Первый поход к психологу оказался для Ляйсан травмирующим. После этого она решила сама профессионально изучить психологию. В интервью Ляйсан рассказала о признаках некомпетентного психолога, о балансе цены и качества и о том, почему важно знать техники психологической самопомощи.
Ляйсан Шайхутдинова — старший менеджер детского развлекательного комплекса, коуч, практический психолог, участник проекта по эко-туризму, вокалист
Интересный факт: получила образование психолога после 17 лет работы в нефтегазовой отрасли
Цель, с которой пришла учиться: научиться оказывать психологическую помощь себе и другим, получить глубокие и полноценные знания о психологии
Курс профпереподготовки : «Практическая психология и коучинг: современные подходы к работе с клиентами»
Читайте в статье:
Как вычислить некомпетентного психолога
— Ляйсан, расскажите, в какой сфере вы работаете? Она как-то связана с психологией?
— Напрямую — нет. Я 17 лет работаю в инженерной должности на нефтегазодобывающем предприятии. Мое детство пришлось на 90-е годы, а родители, будучи поколением бэби-бумеров, мало задумывались о предрасположенностях ребенка: лишь бы было образование и стабильная работа. Поэтому выбор был очевидным и общепринятым: я пошла в нефтегазовую отрасль и устроилась на главное предприятие родного города, надежное и прибыльное.
Но меня всегда тянуло к общению и творчеству. Сначала я присоединилась к молодежному сообществу, а позже стала председателем такой организации на моем предприятии. Это была отдельная жизнь со своими задачами, целями, успехами и поражениями. В таком сообществе важно доверительное общение — нужно вовремя заметить талантливых, инициативных ребят и привлечь их к общественной, научной, молодежной деятельности предприятия. Так мы улучшали наше предприятие и укрепляли дружеское сообщество. Со временем я заметила, что люди часто обращаются ко мне за помощью в каких-то жизненных вопросах. Тогда я впервые и заинтересовалась психологией.
— Значит, ваше увлечение социальным активизмом выросло в желание стать психологом?
— И да, и нет. Я долго находилась на этапе любителя — читала тематическую литературу, что-то смотрела. А потом и сама решила пойти к психологу. Поняла, что в моей жизни есть детские травмы, которые мешают развиваться и строить отношения с людьми. Обратилась к нескольким специалистам и столкнулась с тем, что не могу найти «своего» психолога.Особенно неудачной и даже травмирующей оказалась первая консультация. Во время сеанса меня погрузили в травму, а выхода их нее не предложили.
Никакой терапии не было — я просто расковыряла душевную рану и вышла от психолога разбитая. Мне стало хуже, и я даже задумалась — а есть ли от психологии хоть какая-то польза?
В этом процессе поиска и ошибок я осознала, что хочу сама получить качественное образование. Чтобы, во-первых, знать, как помочь себе самостоятельно, во-вторых, выбирать для терапии хороших психологов, а в третьих — научиться помогать другим людям на профессиональном уровне, без «вредных советов» и сомнительных теорий.
Вы столкнулись с ситуацией, которая может случиться с любым клиентом. Сейчас вы знаете, как отличить хорошего специалиста от плохого?
— Да. Бывает и так, что клиенту не нравится подход специалиста — это нормально. В таком случае нужно просто искать «своего» психолога. Но мой случай был опасен несоблюдением двух важных принципов Этического кодекса психолога: «благополучия клиента» (не навреди), и «информирования клиента о целях и результатах обследования».
Техника безопасности — важная и ответственная сторона работы, ведь неправильная диагностика или терапия могут повлечь за собой серьезные последствия.
Бережность предполагает аккуратное погружение в травму и непременный выход из нее в ресурсное состояние в рамках одного сеанса. А техника безопасности предписывает обсуждать с клиентом любые техники и манипуляции — человек обязан знать, что с ним будет происходить и какие чувства он может испытать в процессе. Для неподготовленного человека погружение в травму может стать слишком тяжелым.
Даже если клиент не столкнется с некомпетентностью, поиск психолога может затянуться. Я бы посоветовала обратить внимание на социальные сети, профессиональные сообщества, крупнейший психологический портал b17. Ознакомьтесь с личной историей специалиста, узнайте, с какими запросами и в каких техниках он работает. Сейчас у многих психологов доступна функция бесплатной диагностики: это прекрасный способ познакомиться и понять, ваш ли это специалист. А еще советую не обращать большое внимание на опыт. Как показывает практика, новичок с особым трепетом относится к каждому клиенту и работает «на качество», а не ради заработка.
