• Главная
  • Блог
  • От искусства к исцелению: как арт-терапия стала мостиком между творчеством и помощью людям

От искусства к исцелению: как арт-терапия стала мостиком между творчеством и помощью людям

Сохранить, чтобы прочитать позже

Анне всегда были близки искусство, культура и желание помогать людям. В арт-терапии она наконец-то собрала всё это воедино. В беседе Анна откровенно делится историей своего пути: как через личные обстоятельства, долгие поиски себя и любовь к искусству она шаг за шагом пришла к профессии психолога.

Краткая справка

Анна Шапочкина
практический психолог, арт-терапевт, участница Комьюнити Института прикладной психологии

Интересный факт: Анна ведет книжный клуб и киноклуб для слушателей и выпускников Института. Она считает, что обсуждение книг и фильмов — это мягкий, но очень глубокий способ для людей взглянуть на себя по-новому, лучше понять свои чувства и получить поддержку в кругу единомышленников.

 

Цель, с которой пришла учиться: Структурировать разрозненные знания в психологии и научиться помогать себе и другим с помощью искусства

 

Программа профессиональной переподготовки: «Практический психолог и арт-терапевт — обучение с нуля»

Читайте в статье:

Начало: мотивация и выбор

— Анна, расскажите, пожалуйста, немного о себе

— Меня зовут Анна Шапочкина, мне 37 лет, живу в Москве. Уже больше года я работаю психологом и арт-терапевтом. После окончания учебы я довольно быстро начала вести занятия — сначала предложила свою программу Московскому музею современного искусства и они согласились. Потом собрала онлайн-группу для детей по развитию эмоционального интеллекта. Сейчас работаю с клиентами индивидуально.

— Как вы пришли в психологию? 

— Все началось с искусства. Так получилось, что я получила много образований, и все они в сфере искусства: начала с учебы на художника-мультипликатора, потом училась на компьютерной графике, работала в рамках этой специальности на ТВ режиссером монтажа. Параллельно отучилась на искусствоведа, потом на культуролога. 

А интерес к психологии возник еще во время учебы в магистратуре — я изучала тексты, которые считаются у психологов базовыми, и поняла: и культурология, и психология ищут одну и ту же грань между природой и культурой. Только культурология остается по одну сторону, а психология вбирает в себя обе. Наверное, эти мысли и подвели меня к следующему шагу.

Моя дорога в психологию началась не с учебников, а с красок и фильмов.
Анна Шапочкина

Но по-настоящему подтолкнул меня личный опыт. Я вдова и мама детей с особенностями психического развития, поэтому приходилось читать много литературы по психологии и психиатрии. Информации было так много, что в систему она никак не складывалась. Я решила: лучший способ все структурировать — пройти полноценное обучение. Что я и сделала.

Конечно, я не могу стать психологом своим детям, но зато теперь хорошо понимаю, что с ними происходит и могу им помочь, а еще могу корректировать собственное поведение.

— На какой программе вы учились?

— Я училась на программе «Арт-терапия в работе практического психолога» — длительная переподготовка, дающая психологическую базу и арт-терапию как метод. Параллельно и после проходила дополнительные курсы: по работе с эмоциями, установками, сложными случаями, арт-методам в гештальт-подходе. Сейчас учусь работать с МАК-картами. Еще прошла программу по эмоционально-фокусированной терапии в другом институте — это метод для работы с парами и семьями. Помогают мне аналитический склад ума и творческое начало.

Еще когда я писала диссертацию про наивность в творчестве профессиональных художников, я постоянно думала: искусство ведь не только про профессию и конечный результат, а про поиск ответов на жизненные вопросы. Мне было интересно понять, как это работает. 

И теперь, получив образование в этой области, я знаю — работает прекрасно. Арт-терапия задействует все: тело, чувства, мысли. Для меня это один из самых действенных и бережных методов, поэтому свою личную терапию я прохожу именно в нем.

