Наш преподаватель Виктория Пустыльникова пришла в психологию из филологии и осталась в новой профессии навсегда. В интервью Виктория рассказала, почему выбрала в качестве специализации транзактный анализ, как нашла первых клиентов и объединила психологию с филологией в преподавании и частной практике.
Читайте в статье:
Как перейти из педагогики в психологию и найти свою специализацию
— Виктория, вы пришли в психологию из филологии. Расскажите, как это произошло?
— По первой профессии я филолог-литературовед. Применяла свои знания сразу в трех направлениях: работала редактором в глянцевом журнале, преподавала в институте и вела занятия в качестве репетитора. Именно репетиторство привело меня в психологию: работая с учениками, я обнаружила, что процесс обучения зависит не только от сложности материала или профессионализма преподавателя. Психологические процессы, происходящие внутри ребенка, напрямую влияют на скорость и качество усвоения знаний.
Это открытие так заинтересовало меня, что я пошла получать образование психолога. А особенности детского развития стали моим первым научным интересом. Я и сейчас продолжаю изучать коррекционную психологию: задержку развития, расстройства аутистического спектра, детскую тревожность и другие направления. Позже интерес распространился и на подростковые проблемы — например, игровую зависимость.
— Одна из ваших специализаций — транзактный анализ. Расскажите, чем этот метод отличается от других, и почему вы выбрали его для работы?
— Транзактный анализ отличается глубинной работой с клиентом. Есть направления, которые работают только «здесь и сейчас», а этот метод подразумевает путь от следствия к причине, поиск корня проблемы. Как правило, таким корнем оказываются детские переживания, события и травмы — они сформировали личность и наложили отпечаток на дальнейшие действия человека. В транзактном анализе считается, что, не узнав сценарий жизни клиента, мы не сможем изменить его будущее.
Этот метод заинтересовал меня еще во время обучения на психолога. На лекциях по транзактному анализу я вдруг обнаружила, что именно так вижу мир, чувствую клиента и себя в роли психолога.
Поэтому я советую выбирать направление, ориентируясь на свои ощущения и понимание действительности. Стоит ненадолго «нырнуть» в разные методы, посмотреть на них изнутри и решить, что больше откликается в душе.
И если вы выбрали транзактный анализ, то готовьтесь к большому количеству инсайтов, положительных изменений, освобождению от комплексов и застарелых неэффективных установок. Только не забывайте про качественное обучение и старайтесь избегать поверхностного подхода к клиенту.
— Согласна с вами: хорошее обучение играет важную роль. Виктория, как на вас повлияла психология, что изменилось в вашей жизни?
— Когда преподаватели говорили, что психология кардинально изменит мое окружение, я не поверила: у меня же отличные друзья и коллеги, я не хочу ничего менять. Но потом оказалось, что это правда. Когда мы начинаем общаться по-новому, экологично, далеко не все из близкого круга оказываются готовы это выносить. К тому же с появлением новых знаний вскрываются дисфункциональные и созависимые отношения, меняются роли и модели поведения, и уже вы сами (если прорабатываете свои проблемы в терапии) избавляетесь от всего ненужного. Но эти изменения ведут только к лучшему качеству жизни, поэтому точно не стоит их бояться.
Вторая сторона медали, которая часто настигает начинающего психолога, — профдеформация. Получив новые знания, хочется сразу протерапевтировать всех родственников и знакомых. Но это опасное желание, которое нужно преодолеть. Личный и терапевтический контакт сильно различаются, и вы либо просто не достигнете желаемого эффекта, либо превратите близкого человека в своего клиента. А, как известно, при контакте с клиентом психолог отдает свою энергию, а не обменивается ей.
Как избежать ошибок, побороть сомнения и установить оплату на свои услуги
— Виктория, расскажите о вашем опыте открытия частной практики. С какими сложностями пришлось столкнуться?
— Перед открытием частной практики я тревожилась, что не найду желающих попасть ко мне на консультацию. Но в итоге разместила свою анкету в соцсетях и нашла первых клиентов. Провела 2 сеанса по Скайпу, а затем перешла на очный формат и арендовала кабинет. По рекомендациям начали приходить новые клиенты, и со временем я перестала волноваться насчет своей востребованности.
Я быстро освоила технику консультирования, но случались и моменты, к которым я не была готова. Например, когда клиент не мог объяснить свою проблему и плакал на протяжении всего сеанса. У меня, как и многих других новичков, сразу возникали мысли о том, что я плохой психолог, не могу помочь человеку и вывести его на конструктивный диалог. На самом деле такая ситуация как раз говорит о доверии клиента — ведь так долго и открыто плакать мы можем только с теми, с кем чувствуем себя защищенными. Многие клиенты приходят к психологу не за сложной работой, а за поддержкой. И быть рядом с человеком во время горевания — и есть та самая поддержка.
Бывают и обратные ситуации, когда человек выстраивает сильную психологическую защиту. Например, один мой клиент на протяжении трех сессий отказывался снимать куртку и сидел с сумкой на коленях — это была попытка отгородиться от меня, остаться в «броне». На 4 сеансе он впервые убрал сумку с колен, и я поняла: мы наконец-то перешли границу недоверия. Так что иногда психологу требуется особенное терпение.
Случается и так, что клиент отказывается от услуг — и это тоже нормально. Когда от меня впервые ушел клиент, а следом еще один, я расстраивалась и даже подумывала бросить психологию.
Но это распространенная ситуация, ведь универсальных психологов не бывает. Для каких-то запросов у вас может не хватить знаний, а с кем-то просто не получится найти общий язык. Каждому человеку необходим свой специалист, и всегда найдется тот, кто придет на консультацию именно к вам.