Как совмещать частную практику, социальный проект и старую работу, не выгорая
— Вы дали полезные рекомендации для тех, кто хочет обратиться к психологу! Давайте вернемся к вашему обучению. Почему из всех направлений вы выбрали именно практическую психологию и коучинг?
— Мне интересна работа с будущим, целеполаганием, эффективностью. Хочется применять эти знания на предприятии, в организации мероприятий, в самокоучинге. Но вместе с тем я интересуюсь и практической психологией — она дает возможность взглянуть на задачи и вопросы более масштабно и комплексно. Программа в Институте отлично подошла под все мои запросы.
Получите базовые знания о практической психологии, коучинге и обучитесь техникам самопомощи
Практическая психология и коучинг: современные подходы к работе с клиентами
- официальный диплом о профпереподготовке
- дистанционный формат
- сопровождение куратора на протяжении всего обучения
Во время обучения я еще раз убедилась, что смешение коучинга и психологии дает самый эффективный результат. Это помогает избежать шаблонного подхода к клиенту. Я поняла, что можно следовать строгим сценариям, но это не всегда эффективно. Нужно идти за конкретным запросом, решать проблему не точечно, а комплексно, и ориентироваться на клиента. Например, кому-то подойдет длительная терапия, а кому-то достаточно пары сеансов. Но чтобы быть гибким специалистом, нужно хорошо знать базу, уверенно ориентироваться в разных техниках и подходах. Институт дал мне фундаментальную базу знаний в удобном формате, помог изучить основы и проверить их на практике, принес важные профессиональные знакомства.
— Рада, что Институт помог вам ощутить почву под ногами на новом профессиональном поле. Расскажите, как вы применяете полученные знания? Сталкивались ли с какими-то сложностями?
— Сейчас я меняю профессиональную деятельность: ухожу в сферу услуг управленцем. Меня ждет работа с клиентами, контрагентами и организация качественной работы персонала. Уверена, что в этой сфере знания коуча не раз мне пригодятся. Параллельно занимаюсь развитием в новой профессии. Открыла частную практику и провела несколько коуч-сессий. Сначала возникали проблемы с ценой на услуги. На этот счет все дают разные советы, но как сделать стоимость комфортной в моем случае?
Я решила эту задачу так: заранее просила клиента оставить отзыв на мою работу, а также оплатить ее по принципу «донейшн» (оставить оплату по желанию, в любом размере). У всех разное представление о том, сколько должна стоить коуч-сессия, поэтому отзыв помогал оценить уровень работы, не опираясь только на отданную сумму. С другой стороны, у всех разные финансовые возможности, поэтому система донатов позволила понять комфортную цену и для клиента, и для меня. Сейчас я беру за консультацию от 1 000 рублей.
Но частная практика — не единственное, чем я занимаюсь. Вместе с коллегами мы организовали в городе социальный просветительский проект для людей, которым недоступна психологическая помощь. В нем я выступила спикером по самокоучингу: рассказывала о техниках, которые можно применять, не обращаясь к специалисту. Например, о постановке целей, поиске мотивации, снятии напряжения и других.
Чем полезна самопомощь и почему о ней нужно рассказывать
— Вы занимаетесь полезным и важным просветительским делом. Планируете ли дальше идти в этом направлении?
— Да. Я уверена, что навык самопомощи может пригодиться в любой ситуации — когда у вас недостаточно финансов или времени для похода к специалисту, когда вы не можете найти психолога или просто не готовы обращаться за помощью.
Самодиагностика и знание простых техник помогает предупредить многие проблемы и вовремя принять меры для их решения.
Я планирую развивать и частную практику. Но главное, чего мне хотелось бы добиться — найти идеальный баланс между коучингом и психологией, разработать свой эффективный подход и достигать результата как можно быстрее.
У вас отличные планы на будущее! В заключение расскажите о своих изменениях — ведь вы пришли в психологию не только за профессиональным, но и за личностным ростом.
— Я сильно изменилась: отпустила много комплексов и неверных жизненных установок. Это началось еще во время учебы — ведь человек меняется, когда попадает в другое окружение. Например, я перестала давать непрошеные советы и научилась отстаивать личные границы. А знание психологии помогло отделять общий негатив от личного отношения и не принимать чужие эмоции на свой счет. Теперь я знаю, что гнев и другие чувства — это естественный для человека способ справиться со стрессом. Это приблизило меня к пониманию людей, помогло выстраивать крепкие доверительные отношения.
— Согласна с вами. Ляйсан, спасибо за интересный разговор. Желаю вам удачи и больших успехов!
Окончили наши курсы и готовы рассказать свою историю? Пишите нам по адресу ask@psy.edu.ru