создания коучинга и основные представители.
- Метод сократовского диалога, майевтика.
- Принципы Милтона Эриксона. Принцип осознанности и ответственности.
- Директивный и недирективный коучинг.
- Этические нормы коучинга. Этический кодекс Международной федерации коучинга (ICF).
- Профессиональный стандарт «Коуч» Ассоциации русскоязычных коучей.
- Основные компетенции коуча. Коуч-позиция.
- Типы клиентов на коучинг.
- Отличия коучинга от психологического консультирования и других направлений работы с людьми.
- Различные направления коучинга.
- Структура коуч-сессии. «Стрела коучинга». Модель GROW.
- Три уровня слушания в коучинге. Обратная связь в коучинге.
- Шкалирование. Эффективные вопросы коучинга.
- Схема постановки цели по SMART.
- Техники «Квадрат принятия решений Рене Декарта», формат «Как если бы».
- Техники «Визуализация цели», «Стол менторов», «Стратегия Уолта Диснея». Подробное описание техники «Колесо жизненного баланса».

Сравнение коучинга и психологического консультирования.

Кейсы на определения типов клиентов, отработка техники «Колесо баланса», постановка целей по SMART.
- Что это за группа психических расстройств? На границе чего находится клиент?
- Какие есть общие признаки пограничных состояний?
- Какие основные пограничные психические расстройства выделены в МКБ.
- Как могут проявиться пограничные расстройства при проведении психологического консультирования.
- На что необходимо обратить внимание консультанту?
- Методы и техники работы при пограничных расстройствах.

Определение наличия или отсутствия пограничных расстройств по описаниям.

Решение кейсов по стратегии работы с различными клиентами с пограничными расстройствами.
- О чем интересном нам рассказывает социальная психология.
- Как происходит общение и возникают конфликты?
- Какие особенности есть у больших и малых групп.
- Как протекают групповые процессы?
- Место личности в социальных процессах.

Обсуждение: «Человек - существо социальное. Что это значит?»

Разбор кейса с проблемной ситуацией, анализ ситуации, поиск конструктивного решения.
- Какие задачи решают организационная психология и психология управления?
- Представление об организации как социальной среде.
- Особенности использования власти и мотивации персонала.
- Организационная культура: из чего она состоит и зачем нужна?
- Социально-психологический климат организации.
- Поведение персонала в организации, образование групп.
- Лидерство в организации.

Дискуссия о роли психологических знаний в принятии управленческих решений.

Оценка социально-психологического климата в организации, разграничение понятий «власть» и «лидерство».
- Что изучает клиническая психология?
- Как различать норму и патологию, здоровье и болезнь.
- Внутренняя картина болезни.
- Психологические аспекты болезни, причины и механизмы.
- Консультирование больных людей: границы компетенции психолога.
- Специфика консультирования отдельных категорий клиентов с расстройствами здоровья.

Дискуссия о границах нормы на примере конкретного случая.

Оценка внутренней картины болезни клиента на основе существующих моделей (анализ случая).
- Как проходило изучение конфликтов и путей их разрешения.
- Что такое конфликт и его влияние на жизнь и деятельность противоборствующих сторон.
- Какие бывают конфликты, из чего они состоят и как протекают.
- Особенности конфликтов в организациях и причины их возникновения.
- Как ведут себя люди в конфликтных ситуациях. Типы конфликтных личностей.
- Технологии управления конфликтами и позитивное поведение в конфликтных ситуациях.
- Как эффективно провести переговорный процесс.
- Медиация и роль посредника в переговорах.
- Как урегулировать конфликт?

Решение задач по конфликтологии.

Составление презентации плана проведения процесса медиации.
- Семья. Чем отличается системный взгляд на семью от линейного?
- Что такое семейная структура и функция, как они влияют на семейную жизнь.
- Чем отличаются гармоничные семьи от дисгармоничных.
- Как работать с генограммой семьи.
- Что такое жизненный цикл семьи, какие бывают семейные кризисы.
- Методики исследования семейной системы и основы построения циркулярного интервью в работе с семьей.
- Показания и противопоказания к системной семейной психотерапии. Ее основные техники.
- Приемы работы по преодолению сопротивления.
- Как типы привязанности влияют на супружеские отношения.
- Основные техники и интервенции эмоционально-фокусированной терапии супружеских пар.
- Что можно сделать с помощью метода системных семейных расстановок.

Нахождение признаков семейных мифов в истории семьи.

