Юра совмещает консультации с работой в тату-студии. Он уверен, что человек, который готов работать над собой, выбирает психолога по его ценностям, а не цвету волос.
Краткая справка
Юрий Мельников — менеджер, будущий психолог-консультант
Интересный факт: занимается йогой и умеет садиться на шпагат
Цель, с которой пришел учиться: сменить профессию
Программа профпереподготовки: «Консультативная психология: эффективные стратегии практической психологической помощи»
- 3 причины стать психологом
- Как настроиться на студенчество в зрелом возрасте
- Дресс-код? Как должен выглядеть хороший психолог
3 причины стать психологом
— Ты сказал, что у тебя предрасположенность к психологии. Это как?
— Я общительный парень. Ко мне со школы тянутся люди. Я был старостой, ходил сразу в несколько секций, и везде ребята обращались за советом, делились переживаниями. Когда был студентом, работал в масс-маркете, и те же качества помогли быстро перейти из консультантов в менеджеры.
Потом пришел в творческую студию. Это уютное пространство, где собираются креативные ребята: художники, тату-мастера. Моя задача — следить за внутренней кухней: закупкой материалов, графиком сотрудников, работой с клиентами. Я встречаю гостей, создаю для них комфортную атмосферу и помогаю настроиться на процедуру.
— В резюме это называют коммуникабельностью. Хороший навык, но напрямую не связан с психологией. Есть много других сфер, где он пригодится, например, PR, реклама, тот же менеджмент.
— После работы менеджером я понял, что это не мое. Креатив создают классные ребята, но сидеть в закрытом пространстве и выдумывать или продавать что-то по плану — для меня каторга.
В этом смысле психология намного лучше. У нее есть 3 основных преимущества: можно работать вне офиса, нет дресс-кода и жесткого графика, твоя работа — это помощь другим людям.
Мне так больше нравится.
— Если еще со школы заметил в себе этот талант, то почему раньше не стал психологом?
— Испугался, что не сдам биологию на ЕГЭ. Поступил на менеджмент, но параллельно читал книги по психологии, интуитивно помогал людям. На меня очень повлияла личная терапия. За год общения с психологом я пересмотрел многие установки. Понял, что прячу свои настоящие эмоции и желания под маской «всегда веселого» чувака. Когда смог от этого избавиться, то решил, что пойду получать второе высшее образование по психологии.
Как настроиться на студенчество в зрелом возрасте
— Как выбирал учебное заведение? Почему остановился на Институте прикладной психологии?
— В интернете смотрел, что предлагают разные вузы, но выбирал по большей части интуитивно. По-моему, случайностей не бывает — если события складываются, как мозаика, то им можно доверять. На сайте Института психологии мне понравилась программа профпереподготовки, но чтобы на нее поступить, нужен был диплом о высшем образовании. А я свой так и не забрал из университета.
Уже не верил, что спустя 6 лет мне его отдадут, — подумал, надо искать другое место учебы. Но на всякий случай позвонил в родной вуз, оказалось, что диплом в архиве, и как раз сегодня туда можно его забрать. Я понял, что все делаю правильно, взял диплом и поступил в Институт психологии.
— Как вливался в обучение? Почувствовал себя снова студентом?
— Было страшно, потому что пошел изучать совсем другую профессию, далекую от первого образования и работы, которой занимался 5 лет. Повезло, что меня окружают талантливые и смелые люди, у которых уже по несколько высших образований за плечами, причем с переменами похлеще моих. Например, у меня есть друг, который сначала выучился на журналиста, а потом освоил академический вокал. Меня поддерживали, говорили, что мне давно пора в психологию, понимающе отнеслись к тому, что с некоторых встреч я уходил пораньше. Дома ждали лекции и задания, поэтому пришлось немного изменить график.
Переживал, что учеба будет меня тяготить. Много лет прошло, я уже не студент, занятия не на первом месте, но им тоже нужно уделять много внимания. К счастью, интерес пересилил усталость.
— Ты учишься 9 месяцев? Как тебе обучение в Институте?
— Мне все нравится. Так как я уже отвык от процесса учебы, то хотел, чтобы мне помогли сориентироваться, не бросили разбираться самостоятельно, хотя дистанционное обучение это предполагает.
Не разочаровался. На вопросы всегда отвечают, не было такого, чтобы я не понимал, что дальше делать. Иногда не обращаюсь к кураторам, а пишу в чат с однокурсниками: здесь расскажите, тут объясните, как это сделали. Вот там настоящее студенчество. Здорово, что можно не только с преподавателями, но и с коллегами обсуждать процесс обучения, первые консультации — мы как новички друг друга хорошо понимаем.
Образование на высшем уровне. Об этом говорит тот факт, что спустя полгода человек, который с нуля пришел в профессию, уже консультирует клиентов.
— Ты сменил профессию, а сам как-то изменился за время учебы?