Арт-терапия как будто замкнула круг всех моих специальностей вокруг искусства.
Анна Шапочкина

Во время обучения меня особенно вдохновляла Натали Роджерс — дочь Карла Роджерса и одна из основательниц метода. А сам Роджерс вместе с Боулби — те самые авторы, на чьих идеях строится эмоционально-фокусированная терапия. Все у меня словно выстроилось в цепочку: от внутреннего согласия с идеей — к методу, через который я могу помогать другим.

ваша выгода 11 500 ₽ до 22.10.2025
Профессиональная переподготовка
Помогайте клиентам с помощью искусства

Изучите эффективные арт-терапевтические техники

— Были ли страхи, когда начинали учиться?

— Большого количества страхов не было, потому что целей было несколько. Одна — структурировать знания и получить фундамент для дальнейшего роста. Другая — про работу и заработок. Если разделять образование и профессию, часть ожиданий оправдывается сразу, другая — со временем.

Если бы я могла вернуться в прошлое уже со своими знаниями, я пошла бы в магистратуру за дипломом — сейчас уже не сомневаюсь, что хватит сил, времени и способностей. Но для этого мне нужен был опыт, который я получила. Поэтому, считаю, что выбрала единственный правильный вариант. 

— Как отреагировали близкие на ваше решение пойти учиться на психолога?

— Честно говоря, я ни у кого разрешения не спрашивала. А когда знаний становилось все больше, близкие сами стали приходить с вопросами.

Путь: учеба и самоорганизация

Анна Шапочкина

— Почему выбрали именно наш Институт? Как принимали это решение?

— Я выбирала по нескольким критериям, и мне было важно, чтобы они все совпали. Первое — качество учебных материалов. Я уже проходила переподготовку у партнера Института и знала, что в программах дают хороший материал для чтения, есть тесты, задания, вебинары, и что немаловажно — обратная связь от преподавателей. 

Во-вторых, дистанционный формат — для меня это было принципиально. Учеба должна вписываться в ритм жизни, особенно когда работаешь и воспитываешь детей.

В-третьих, цена. Программа стоила разумных денег, и я могла оплатить обучение сразу, без рассрочки.

Была еще одна причина, может показаться надуманной, но для меня она важная — нормальное название. Без игры слов и коммерческого оттенка: просто, понятно, по делу. Ну, и главное — здесь была арт-терапия. Другие места, где можно было получить эту специализацию, хотя бы одному критерию не соответствовали.

— Оправдались ли ожидания? 

— Полностью оправдались. Не хватало только каникул.

— Дистанционное обучение требует большой самодисциплины, поэтому многие боятся онлайн-формата. Расскажите, пожалуйста, что вам помогало самоорганизоваться?

Для эффективного онлайн-обучения действительно нужна самодисциплина — просто так диплом не дадут. Я поняла, что, когда программа длинная, нужно сделать учебу частью жизни. Я знала, сколько часов в неделю могу выделить на обучение, и старалась придерживаться этого графика. Иногда из него выпадала, конечно, например, на время отпуска, но потом спокойно возвращалась и догоняла.

Кроме того, в самом Институте дисциплинируют и не дают расслабиться. Мне очень помогло мобильное приложение — удобно, что можно зайти в личный кабинет откуда угодно. Единственное — из него нельзя было подключиться к консультациям, приходилось выходить в браузер.

— Что запомнилось больше всего за время учебы?

— Практическая работа. Я писала программу тренинга, и это оказалось гораздо сложнее, чем думала. Пришлось много читать, анализировать, продумывать структуру. Тогда это казалось настоящим испытанием, но потом именно эта программа легла в основу моих первых занятий по арт-терапии в Московском музее современного искусства. Так что это был мой первый настоящий профессиональный опыт.

— Изменилось ли ваше представление о профессии психолога?

— Представление о профессии у меня было — я сама была клиентом до поступления — и оно не поменялось. А вот понимание важности метода трансформировалось полностью. 

Сейчас я знаю: психолог без метода понимает, как все устроено, но вряд ли может реально помочь.
Анна Шапочкина

Метод — это теория проблемы и конкретная методика ее решения. Психотерапия про трансформацию: анализ проблемы и синтез решения.