Изображение и анализ истории семьи с помощью генограммы.
- Семья с детьми, какая она?
- Как меняются роли супругов, когда появляются дети.
- Какие стили воспитания и общения в семье встречаются.
- Конфликты между родителями и детьми.
- Как выявить семейные проблемы? Диагностики отношений родителей и детей.
- Проективные методики для работы с детско-родительскими отношениями.
- Техники психотерапии работы с детьми и родителями.
- Как провести консультирование семьи по поводу психологии ребенка и детско-родительским отношениям.

Просмотр кинофрагментов, обсуждение особенностей взаимодействия родителей и детей, конфликтных ситуаций.

Анализ кейсов по детско-родительским отношениям. Формулирование запроса для контракта. Определение стратегии по работе с данным запросом.
- Какое поведение определяют как девиантное.
- Почему возникает девиантное поведение.
- Психологические механизмы девиантного поведения.
- Какие виды девиантного поведения сейчас выделяют. В чем их особенность?
- Что нужно сделать для профилактики девиантного поведения?
- Как проводить коррекцию отклоняющегося поведения личности.

Составление портрета клиента с одним из видов девиантного поведения.

Подбор героев из литературы или фильмов с основными видами девиантного поведения.
- Психодиагностика в работе практического психолога. Зачем она нужна?
- Как возникли тестирование и проективный метод. Другие методы психодиагностики.
- Как разрабатывают методики диагностики: этапы стандартизации. Валидность и надежность тестов.
- Что мы можем получить в результате психодиагностики: интерпретация и анализ данных.
- Какие диагностические заключения бывают. Что в них нужно указывать.
- Как запланировать, подобрать методики и провести психодиагностическое исследование.
- Диагностика интеллекта, умственного развития и личностных особенностей.
- Психологический и клинико-психологический диагноз. Возможные ошибки в постановке диагноза.

Проективная методика на тему «Путешествие по символам».

Самооценка психических состояний и анализ результатов.
- Что такое «психологическое консультирование», как этот вид практической психологической помощи отличается от других.
- Какие клиенты могут прийти на консультирование.
- Позиции психолога-консультанта при взаимодействии с клиентами.
- Структура психологического консультирования.
- С чего начать и как закончить психологическую консультацию.
- Особенности каждого этапа консультации: цели, трудности, техники и возможные ошибки.

Проективная методика на тему «Эмблема и девиз психологического консультирования».

Формулирование консультативных гипотез по запросам клиентов.
- Может ли психолог применять психотерапию?
- В каких случаях мы используем психотерапию и чем она отличается от психологического консультирования?
- Какие направления психотерапии сегодня популярны?
- Как сформулировать психотерапевтический запрос?
- Современные направления психоанализа: психодинамическая психотерапия, групп-аналитическая психотерапия, индивидуальная психология Альфреда Адлера.
- Телесно-ориентированная психотерапия – обзор методов, особенности каждого направления.
- Психосинтез Р. Ассаджиоли – направление психотерапии и философская концепция.
- Психодрама как самостоятельный метод или часть других концепций.
- Гештальт–терапия – один из наиболее развивающихся методов и её основные положения.

Анализ клиентских случаев, написание и обсуждение эмоциональных откликов.

Работа с запросами, определение стратегии, направления и техник.
- Что такое тренинг и какие есть особенности у тренингового формата работы.
- Какие бывают тренинги.
- Из чего состоит тренинги как лучше разработать его программу.
- Групповая динамика на тренинге: как изменяется и живет группа в тренинговом процессе.
- Требования к ведущему тренингов. Личность тренера.
- В тренинге бывают ошибки и нестандартные ситуации. Как ведущему из них выйти?

Создание тренинговых упражнений; решение кейсовых задач, анализ тренинговых ситуаций.

Разработка сценария тренинга.
- Профориентология: оказание консультативной и диагностической помощи при выборе профессии.
- Современные профессии: особенности возникновения и профессиограммы к ним.
- Профориентация детей, подростков и взрослых: сходство и различия применяемых методов.
- Современные бланковые и аппаратные комплексы профдиагностики.
- Как проходит профессиональное самоопределение и какие бывают кризисы. Что важно учитывать профконсультанту на каждом и этапов.
- Как профконсультанту работать с группами: в школе, техникуме, вузе и на открытых мероприятиях, с родителями.

Анализ актуальности запроса слушателя по профориентации, изучение профессиональной самоидентичности по методике «Якоря карьеры» Э. Шейна.

