Главная / Блог / Преодолеть плато. Почему мы устаем учиться и что с этим делать

Преодолеть плато. Почему мы устаем учиться и что с этим делать

Время на чтение: 6 минут
|
24 декабря 2021
Получайте наши статьи в мессенджерах

Помните, как в детстве катались с горки? Так же наш мозг справляется с обучением. Сначала нам сложно вникнуть, зато энергии и энтузиазма достаточно, чтобы медленно, но верно подниматься в гору. Потом мы несемся на всех парах — в волосах ветер, а в глазах огонь. А после снова плетемся наверх и долго отдыхаем там перед новым спуском.

Почему учиться становится все сложнее

Кураторы Института прикладной психологии, которые поддерживают Слушателей на программах, заметили — через 3–5 месяцев обучения (к 5–7 дисциплине) успеваемость снижается, появляются первые академические задолженности.

В этот момент часто возникает когнитивное сопротивление — мозг противится изменениям и пытается переключиться на другие задачи. 

Это эффект плато, и он хорошо известен психологам. Причина в том, что любое обучение — это изменение, а значит, стресс, от которого мозг пытается уберечься. Чтобы преодолеть плато, важно научиться поддерживать свою мотивацию и заинтересованность в обучении.

Процесс обучения состоит из четырех естественных стадий:

Кривая обучаемости. Показывает, как меняется уровень продуктивности и мотивации

1 стадия — растерянность в начале пути. Мотивация высокая, вы в предвкушении результатов, которые получите после обучения. Но при этом пока непонятно, что делать и куда бежать.

2 стадия — спад мотивации. Обычно наступает после 1/3 курса. Воодушевление падает и оказывается, что учиться трудно, домашние задания требуют времени, а повседневные дела никуда не делись.

3 стадия — период активного обучения. Вы преодолеваете сопротивление и понимаете, что ответственность за результаты лежит на вас, а не на организаторе обучения.

4 стадия — плато. Вы упорно учитесь, но результаты не радуют. Почему-то при тех же и даже больших усилиях вы получаете меньший результат. Появляется желание все бросить.

Где взять время на учебу?

Поищите в чек-листе правильного планирования! Пришлем его вам на почту

Как преодолеть свое плато

1. Признайте проблему и правильно оценивайте результат

Признайте — вы столкнулись с плато. Сил и времени отдаете все больше, а результаты обучения радуют все меньше. Попробуем найти причину.

По каким критериям вы оцениваете результат? Возможно, они неподходящие и нуждаются в замене. Например, сейчас вы ориентируетесь на оценки и это отвлекает от содержания программы. А что, если сконцентрироваться на применении полученных знаний в жизни? Используйте разные параметры и в итоге вы поймете, что работает, а что нет.

Разберем на примере. Изучая семейную психологию, Катя концентрировалась на оценках. Она старалась слово в слово запомнить лекции и тратила много времени на это. Когда дело дошло до практики, Катя поняла, что может по памяти прочитать любую лекцию, но не знает, как применить эти знания. На следующем занятии она попросила преподавателя привести примеры из практики. И сама попробовала найти примеры в своей жизни, а потом уточнила — правильно ли поняла материал. Так Катя переключилась с формулировок на содержание. После этого время на обучение сократилось, а интерес к занятиям и оценки выросли.

Спросите одногруппников, кто и какими способами справляется с обучением. Возможно, среди этих методов будет и тот, который подойдет вам. А, может быть, вы полностью измените подход к обучению и это поможет преодолеть плато. Пробуйте разные подходы. 

2. Поставьте цель. Правильно ее сформулируйте

Мотивация растет, когда вы видите каждый дальнейший шаг и его результаты. Нужно четко понимать, чего хотите, зачем учитесь и к чему идете.

Подумайте и обязательно запишите:

  • Для чего вы проходите обучение?
  • Какие результаты вы хотите получить в итоге?
  • Какие перспективы для карьеры и личной жизни откроет вам новая профессия?

