В чрезвычайной ситуации психологическая помощь нужна пострадавшим, их родственникам и очевидцам. В помощи нуждаются и те, кто сам ее оказывает — медики, психологи, волонтеры. Рассказываем, как работать с каждой из этих категорий.
Пострадавшие
Это люди, которые пострадали физически или материально. Например, ранены или их дом разрушен.
В ЧС человек не может мыслить рационально. Включаются защитные механизмы и природные реакции на стресс — бей, беги или замри. Если одни пострадавшие впадают в ступор, другие, наоборот, могут совершать хаотичные действия и навредить себе и окружающим.
Задача помогающего — как можно больше разговаривать с человеком. Это важно для всех пострадавших и помогает им восстановить связь с реальностью, объективно оценить обстановку и свои силы.
В первую очередь окажите помощь:
- родителям, которые потеряли ребенка;
- человеку, у которого нет родственников и друзей:
- людям с заболеваниями, у которых может произойти приступ на фоне стресса.
Очевидцы
Это люди, которые видели, как кого-то ранили, или стали свидетелем взрыва, другой трагедии. Они получили психологическую травму.
Очевидец думает: «На месте пострадавшего мог быть я». Из-за этого он тоже может мыслить иррационально, совершать импульсивные действия. Обычно у свидетелей происшествия заметно двигательное возбуждение. Они быстро и сбивчиво говорят, активно жестикулируют, мечутся из стороны в сторону.
Задача помогающего — направить их активность. Например, попросите что-то принести или раздать пострадавшим, поговорить с ними. Если очевидец настолько возбужден, что не может справиться с простой задачей и может посеять больший хаос и панику, то лучше увести его подальше от места ЧС.
Родственники пострадавших
Задача помогающего — рассказать им, как вести себя с пострадавшим. Объяснить, что его «неадекватное поведение» — адекватная реакция на стресс. И действовать нужно по ситуации.
Пострадавший в шоке. Рядом с ним всегда должен кто-то быть. Можно установить дежурство. Это нужно для безопасности пострадавшего, потому что после выхода из шока он может сделать что-то импульсивное, навредить себе.
Дальше действуйте поэтапно:
- Помните, что пострадавший слышит вас, но плохо воспринимает информацию. Ему сейчас не нужны уговоры и утешение. Если вы хотите, чтобы он что-то сделал, говорите в форме указаний. Четко, но не грубо: «Выпей воды». В формулировках избегайте частицы «не». Например, вместо «Не трясись» скажите: «Успокойся. Дыши вместе со мной».
- Чтобы вывести человека из шока, скажите то, что вызовет в нем эмоции. Если пострадавший дал эмоциональный отклик, например, заплакал, значит, начал отходить от шока. Будьте готовы к типичным для этой фазы реакциям — истерика, крики, агрессия.
- Будьте сдержаны и установите физический контакт — коснитесь рукой плеча или колена пострадавшего, возьмите его за руку. Или положите его руку себе на запястье. Так пострадавший почувствует себя в безопасности, успокоится и позволит переживаниям выйти.
- Помогите человеку выпустить боль и поддержите словами: «Я чувствую, что тебе очень страшно», «Мне кажется, я понимаю, что ты чувствуешь». Не заваливайте пострадавшего вопросами или советами — просто слушайте. Сейчас важно, чтобы он не закрылся и все эмоции вышли.
- Если человек плачет, позволяйте плакать, но давайте контакт с телом и «заземление» — попросите поставить стопы на пол, дышать, можно попросить разрешения положить ладонь на загривок (7 шейный позвонок). Обычно это помогает плакать.
Пострадавший в истерике. Уединитесь с пострадавшим — отведите его в безопасное место или попросите окружающих отойти. Сделайте что-то неожиданное, возможно, шокирующее в контексте ситуации. Например, громко засмейтесь или начните танцевать. Ваша задача — заставить человека обратить на вас внимание, удивить.
После истерики обеспечьте пострадавшему покой. Позаботьтесь, чтобы он поел и попил. Уложите спать.
Пострадавший проявляет агрессию. Если только на словах, не останавливайте. Пусть человек кричит, оскорбляет, угрожает. Помните, что это не относится к вам — это реакция на ситуацию. Постепенно напряжение ослабнет и пострадавший успокоится.
Если агрессия выражается в действиях, направьте ее в безопасное русло. Попросите человека помочь вам физически или предложите ему что-то разбить. Главное — не блокировать агрессию, потому что в подавленном виде она трансформируется в соматические проблемы или аутоагрессию. Тогда пострадавший может причинить вред себе.
Пострадавший дрожит. Усильте дрожь. Помните, что это не реакция на холод, а ответ на стресс и напряжение. Оно выходит через тело. И если вы усилите дрожь, напряжение выйдет быстрее. Поэтому возьмите человека за плечи и активно потрясите в течение 3 минут.
Важно: объясните, зачем вы это делаете. Скажите: «Это поможет тебе успокоиться. Через дрожь выходит напряжение. Так оно выйдет быстрее. Я знаю, что делаю, и не хочу навредить тебе». Это нужно для того, чтобы человек не увидел в вас агрессора.
Не согревайте пострадавшего одеялом и не прижимайте к себе. Не пытайтесь силой унять дрожь, например, взяв его руки в свои и удерживая их. Это усугубит его состояние.
Другие участники ЧС
Здесь нужны два вида помощи — информационная и психологическая. Организуйте на месте ЧС пункт, где волонтеры, медики и другие участники могут получить памятки, брошюры и прочую полезную информацию о действиях в ЧС. Позаботьтесь о запасах еды и воды. И важно, чтобы каждый добровольный участник тоже мог получить психологическую помощь, выговориться.