Анализ кейсов с целью формулирования запроса на профориентационную работу, консультационных гипотез, выбора методов профдиагностики и составления плана профконсультации.
Состоит из практических заданий и упражнений:
- Подбор диагностических методов и методик под запрос клиента. Проведение психологического исследования. Анализ данных и составление заключения.
- Формирование и проверка консультативных гипотез. Анализ клиентских ситуаций и формулирование вопросов с профессиональной позиции консультанта. Использование различных техник в процессе психологического консультирования.
- Составление программы тренинга. Подбор техник по задачи и цели тренинга. Описание целевой аудитории.
- Что такое коучинг?
- История возникновения коучинга как метода. Основные представители направления, основатели метода.
- Задачи, решаемые с помощью коучинга.
- Пресуппозиции коучинга, принципы Милтона Эриксона, принцип осознанности и ответственности
- Директивный и недирективный коучинг
- Этические стандарты, этический кодекс коуча, профессиональный стандарт «Коуч»
- Ошибки коуча.
- Основные компетенции коуча (ICF и АРК).
- Коуч-позиция, требования к личности коуча.
- Виды запросов на коучинг
- Типы клиентов (покупатели, посетители, жалобщики).
- Репрезентативные системы
- Виды и направления коучинга, отличия коучинга от других видов работы с клиентами
- Типологии личности: DICS (модель индивидуальных различий) Уильяма Марстона и психотипы по В.В. Пономаренко.
- Уровни компетенций
- Направления коучинга и форматы проведения коуч-сессий
- Поддержка и фрустрация клиента.
- Фокус внимания Я1 и Я2 по Т.Голви.
- Понятие «потока» по М. Чиксентмихайи.

Сравнение коучинга и психологического консультирования.

Анализ различных типов клиентов, рассмотрение Этического кодекса коучей и Профессионального стандарта «Коуч».
- Структура коуч-сессии. Стрела коучинга. Качественный раппорт в коучинге.
- Контракт, тема, цель в коучинге. Формат конечного результата.
- Модели коучингового взаимодействия GROW, «Т»-модель, IMULL, CLEAR, ГССП, модель Мэри Бет О’Нил, FUEL, модель самокоучинга GoMad
- Сопротивление клиента в коучинге: формы и причины. Техника «Стратегический менеджмент».
- Лестница мастерства, уровни компетентности.
- Активное слушание в коучинге, уровни слушания.
- Обратная связь в коучинге.
- Виды вопросов, эффективные вопросы в коучинге.
- Четыре главные вопроса коучинга. Квадрат «Декарта».
- Формат «Как если бы».
- Шкала от 1 до 10.
- Постановка цели SMART, SMARTER, SCHMART и визуализация цели.
- Техники «Колесо жизненного баланса», «Стратегия Уолта Диснея», «Дневник успеха».
- Техники «Линия времени», «Поиск корневой ценности», «SWOT-анализ», «Стол менторов».

Коллаж на тему «Структура коуч-сессии».

Обучение правильной постановке целей по методике SMART, отработка техники «Колесо баланса» в профессиональной сфере, сравнение моделей коучингового взаимодействия, проведение коуч-сессии или сессии самокоучинга.
- Что такое мотивация?
- Теории мотивации (Теория ERG К. Альдерфера, Теория X и Y Д. МакГрегора, Двухфакторная модель Ф. Герцберга, Теория приобретенных потребностей Дэвида Мак’Клелланда, теория ожиданий В.Врума, модель Портера-Лоулера, теория закрепления В.Скиннера).
- Описание начального этапа коуч-сессии. Заключение контракта на сессию.
- Формирование индивидуальной стратегии достижения успеха.
- Сопротивление и ограничения клиента, причины невозможности перемен, «гремлины» в коучинге. Стадии сопротивления переменам.
- Ловушки принятия решений. Ограничивающие убеждения, самосаботаж, внутренний критик.
- Формула перемен Бекхарда.
- Техники создания поддерживающей среды.

Выявлению ведущих мотивов в человеческой деятельности как сознательных, так и бессознательных, мотивирующих и демотивирующих факторов, целеполаганию, слагаемых успеха.

