8 (800) 600-43-12
Звонок по России бесплатный
Пн.- пт. 09:00 до 18:00 по Москве
Пн.- пт. 09:00 до 18:00 по Москве
Детям часто бывает страшно. В одних случаях страх выражается в легкой тревоге, в других — превращается в психосоматику и фобию. Сегодня мы обсудим, почему ребенок боится и что делать, чтобы страх ушел.
В какие-то периоды ребенок боится иррациональных вещей (например, монстров под кроватью), а в другие – вполне реальных (например, врача или то, что его потеряют родители). И чтобы понимать, как работать с детскими страхами, важно знать их причины. Разберем те, что встречаются чаще всего: психотравма, неблагоприятный психологический климат в семье, страшилки в детском саду, школе и на детской площадке. А также изучим техники и общие правила коррекции детских страхов.
Страхи — нормальная часть развития ребенка. Он познает мир, каждый день сталкивается с чем-то новым. Например, все дети боятся темноты и чудовищ. Многие страхи проходят сами собой по мере взросления ребенка и в результате бесед с родителями. Однако в некоторых случаях страхи закрепляются и разрастаются — разберем основные причины этого.
Сцепка «объект – страх» закрепляется в тот момент, когда ребенка впервые что-то напугало, но никто его не утешил. Например, ребенок на прогулке замечает собаку. Он проявляет любопытство и подходит ближе. Пес не кажется маме опасным, поэтому она спокойно отпускает малыша познакомиться. Но в ответ собака начинает громко лаять, ребенок пугается и замирает от страха.
Мама видит, что собака добрая, а ее лай – приветственный. Но для психики ребенка большое животное, которое издает громкие и пока пугающие для него звуки, почти всегда является стрессом.
Когда ребенок встречается впервые с большим объектом, громким звуком, новым действием – важно обращать внимание на его телесную реакцию, так как не все дети способны опознать свой страх и сказать о нем.
Если ребенок замер, побледнел, если его пальцы и кисти рук стали холоднее, а настроение играть пропало, то с большой вероятностью ребенка что-то напугало. Встречается и противоположная реакция — ребенок кричит. И даже если мама поспешила утешить его, — то, что напугало малыша, может навсегда остаться в его памяти как негативный триггер.
Еще одна причина детских страхов – эмоции близких людей.
Родительские ссоры, агрессивное поведение в адрес ребенка или другого члена семьи запускают механизм тревоги. Ребенку небезопасно находиться в месте, откуда самостоятельно он уйти не может. И чтобы справиться с большим объемом тревоги, он начинает бояться чего-то извне. Например, монстра в шкафу или ночных кошмаров.
Сюда же относится запугивание и чрезмерная опека родителей. Если мама боится отпускать ребенка одного на улицу и рассказывает «страшилки» о похитителях детей, то ребенок перенимает мамину тревогу и тоже начинает бояться улицы.
Пиковые дамы, страшилки и темные истории — один из витков детской культуры и развития психики. Пугаясь, дети нащупывают грань «опасно-неопасно». Поэтому, с одной стороны, они боятся мрачных историй, с другой — постоянно рассказывают их друг другу.
И что же со всем этим делать? Вот мы и подобрались к ответу на самый важный вопрос.
Ребенок боится не монстров в шкафу, а того, что они могут с ним сделать. Поэтому, чтобы справиться со страхом, важно узнать его ближе. Здесь поможет психология творчества.
Способы коррекции:
Психотерапевтические техники не дадут нужного эффекта, если в семье сложилась неблагоприятная психологическая атмосфера. Каждым словом и действием родители должны внушать ребенку чувство безопасности. Это несложно — нужно придерживаться нескольких правил.
Если ребенок боится, то спросите его: «Тебе сейчас страшно?», «Тебе страшно, потому что…?». Так ребенок увидит, что он не остался один на один со своим страхом, что другие его поняли и приняли.
Расскажите, как вы в детстве тоже чего-то боялись. Ребенку важно встретить сочувствие и понять, что из-за своего страха он не перестает быть «нормальным» и любимым.
