8 (800) 600-43-12
Звонок по России бесплатный
Пн.- пт. 09:00 до 18:00 по Москве
Пн.- пт. 09:00 до 18:00 по Москве
Психологические школы различаются по взглядам на психику и ее развитие, методам работы, длительности работы и т. д. Однако исследования доказали примерно одинаковый уровень эффективности основных направлений психотерапии.
Чтобы понять разницу в подходах, предлагаем посмотреть, как специалисты из разных направлений будут работать с одним и тем же запросом клиента.
Запрос клиента: «После каждый ссоры, конфликта или выяснения отношений, недопонимания с другими людьми я чувствую себя плохо, даже если я права и все разрешилось в мою пользу. Почему так? Что мне с этим делать?»
Гештальтисты работают с чувствами клиента, помогая ему сфокусироваться на происходящем «здесь и сейчас», осознавать свои потребности.
Предложенный клиентский запрос комментирует Лидия Владимировна Коломейцева, гештальт-терапевт с опытом работы более 6 лет:
«Во-первых, нужно исследовать, что это за феномен у клиента — «чувствовать себя плохо после конфликта». Как это «плохо» переживает клиент? Какие это «сложные» эмоции?
Эта работа поможет клиенту выйти на истинные чувства, которые говорят о его потребностях. Так мы вместе можем понять, в чем он на самом деле нуждается. И найти форму реализации этого желания.
Например, мы можем узнать, что после конфликта человек испытывает стыд или вину. Если углубиться, можно за ними обнаружить страх отвержения. Отсюда выйти на сильную потребность быть принятым и работать уже с ней: в сторону самопринятия и получение принятия извне.
Далее, когда у человека будет сформирована внутренняя опора из удовлетворения потребности в принятии, он сможет спокойнее чувствовать себя в конфликтной ситуации и после нее».
Психоанализ объясняет поведение человека глубинными неосознаваемыми причинами, сформированными в детстве. Психоаналитики работают с материалом (мыслями, чувствами, образами), которые клиент не осознает, подавляет.
Предложенный клиентский запрос комментирует Мингалёв Валентин Олегович, практикующий психоаналитик:
Если нет понимания, почему вы чувствуете себя плохо, то налицо неосознаваемые — Фрейд называл их бессознательными — мысли. Такие мысли остаются неосознанными, потому что срабатывают механизмы психической защиты. В данном случае один из ведущих мотивов — вытеснение. То есть активное, мотивированное устранение чего-либо из сознания. Обычно проявляется в виде забывания или игнорирования. Мы намеренно забываем то, что не хотим помнить, и не замечаем того, что нам неприятно.
Психоанализ предлагает следующее решение этой проблемы: надо говорить все, что приходит в голову, потому что в нашей голове не бывает случайных мыслей. Все эти мысли связаны в нашей памяти еле уловимыми ассоциативными нитями. Анализ свободных ассоциаций позволяет распутать запутанные мысли, найдя в них причину того, что беспокоит человека»
Когнитивно-психологическая терапия основана на том, что причины психологических проблем кроются в ошибках мышления. Специалисты КПТ работают с мыслями и убеждениями человека, помогая клиенту научиться мыслить и действовать более реалистично, устраняя беспокоящие его симптомы.
Предложенный запрос комментирует Сергеева Наталья Евгеньевна, специалист в области когнитивно-поведенческой психотерапии:
«В данном случае важно подвести клиента к пониманию того, что действительно его беспокоит и к какому решению он хочет прийти. Теперь для этого «реального» запроса выделяем параметры, по которым будем его оценивать: достигнуты ли поставленные цели и в какой степени.
В процессе разбора нескольких конфликтных ситуаций клиента станет понятно, какие автоматические мысли актуализируются, как они приводят к негативным эмоциям и повторяющемуся поведению.
Мы оцениваем, насколько сильны эти чувства (например, стыд с интенсивностью 7 баллов из 10). Выявляем форму поведения, которую вызывают переживания (например, извинения перед другими участниками конфликта, даже если тебе нагрубили, отказ от своей позиции и т. п.). Определяем, какие автоматические мысли стоят за этими эмоциями (например, «мне нельзя грубо себя вести с другими людьми»).
Затем работаем над переформулированием убеждений, помогаем формировать другие варианты поведения в похожих ситуациях. При необходимости учим техникам эмоциональной саморегуляции».
Автором направления стал Эрик Берн, предложив новую структуру личности из трех компонентов: ребенок, родитель, взрослый. Каждое из этих состояний отражает эмоциональный опыт разных периодов жизни, воспоминания и образы важных людей или осознанность в настоящем времени. Через эти состояния человек взаимодействует с внешним миром (другими людьми) и с внутренним миром (через внутренний диалог). Яркий пример таких диалогов — «хочу», которое озвучивает внутренний ребенок, и «надо», транслируемое внутренним родителем.
Клиентский запрос комментирует Пантюшина Ольга Игоревна, специалист по трансактному анализу с 16-летним стажем:
«Моя гипотеза по запросу состоит в том, что клиент попадает раз за разом в психологическую игру (Берн выделял 6 видов таких игр). И в качестве результата получает свои чувства. Существует несколько показателей того, что игра состоялась.
Ситуация повторяется.
Клиент осознает, что попал «на крючок», только после того, как уже побывал в этом конфликте, ссоре и т.д. То есть в игру он был вовлечен неосознанно.
Потом ему плохо — это говорит о рэкетных чувствах (чувства, неадекватные текущей ситуации). И здесь я бы прояснила у него, что значит «плохо». Какие это именно чувства, похожи они на что-то из его детства?
Мы бы подробно исследовали саму суть конфликта. Там нашли бы много скрытых транзакций (единиц взаимодействия), на которые клиент попадает как, на крючок.
И, возвращаясь к началу, мы бы прояснили, достаточно ли понимания причин, или все-таки не попадать в эти ситуации».
Если вы делаете первые шаги в профессии психолога и не знаете, какое направление выбрать, но после обучения хотите начать практику, вам подойдет наш курс.
<span>Программа профессиональной переподготовки</span>
психологическое консультирование
-11%
Психолог-практик. Базовая клиентоориентированная стратегия и основные методы психологической помощи
83 200 P
93 100 P
Слушатели получат знания по психологическим и естественно-научным дисциплинам (анатомия, психофизиология и т.д.), познакомятся с основными направлениями: (психология личности, клиническая, организационная, семейная, психология детско-родительских отношений, конфликтология). В рамках практической подготовки научатся проводить психодиагностику, вести очные и дистанционные консультации, тренинги. Узнают особенности семейного консультирования.
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политикe