Выполнение теста Рисса на определение своего мотивационного профиля.
- Что такое эмоциональный интеллект (EQ)?
- Виды эмоций (базовые и комплексные эмоции).
- Модели эмоционального интеллекта (Модель способностей Майера и Саловея, модель ESI Бар-Она, модель Дэниела Гоулмана).
- Теория множественного интеллекта Говарда Гарднера.
- Техники развития эмоционального интеллекта, способы управления своими и чужими эмоциями.
- Коучинг лидеров и руководителей, роль эмоционального интеллекта в лидерстве. Качества лидера. Стили лидерства. Отличия руководителя и лидера.
- Рисуночная техника «Где чувства живут в теле?».
- Опросники эмоционального интеллекта ЭмИн Д.Люсила и Н.Холла, тест на определение эмоционального интеллекта Дж.Стайн.

Создание коллажа на тему эмоций и чувств.

Выполнение техники «Мой стресс», выполнение технику «Где чувства живут в теле?», выполнение техники «Шкалирование эмоций», составление плана-конспекта коуч-сессии на тему эмоционального интеллекта.
- Основные понятия и элементы тайм-менеджмента.
- Природа времени.
- Матрица Эйзенхауэра.
- Воры времени.
- Метод пяти пальцев по Л.Зайверту.
- Эффективное планирование.

Сравнение отношения ко времени.

Изучение хронофагов и их классификация, выполнение техники «Пять пальцев», выполнение техники «Разрезать слона на бифштексы».
- Отличия группы и команды. Этапы развития команды: тренинг - тестирование - коучинг - партнерство.
- Виды командного коучинга.
- Групповая динамика. Теория Брюса Такмана и др.
- Стили управления, лидерство.
- Фасилитация команды. Командообразование.
- Поощряющий диалог.
- Особенности коучинг-тренинга. 3-ступенчатая модель коучинг-тренинга. «Кубическая» модель коучинг-тренинга.
- Методы работы с командой: Brainstorming, техника Диснея, методика креативности SCAMPER, метод «6 шляп мышления» Эдварда Де Боно, ментальная карта (mind map).
- SWOT-анализ.
- Виды запросов бизнеса на коучинг.
- Основы Agile-коучинга: принципы и ценности Agile, Scrum-мастерство, кросс-функциональные команды.

Создание интеллект-карты на тему «Я – профессиональный коуч»

Определение командных ролей по Белбину, оценка вовлечённости по методу Gallup Q12.
- Понятие трансформационного коучинга. Пирамида Дилтса.
- Работа с убеждениями. Внутренний конфликт.
- Убеждения и ценности. Эволюция ценностей.
- Поиск себя и своего места в мире. Поиск счастья.
- Техники, используемые в трансформационном коучинге: трансовые техники, работа с метафорой, арт-техники.
- Трансформационные игры.

Выяснение уровня возможной трансформации на трансформационной коуч-сессии.

Выявление и формулирование запросов на трансформационную коуч-сессию, подбор оптимальных инструментов и техник, их применение.
- НЛП в коучинге: калибровка состояния клиента, репрезентативные системы, метапрограммы и метамодели у клиента. Модели ТОТЕ и SOAR. «Врата сортировки». Рефрейминг.
- Применение техник арт-терапии в коучинге.
- Метафорические техники в коучинге. Использование сказок и притч в коучинг.
- Метафорические ассоциативные карты в коучинге.
- Работа с частями личности в коучинге: внутренний ребенок, родитель, взрослый (транзактный анализ).
- Техники телесно-ориентированной терапии в коучинге.

Работа с метафорическими картами.

Выполнение техники «TA-DA», выполнение техники «Сказочная история».
- Самопрезентация.
- Определение целевой аудитории.
- Выбор ниши.
- Анализ конкурентов и рынка.
- Разработка профессиональной стратегии продвижения.
- Продвижение в интернете, социальных сетях, каналы и инструменты продвижения онлайн.
- Продвижение оффлайн.
- Что такое личный бренд психолога, коуча?
- Алгоритм создания личного бренда. Большая брендовая пятерка.
- Структура продающего письма.

Анализ профилей в социальных сетях на тему готовности для продвижения.

Анализ рынка психологических услуг и изучение конкурентных преимуществ соразмерных прямых конкурентов.
Состоит из практических заданий и упражнений:
- Установление контакта с клиентом, работа с запросами, заключение коучингового контракта.
- Проведение коуч-сессий по структуре и моделям коучинга. Работа в двойках, тройках.
- Решение кейсов (различные запросы клиентов на коучинг).
- Отработка техник коучинга на практике.
Супервизия и личные консультации (оплачивается отдельно).