— Вы упомянули, что нашли первых клиентов через социальные сети. Как вы думаете, насколько это эффективный инструмент для поиска? Нужно ли психологу учиться продвижению?
— Да, представленность в соцсетях важна, и продвижению действительно нужно учиться. Я сама уделяю этому вопросу много времени, реклама — моя зона роста. В социальных сетях удобно искать новых клиентов, но они важны и для тех, кто уже приобрел ваши услуги. Они тоже хотят получать от вас новую интересную информацию и видеть вашу заинтересованность в профессии. К тому же клиенты с повышенной тревожностью получают возможность быть с вами в опосредованном контакте — с помощью страницы или блога. Они чувствуют себя спокойнее, когда видят, что вы существуете и вне консультаций тоже.
Еще один довод к продвижению — конкуренция. Большинство психологов представлены в соцсетях, и многие из них активно развиваются в этой области. Если вы хотите уверенно занять свое место на рынке психологических услуг, необходимо научиться пользоваться таким мощным инструментом, как социальные сети.
— Согласна с вами. Еще один важный инструмент в позиционировании психолога — цена. Как правильно выстроить стоимость на свои услуги, чтобы выдержать конкуренцию, никого не отпугнуть и получить стабильный поток клиентов?
— Первое, что я советую: не ставьте слишком низкую цену в надежде на большой поток клиентов. И не занижайте стоимость до критической отметки из-за небольшого опыта. Любой труд должен оплачиваться, а на консультацию «по цене чашки кофе» приходят, как правило, наименее замотивированные клиенты. Стоит их спросить — действительно ли они готовы к серьезной работе, если готовы заплатить за изменения в жизни столь небольшую сумму?
Старайтесь изучить рынок своего города или региона и определить, в каком диапазоне лежат высокий, средний и недорогой сегменты. Понятно, что верхнюю планку берут специалисты с большим опытом и регалиями, но не стоит занимать и самые низкие позиции. Начните с цены, которая лежит чуть ниже среднего сегмента: так вы определите себя в ряд начинающих, но компетентных психологов. Получаемая сумма будет радовать вас и мотивировать расти в профессии.
Не забывайте о том, что цена должна соответствовать количеству навыков и опыта. Я бы посоветовала повышать цену каждые полгода на 25% при условии постоянного обучения и повышения квалификации.
Как психологу найти и выстроить свой идеальный график
— Виктория, почему вы решили стать преподавателем не только в филологии, но и в психологии? На каких дисциплинах с вами можно встретиться?
— У меня большой опыт преподавания, и я искренне люблю этим заниматься. Мне нравится видеть отдачу и горящие глаза учащихся, ощущать положительный эффект от новых знаний, меняющих жизнь.
А еще в этой сфере много псевдопсихологов, инфоцыган и курсов, сделанных на коленке. Я вижу свою миссию в том, чтобы показывать: качественное обучение существует, и оно выглядит именно так.
В Институте я преподаю социальную психологию и готовлю к старту новые программы. В своих лекциях нередко использую знания и из первой специальности — филологии. Искусство отражает восприятие мира человеком, и через архетипы и образы проще объяснить суть психологических явлений. Я стараюсь делать занятия яркими, наглядными, использую сравнения из художественной литературы или сказок, чтобы стимулировать процесс запоминания. Кстати, в частной практике это тоже работает, особенно если моему клиенту не чуждо искусство.
— А как вы совмещаете частную практику и преподавание в своем графике? Успеваете отдыхать?
— Сам формат частной практики помогает выстраивать удобный график. Главное здесь — следить за своими возможностями и особенностями: кто-то с легкостью принимает 5 клиентов в день, а кому-то достаточно двоих, кто-то лучше работает утром, а кому-то легче даются вечерние консультации. Если психологу некомфортно принимать клиента, то и консультация будет неэффективной.
Первое время я сама игнорировала это правило и не соблюдала гигиену времени. Принимала клиентов в неограниченном количестве и в любое время, радуясь тому, что у меня вообще есть какой-то поток. Но потом осознала, что это ведет к выгоранию, и сменила тактику. Теперь работаю в основном по вечерам, а первую половину дня посвящаю себе. У меня появились ритуалы, которые поддерживают мое психологическое здоровье: ежеутренний кофе, завтрак в кафе и неспешное планирование дел наедине с собой. В субботу и воскресенье устраиваю выходные — в эти дни занимаюсь домашними делами, вижусь с семьей и друзьями. В будни тоже могу сократить количество сеансов, если преподавательская деятельность требует больше внимания.
— Виктория, напоследок расскажите, пожалуйста, — о чем вас чаще всего спрашивают Слушатели Института и что вы отвечаете?
— Среди конкретных вопросов о поиске клиентов или открытии частной практики есть один более личный и, наверное, самый частый: «Все ли я сделал правильно?» Он продиктован тревожностью и неуверенностью начинающего специалиста, который еще не до конца понимает, а может ли он вообще работать психологом. И я всегда отвечаю: вы все делаете правильно, даже несмотря на ошибки и недостаток опыта. Даже если вы зададите неподходящий вопрос, всегда можно извиниться и предложить «откатить» разговор назад. А при недостатке знаний всегда стоит оставаться честным, попросить отложить обсуждение незнакомой темы и вынести этот вопрос на супервизию. Позвольте себе волноваться и допускать ошибки — тогда профессиональная интуиция и опыт придут к вам намного раньше.
— Согласна с вами. Виктория, спасибо за интересный разговор. Желаем вам удачи в преподавании и дальнейшем профессиональном развитии!