Мы подготовили три материала о школьной травле вместе с Екатериной Зеличенко, экспертом программы ТравлиNet — проекта, который помогает создавать психологически безопасную атмосферу в школах и других в образовательных организациях. Все материалы читайте в нашем блоге по тегу «буллинг».
Буллинг ребенка в школе — это систематическое психологическое, физическое или иное насилие со стороны одного ребенка (группы детей) в адрес другого ребенка. Например, группа детей регулярно оскорбляет, толкает, пинает одноклассника.
Школьная травля, или буллинг — серьезная проблема, которая может привести к тяжелым деструктивным последствиям:
- суицидальному поведению;
- эмоциональным проблемам;
- развитию депрессивного и тревожного состояния;
- формированию посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), последствия которого могут сохраняться всю жизнь
- усилению насилия в школе и группе;
- снижению успеваемости.
Суицидальные мысли и попытки у жертв травли отмечаются в 5 раз чаще, чем у остальных школьников.
Поговорим о том, как не допустить развития депрессии и появления суицидальных мыслей у детей и подростков, подвергшихся буллингу.
Читайте в статье:
- Причины буллинга в школе
- Как специалисты и родители могут влиять на процесс
- Как установить контакт с жертвой травли
- Что делать после установления контакта
Причины буллинга в школе
Поводом для травли может стать что угодно, например, любая внешняя особенность ребенка. Или его личностные качества, привычки, интересы, уровень жизни его семьи. Например, согласно исследованию, часто травят детей из-за особенностей тела и лица, расовой принадлежности, религиозных убеждений. Но повод не равно причина. А она, по сути, одна.
Если говорить о том, что такое явление буллинга в школе простыми словами, то это агрессия внутри детского коллектива. Обычно за агрессией стоит желание защитить себя. Поэтому можно смело утверждать, что основная причина буллинга — страхи и чувство уязвимости агрессора. Он находит ребенка, который не может дать отпор, и самоутверждается за его счет.
Но кроме личностных особенностей агрессора и жертвы к причинам можно отнести:
- Педагогические ошибки —классный руководитель, учителя, администрация школы не заметили первых тревожных звоночков и не пресекли буллинг.
- Издержки семейного воспитания —родители демонстрируют агрессию друг к другу или к ребенку, подавляют или игнорируют его.
- Социальные — пропаганда насилия в интернете, «вирусные» ролики с избиениями и подобное.
Обычно влияние оказывают несколько причин.
Как специалисты и родители могут влиять на процесс
Прежде всего, нужна грамотная работа профессионалов с жертвами травли — именно они становятся самыми уязвимыми мишенями. Чем раньше мы как профессионалы и родители узнаем о происходящем с подростком, включимся в профессиональную работу и окажем психологическую поддержку ребенку, тем выше вероятность не допустить развития депрессии и появления суицидальных мыслей и намерений.
Сам факт того, что проблема замечена и названа, а жертва травли не остается одна на поле боя, имеет значение. Это не позволяет болезненному и травматическому опыту столкновения с насилием в форме буллинга проявиться в психике объекта травли в тяжелых депрессивных формах, принять форму суицидальных мыслей и намерений.
Правильная консультативная работа начинается с установления контакта между психологом и ребенком. Это важно и для школьного психолога, и для специалиста за рамками школы.
Сложности этого этапа работы с буллингом в школе связаны с психологией ситуации и возраста:
- Ребенок не готов говорить о своих проблемах. В силу того, что он считает, что окажется «стукачом», рассказав о происшедшем. Он запуган агрессором или полагает, что вмешательство взрослых не поможет, а только усугубит ситуацию.
- Ребенок находится в шоковом состоянии, вызванном травматизацией — интенсивные столкновения произошли недавно или травма имеет хронический характер.
- Ребенок считает себя виноватом в том, что происходит, и ожидать наказания в случае, если расскажет о проблеме.
Часто жертве трудного говорить о своих переживаниях, о том, что с ней происходит или происходило. Готовность к самораскрытию проходит несколько этапов:
- Отрицание — никакой травли не было.
- Частичное раскрытие — подросток говорит, что травля была, но жертва травли не он.
- Ребенок признает, что он жертва, но называет это неважным.
- Раскрытие и принятие ситуации — жертва готова говорить.
- Готовность к решению проблемы.
Психолог должен быть готовым к этому и учитывать в своей работе.
Как установить контакт с жертвой травли
При установления контакта можно двигаться по следующим этапам.
1 этап. Отслеживать собственное эмоциональное состояние — отделять свои переживания и чувства (в том числе страхи) от чувств подростка. Это рекомендация первичная и существенная, она универсальна как для психологов, так и для родителей, выслушивающих ребенка и настроенных на эффективную психологическую поддержку
2 этап. Называть свои чувства — тревога, страх, гнев, злость, бессилие, отчаяние — и стараться прийти в спокойное внутреннее состояние, так как только оно является единственно конструктивным для дальнейшей работы. Эта рекомендация также универсальна: и родители, и профессионалы должны отнестись к ней внимательно.