— Иначе стал смотреть на людей, которые обращаются за помощью. Раньше я по умолчанию принимал их точку зрения, тот факт, что они столкнулись с серьезной проблемой. Сейчас предлагаю разобраться — а проблема ли это. Не каждое непредвиденное событие — это проблема, не нужно все подряд так называть и нагнетать плохие мысли.
Из любого положения есть выходы: неважно, проблема это, настоящий кризис или, наоборот, пустяк. Нет плохих исходов, каждый выбранный путь — это решение. Надо научиться брать за него ответственность и принимать последствия.
Юрий с друзьями
Не нужно загонять все в негатив. У меня теперь просто нет отрицательного опыта: неудачные решения воспринимаю, как события, которые сложились иначе, чем я думал. Окей, больше не буду использовать этот путь, но это не помешает мне двигаться дальше. Сам так думаю и пытаюсь донести эту мысль до других.
Дресс-код? Как должен выглядеть хороший психолог
— Когда ты начал консультировать? Как понял, что готов?
— Спустя полгода. Я веду страницу в социальных сетях, с самого старта обучения выставляю фотографии, пишу свои мысли, фидбэки от учебы, рассказываю про разные техники, когда есть настроение.
Не планировал, что после какой-то конкретной темы пойду консультировать. Ко мне обратился человек, которому откликнулось то, что я пишу, договорились о встрече. Волновался, но мне хватило навыков и опыта, чтобы провести сессию. Это была вводная консультация, я не ожидал особой обратной связи, потому что в основном слушал и задавал наводящие вопросы. Но уже после этого человек сказал, что ему было комфортно, остались вещи «на подумать», и он хочет начать терапию.
Сейчас у меня 3 постоянных клиента. Пока этого достаточно, потому что я еще учусь. Не надо обещать человеку больше, чем можешь дать. В нашей профессии по-другому нельзя.
— Какие инструменты используешь в практике?
— Работаю с метафорическими ассоциативными картами, чтобы понаблюдать за внутренним состоянием клиента. Человек, который идет к психологу, чаще всего уже 100 раз обдумал и проанализировал свои проблемы. Он давно рефлексирует и приходит с заготовленным текстом о том, что его беспокоит. А психолог должен раскопать его настоящие эмоции.
В эту же копилку арт-терапия, тест на ассоциативный ряд Юнга и любые отвлеченные разговоры, которые иногда говорят о проблеме больше, чем сам клиент.
— Ты не выглядишь, как стереотипная милая женщина-психолог в уютном кабинете. Как думаешь, насколько в работе важна внешность? Не будут ли клиенты отказываться от терапии, если у психолога проколот нос?
— Мне говорили, что я не похож на классического психолога, и вряд ли в этой профессии что-то получится. Но у меня не экзотическая внешность. Несколько красивых татуировок не мешают расположить к себе человека. Клиент может выбрать или отказаться от любого психолога вне зависимости от его лица или одежды. В этом вопросе важнее ценности и взгляды специалиста — насколько они совпадают с тем, что человек ищет.
Но это я сейчас такой умный, а когда только услышал от знакомых, что профнепригоден из-за внешности, естественно, расстроился. Вдруг это правда, и у меня не будет клиентов? Но мне помогла подруга. Мы с ней не сговариваясь пошли учиться на психологов, только она в классический вуз, а я в Институт.
Сразу поделился с ней переживаниями, на что она сказала очень мудрую вещь. Клиент, который выбирает психолога по внешности, еще не готов к консультациям и работе над собой.
Понятно, что психолог не должен выходить за рамки приличия и публиковать в соцсетях подробности личной жизни. Но если человек ведет себя культурно, грамотно говорит и опрятно выглядит — этого достаточно, чтобы рассматривать его как специалиста. Да и вообще, это все предрассудки. За время работы в тату-студии я не раз видел, как взрослые женщины приходят и забивают себе бедро, потому что они воспитали детей, построили карьеру и хотят жить для себя. Необязательно следовать стереотипам, чтобы быть хорошим специалистом и человеком.
— Какие у тебя цели? Как видишь свое будущее?
— Сейчас у меня 2 цели: получить диплом и достичь моего локального успеха. Я почувствую, что пришел к нему, когда помогу человеку выйти из тупика — чтобы он сам нашел свой путь и определился с направлением, в котором ему будет комфортно жить.
Я занимаюсь медитациями, поэтому уже несколько раз представлял будущее. Вижу себя в частной практике, но если будут предложения поработать в центре психологической помощи или появится запрос на работу с группами, то обязательно откликнусь. Мне нравится новая профессия, поэтому есть огромный интерес, желание узнать побольше и попробовать себя в разных ролях. Главное, всегда придерживаться ориентира, что я пришел сюда помогать людям.
Окончили наши курсы и готовы рассказать свою историю? Пишите нам по адресу ask@psy.edu.ru.