Часто родители высмеивают страх ребенка, думая, что так он перестанет бояться. Но это может дать обратный эффект. Ребенок усвоит, что единственный способ пережить неприятный опыт — это полностью его обесценить.
На пути исцеления от страха важно создавать больше опоры для ребенка. Разговоры, объяснение жизненных событий и бытовых мелочей, рассказы — живой диалог дает ребенку чувство безопасности.
Усильте слова поддержки действиями — обнимите, поцелуйте, погладьте ребенка по плечу. Это поможет ему почувствовать еще большую безопасность.
Показывать позитивную сторону страхов
Рассказать, что страх защищает нас от неприятностей, что мы все чего-то боимся. Это даст ребенку дополнительную уверенность.
Учить преодолевать страх
Самое важное – научить ребенка встречаться со страхом и идти дальше. Поддерживайте его и хвалите, когда увидите, что он делает первые шаги в сторону преодоления страхов.
Правда в том, что мы не можем оградить детей от всего на свете, они всегда будут чего-то бояться. Но наша цель — вовремя увидеть момент, когда страхи начинают тормозить развитие ребенка и его социализацию. И именно в этот период быть рядом.
Родительская любовь и поддержка — огромный ресурс для детей, вместе с которым они сразятся с самым грозным монстром и выйдут победителями.
Комментирует Лидия Владимировна Коломейцева, практикующий психолог со стажем более 6 лет.
Коломейцева Лидия Владимировна, практикующий психолог, консультирует родителей и детей, ведет тренинги. |
«Хочу добавить ещё один нюанс, который также влияет на возникновение интенсивного для ребенка переживания, как страх. Расскажу на примере из практики: ко мне обратились родители Ани, ученицы первого класса.Её страхи стали вызывать сильные неудобства в семье: она не ходила одна в туалет, мыть руки, чистить зубы, не спала одна, не оставалась одна ни на минуту в комнате, также не ходила в туалет в школе. Сдерживая себя и терпела, потому что очень боялась остаться одна. Когда стали с ней играть в кабинете и общаться, то я увидела, что после того, как Аня мне доверилась, её импульс был больше говорить не про страхи, а про взаимоотношения в школе со сверстниками. Особенно с большим воодушевлением Аня рассказывала истории, как кто-то словом или действием её обижал, например, делая замечание её внешности или поступкам. У Ани было много обиды и злости на такое отношение к себе. Но внешне она не показывала вид обидчику, реагировала молчанием и делала вид, что ничего не произошло. С Аней мы стали учиться, как можно высказывать свое недовольство и отстаивать свои границы. Постепенно этот навык из кабинета Аня стала применять и в своей жизни в школе. Страхи параллельно «удивительным» образом исчезли, хотя на прямую мы с ними и не работали. Что же произошло, спросите вы? Это называется феномен возникновения проективных страхов. Аня сдерживала свою злость, не давая ей выход держа её в себе, т.е., ретрофлексировала её. А чтобы где-то эту злость расположить, Аня придумывает монстров — «это они злые, а не я. Это они могут выражать агрессию, а не я» — вот как сработала психика Ани. А когда злость была присвоена, и Аня смогла высказывать её обидчиком, в монстрах пропал смысл».
Для родителей, которые хотят самостоятельно разобраться в том, что происходит с их детьми, эксперты АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере» разработали программу повышения квалификации.
В рамках курса вы узнаете об основных страхах и вариантах их проявлений у детей дошкольного возраста. Освоите методы диагностики, арт-терапевтические техники и приемы для психологической коррекции страхов. Вы поймете, почему ребенок боится, а главное — узнаете, как ему помочь.
А для тех, кто интересуется гештальт-терапией, в Институте действует программа повышения квалификации в этом направлении.
На курсе Слушатели узнают о техниках и приемах работы с детской психосоматикой методами гештальт-терапии. На практикуме научатся работать с агрессией, страхами и травмами.
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политикe