Рекомендации для родителей о том, как справиться с этими эмоциями, вы можете прочитать на портале школы «Гнездо» →
3 этап. Дать ребенку понять: в том, что он рассказывает, нет элемента
«стукачества» и «предательства» по отношению к другим участникам событий.
4 этап. Продемонстрировать подростку: вы с пониманием относитесь к тому, что ему трудно рассказывать о произошедшем — ситуации травли бывают крайне унизительными.
5 этап. Четко проговорить: вы понимаете, что он может считать произошедшее своим «провалом», «поражением» — ситуацией, в которой никто не может ему помочь.
Такая подготовка поможет подростку быть в диалоге главным, а вам — преимущественно слушателем. Рассказ-проговаривание подростком событий, своих чувств, переживаний значительно снизит степень его внутреннего напряжения и поможет направить вашу работу на продуктивные изменения.
6 этап. Когда вы просите рассказать о травмирующих событиях, важно следить за тем, чтобы рассказ велся от третьего лица. Важно объяснить подростку, что не нужно воспроизводить в памяти события, проживая их снова — так можно войти в повторную травматизацию. Ему нужно занять позицию отстраненного наблюдателя: смотреть на себя, свои действия, действия других со стороны — так, как это увидел бы посторонний человек — и говорить о себе в третьем лице. То есть использовать технику диссоциации.
7 этап. Применяя техники активного слушания, дать понять, что вы готовы слушать сколько угодно и вас не шокирует его рассказ.
По возможности стоит использовать только открытые вопросы. А также задавать их в третьем лице: «Расскажи о травле в школе», «Расскажи мне, что может происходить в школе с человеком, которого травят».
8 этап. Быть готовым к тому, что эмоции ребенка включают страх, стыд, беспомощность, гнев и жажду мести. Попросить постараться назвать свои эмоции:
- это поможет подростку прожить и принять их в моменте;
- снизит интенсивность их проживания
- даст возможность в будущем узнавать эти состояния и, следовательно, легче справляться с ними.
Важно не давать советов, а помочь ребенку самому выработать такой взгляд на проблему и подход к ее решению, который он сможет эффективно использовать. Постараться в разговоре выделить моменты, в которых его можно похвалить за смелость, самообладание, способность не терять голову. Отдельно подчеркнуть, что вы понимаете, разговор на болезненную тему требует огромной смелости. Оговорить, какая помощь ожидается именно сейчас, согласовать ваши дальнейшие шаги, не навредить ребенку.
Важно правильно организовать пространство диалога по проблеме детского буллинга в школе:
- не садитесь выше, чем ребенок;
- сядьте немного по диагонали от него — расположение лицом к лицу может восприниматься как угрожающее;
- сохраняйте открытую позу, не скрещивайте руки и не поддавайтесь сильно вперед;
- старайтесь говорить спокойным, неторопливым тоном, не перебивая.
Что делать после установления контакта
Когда контакт установлен и детали прояснены, нужно ориентировать разговор на решение проблемы. Обсуждение того, как можно улучшить ситуацию прямо сейчас, поможет подростку сразу почувствовать себя увереннее. Метод, ориентированный на решение, хорошо подходит для консультирования в школе. Он является краткосрочным, и уже первая встреча приносит существенную пользу.
После установления контакта — когда, по вашему мнению, жертва готова говорить непосредственно о травле — можно обсудить следующие вопросы:
- В чем заключается проблема?
- Как ты себя чувствуешь в связи с ней?
(важно дать обратную связь, отражая чувства и уточняя обстоятельства, чтобы жертва могла почувствовать себя услышанной) - Что из того, что ты пробовал было успешным, хотя бы частично?
- Что ты можешь еще попробовать сделать?
- Какие у тебя есть варианты дальнейшего поведения?
- Какие будут последствия каждого из этих вариантов?
- Какой вариант кажется тебе наилучшим?
- Как ты собираешься это делать?
В процессе разговора обсуждается, какие способы взаимодействия с обидчиками эффективны и почему:
- Пожать плечами: «Может, и так».
- Улыбнуться: «Я так рад, что вам весело!»
- Перевести внимание на обидчиков: «Да, я знаю, что тебе нравится так говорить».
- Задать встречный вопрос: «Тебе хочется так думать?»
- Согласиться: «Да, у меня полно недостатков, ты верно заметил».
- Дать разрешение: «Ты можешь так думать, если хочешь».
В конце разговора, нужно признать, что он был трудным, и поблагодарить за смелость.
Чтобы помочь подростку понять суть явления с которым он столкнулся, и, следовательно, понять, что от него ждут буллеры, можно познакомить его с памяткой для детей, составленной Людмилой Петрановской →