Результат: профессия и личная трансформация

Анна Шапочкина

— Расскажите о вашей работе сейчас. Чем занимаетесь как психолог?

— Вскоре после окончания Института я написала программу арт-терапевтических занятий на пять встреч и предложила ее Московскому музею современного искусства. Они согласились сотрудничать, и прошлой осенью я очно провела эти занятия. Потом собрала онлайн-группу для детей по развитию эмоционального интеллекта. Также веду индивидуальные сессии с клиентами в арт-терапевтическом подходе.

Уже почти год веду книжный клуб и киноклуб в комьюнити своего Института — это тоже формат арт-терапии, но более просветительский. Сейчас хочу их трансформировать — любая инициатива требует обновления, иначе мотивация падает.

С получения диплома психолога прошло чуть больше года, и я могу похвастаться, что психология действительно принесла мне заработок. 
Анна Шапочкина

Хотя, пока это не та стабильность, которая позволяет уйти с наемной работы, но я точно знаю: могу зарабатывать как психолог, знаю, как вести сессию, как помочь клиенту. Сейчас планирую получить документы для выхода на агрегаторы и расширить практику — это план на ближайший год.

— Какие изменения произошли в вашей жизни после обучения?

— Прежде всего — прогресс в личной жизни. Обучение психологии решает множество проблем, потому что все изученное ты примеряешь на себя. У меня улучшились отношения в семье, ушли нереалистичные ожидания. Я выбрала метод, в котором мне комфортно работать над собой, поняла, в каком подходе хочу работать с семейными конфликтами. И главное — все проблемы из катастрофы превратились в задачи. Перестроилась буквально вся жизнь. 

А поскольку я работаю через искусство, для меня теперь терапевтичны каждая книга, картина и фильм. Я живу с большей благодарностью — кажется, что всюду лучики поддержки.
Анна Шапочкина

— Какие планы на будущее? Как видите свое развитие в профессии?

— Я прохожу длительную супервизию и планирую осваивать новые методы. Все люди индивидуальны, хорошо иметь в арсенале несколько инструментов. Думаю, со временем я дополню образование, а база клиентов расширится. Основа есть, дальше можно развиваться бесконечно.

Моя миссия — оказывать помощь тем, кому она нужна и кто готов за ней обратиться. И доносить, что получение помощи возможно, проблемы решаемы, выход есть. 
Анна Шапочкина

Самое лучшее в профессии — возможность оказаться рядом с человеком в нужный момент и дать поддержку и инструменты, чтобы справляться дальше. Классно, что есть психологи, и никто не останется один.

Послесловие: о сомнениях и времени

— Что посоветуете тем, кто сомневается, начинать ли учиться?

— Всему свое время. Если есть сомнения и есть желание, может, стоит дать ему вызреть — просто наблюдать, пока оно не станет намерением. Психолог — профессия, в которую прийти никогда не поздно.

— Что бы хотели добавить в завершение?

— Образование — длинный путь, в котором важны все шаги. А у психологов оно включает работу над собственной психикой, так что важен каждый шаг в жизни: каждый контакт, встреча, действие.

Уметь замечать и быть благодарным, уметь принимать и отпускать, не жалеть о прошлом, а просто жить сейчас и смотреть в будущее — это то, чему мы учимся постоянно.
Анна Шапочкина

У меня впереди еще длинная образовательная траектория, но ни от одного шага, который уже сделан, отказаться нельзя.

Возникли вопросы
Оставьте свои контакты, и мы вам перезвоним
Подтвердите Ваше согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных
Подтвердите Ваше согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных
Узнайте больше об обучении
Заполните форму и получите консультацию специалиста института
Специалисты по организации приема
1
Анна Павлова
Специалист
3
Юлия Завьялова
Специалист
2
Юлия Андреева
Специалист
Подтвердите Ваше согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных
Подтвердите Ваше согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политикe