Уделите время тому, чтобы осознать цель: она должна быть ясной и осязаемой для вас. Для постановки целей можно пользоваться техниками Локка и Лэтэма, Брайана Трейси или Марка Аллена. Это будет помогать и поддерживать вас на протяжении всего обучения.

3. Добавьте элемент новизны, чтобы встряхнуться от рутины

Изменения — это небольшой и полезный стресс, который мобилизует ресурсы организма.

Обрести второе дыхание нашим Слушателям помогает:

  • Перестановка на рабочем столе.
  • Смена расписания и графика. Если раньше вы учились утром, попробуйте смотреть лекции и выполнять задания вечером.
  • Отвлечение от занятий на смежные дисциплины. Один из наших Слушателей решил разнообразить освоение детской психологии лекциями по педагогике, которые нашел в открытом доступе — и это сработало. Возможно, и вам такой подход поможет начать новый цикл кривой обучаемости.

4. Свяжите обучение с практикой

Внедрите полученные знания в жизнь или используйте на текущей работе. Так вы увидите, какие знания отложились, что нужно повторить, а над чем еще поработать. В итоге вы поймете, как строить план обучения дальше, куда двигаться.

Наша выпускница Юлия Борисова рассказала, как применяет знания, полученные на программе по консультативной психологии:
«Недавно у меня состоялся неприятный разговор: человек повысил на меня голос, не соблюдая ни субординацию, ни простые правила поведения. Я на ходу провела анализ, поняла, с каким типом личности разговариваю, чего он пытается добиться и как ему ответить. В итоге я просто не позволила продавить себя и из конфликта вышла с достоинством, защитила свои интересы»‎ 

5. Поощряйте себя

Придумайте систему мотивации. Например, за каждую успешно пройденную дисциплину ходите в кафе. Или составьте список тех навыков, которые хотите скорее применить на практике — распишите ситуации, где и как это используете, что получите. Это поможет поддержать мотивацию.

Можно заполнять такую таблицу:

Навык

Где можно использовать

Выгода

Управление конфликтом

В отношениях с партнером

Отношения с партнером улучшатся. У меня появится больше сил для обучения. Мое психоэмоциональное состояние улучшится

Можно идти от обратного: заготовьте список ситуаций, которые сейчас вас беспокоят. Как только в обучении увидите похожую тему, подключайте ситуацию и получайте новый навык с опорой на нее.

При таком подходе у вас появится интерес к новым темам и дисциплинам, захочется осваивать новые навыки и совершенствовать уже имеющиеся.

6. Отдыхайте по-другому

С эффектом плато может столкнуться каждый — человеческие ресурсы не безграничны. Мозг устает и берет заслуженный отдых.

Не переживайте — решение есть. Дайте мозгу то, что он хочет, но структурируйте отдых. Например, если раньше у вас был 1 выходной в неделю, то сделайте 2 выходных. Занимались по 2 часа — сократите до 1,5 часов. Или оставьте те же 2 часа, но делайте перерыв на 5–10 минут через каждые полчаса. Главное — не бросать учебу и не принуждать себя к работе в прежнем ритме.

Как понять, что плато пройдено? Вы снова окажетесь в начале кривой обучаемости, и цикл повторится:

  1. Медленный старт (возможно, короче, чем первый).
  2. Быстрое обучение.
  3. Замедление.
  4. Плато.

Вы уже знаете, что делать, когда подойдете к следующему плато. А после будет новый цикл, возможно, не один — пока не пройдете всю программу. Понимание того, как все устроено, — половина успеха. А вторая половина — ежедневное напоминание себе о цели и применение разных техник для поддержания мотивации и интереса к учебе. И еще важно помнить — каждый день вы становитесь лучшей версией себя и приближаетесь еще на шаг к профессии мечты.

Остались вопросы?
Задайте специалисту!

Отвечаем с пн.-вс. c 08:30 до 20:30 по Москве

Устинова
Ксения Игоревна

Старший специалист

Фролова
Екатерина Сергеевна

Специалист

Колтина
Екатерина Александровна

Специалист

Записаться или задать вопрос
Нажимая на кнопку, Вы даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политикe