Иногда тяжелое событие — не конец, а начало новой жизни. Как справиться с разводом и осуждением, начать все с нуля, вернуться к мечте детства и стать успешным психологом, рассказывает наша героиня Яна.
Яна Тимофеева — психолог-консультант
Интересный факт: пришла к психологии после сложного развода и личностного кризиса
Цель, с которой пришла учиться: сменить профессию на психолога, помогать людям отстаивать свои границы, принимать себя и повышать самооценку
Курс проф.переподготовки : «Консультативная психология: эффективные стратегии практической психологической помощи»
Читайте в статье:
Как справиться с разводом, страхами и осуждением
— Яна, кем вы работали до того, как стали психологом?
— Я сменила много сфер и должностей. Работала продавцом-консультантом в магазинах одежды и обуви, в аптеке, менеджером по работе с клиентами и офис-менеджером, помощником руководителя и юриста, логистом… и это еще не полный список. Долго находилась в постоянном поиске — работа быстро надоедала, я уставала от склок и интриг в коллективе.
При этом я всегда знала, что хочу работать с людьми, помогать им. В детстве задумывалась о том, чтобы стать психологом, но отговорила мама: она тревожилась, что в этой эмоционально сложной работе повышенная эмпатия обернется против меня. Поэтому мои поиски призвания затянулись.
— А в какой момент все изменилось, и вы снова заинтересовались психологией?
— Наверное, у многих психологов карьера начинается с какого-то сложного события в жизни. У меня таким поворотным моментом стал развод. Я долго подвергалась нападкам со стороны родителей мужа, не получая от него поддержки. На нервной почве у меня развилось заболевание щитовидной железы, я похудела до критических показателей. Гуляла с ребенком, держась за коляску, чтобы не упасть. Тогда я окончательно решила — пора разводиться.
Осталась одна с 6-месячным малышом на руках, в маленьком приморском городе. Поняла, что жизнь нужно кардинально менять — оставила ребенка родителям и уехала в Санкт-Петербург искать работу. До того, как окончательно переехать вместе с малышом, какое-то время жила на два города. Из-за этого окружающие осуждали меня: мол, бросила ребенка и налаживаю свою жизнь.
Это был сложный период, но именно тогда я нашла в себе силы на кардинальные изменения, погрузилась в самоанализ и вспомнила давнюю любовь к психологии.
Я поняла, что хочу сменить профессию, чтобы помогать другим, как всегда мечтала. У меня появился внушительный жизненный опыт, я прошла через большие сложности и теперь хорошо знаю, как тяжело стоять на своем, когда со всех сторон — одно осуждение и давление.
— Рада, что вы преодолели все сложности и настояли на своих интересах, когда это было необходимо! Когда решили сменить профессию, не было страшно снова идти на глобальные перемены?
— Нет, потому что я погружалась в тему постепенно и аккуратно. Все началось с небольших курсов и тренингов. Потом я начала изучать учебные заведения и программы. Тогда и нашла Институт. Убедилась, что образование не стоит каких-то космических денег, а у меня есть достаточная финансовая подушка. Так я выбрала курс по Консультативной психологии.
Подводные камни практики: чем опасны эмпатия и перфекционизм?
— Насколько интенсивной и сложной была учеба? Как совмещали ее с работой и семьей?
— У меня с самого начала не было сомнений, что я справлюсь. Помогало сильное желание научиться, добиться цели. В процессе оказалось, что на учебу уходит не так уж много времени.
Если каждый вечер уделять учебе по часу, то один модуль можно пройти за две недели.
Кроме того, всегда есть возможность прослушать лекцию в записи, почитать дополнительные материалы. Если я все же уставала, то откладывала учебу на неделю-две. У меня неплохо развито чувство времени, поэтому сразу было понятно, сколько дней понадобится на освоение того или иного предмета. На этапе учебы страхов не было — они начались, когда мы приблизились к практике.
— Что вас пугало перед открытием частной практики? Что помогало справиться с этими страхами?
— Мне было страшно, что я никогда не практиковала. В голову лезли очевидные мысли: а вдруг я не найду что сказать, не смогу помочь человеку? В моем характере есть перфекционизм и гиперответственность, поэтому я боялась допустить ошибку. И только после первой консультации поняла, что прежде всего необходимо расслабиться и проявить внимание к своему клиенту. Большинство приходит к психологу, чтобы их выслушали и поняли, иногда глубинная работа на несколько сеансов даже не требуется.
А поверить в свои силы и начать практику мне помогла учебная супервизия с Людмилой Андроповой. Ее тактичные замечания и ободряющие слова вселили уверенность, что все получится. И сейчас у меня за спиной уже несколько удачных консультаций.
— Поздравляю с успешным началом практики! Расскажите, чем запомнился первый клиент?
— На Авито ко мне обратилась девушка. Пожаловалась на злость и раздражительность по отношению к маме. На консультации выяснилось, что у нее действительно много глубинной агрессии. Она сжимала кулаки, стучала по столу, ругалась — почему мама меня не любит, почему она так себя ведет? Но я заметила, что в ее движениях было больше защиты, чем нападения. Мне удалось расслабить ее, проработать некоторые моменты, после чего девушка написала хороший, добрый отзыв на мою работу. У нас был всего один сеанс, и я хотела бы предложить ей еще много полезных техник, но знаю, что это стало бы ошибкой: психолог не должен давать клиенту больше, чем тот может унести.
— Согласна с этим правилом: иногда клиент не готов к большому объему информации и осознаний. А сталкивались ли вы с какими-нибудь сложностями в начале практики?
— Порой мне было сложно отстраниться от чувств человека. Если поддамся и попаду в состояние клиента, то не смогу помочь ему. Правильная позиция — когда психолог стоит на берегу и подает руку утопающему в своих чувствах человеку. Но я много работаю над этим, одна и в супервизии, поэтому легко справляюсь с собой.
Другая сложность связана не со мной, а с клиентами. Бывает, что человек пишет мне по несколько раз на дню, постоянно уточняет, все ли в силе, а когда подходит время консультации, внезапно пропадает. Случается и такое, что люди просто опаздывают, не предупреждая и не выходя на связь. Поэтому я разработала правило: пишу клиенту через 5 минут после начала, и если через 15 минут он не выходит на связь, аннулирую консультацию.
Кроме того, первое время я не всегда знала, какую цену ставить на свои услуги, поэтому приходилось действовать опытным путем.
Зачем психологу ставить низкую цену на консультацию
— Расскажите подробнее о том, как вы ставили цены на свои услуги, какие выводы сделали в процессе?
— Сначала я «играла» ценами на Авито и смотрела, за какую сумму ко мне придет клиент. Первую консультацию провела за 400 рублей. Второй клиент пришел уже за 800 рублей. Сейчас стоимость моей консультации — 1 500 рублей. В процессе экспериментов с ценой я заметила, что многие психологи серьезно завышают ее: например, видела консультацию стоимостью 10 000 рублей. Я хорошо понимаю специалистов, которые через работу с клиентами строят собственный бизнес, но передо мной стоит другая задача — помочь как можно большему числу людей. Я знаю, что зачастую у человека, которому тяжело и плохо, просто нет денег на психолога и длительную терапию. И именно этот человек будет нуждаться в помощи больше других. Поэтому пока я не планирую повышать цены, хочу, чтобы мои услуги были доступны всем.
— У вас гуманный подход к работе — я думаю, что это ценное свойство для психолога. Яна, расскажите, как поменялась ваша жизнь с появлением психологии и в каком направлении вы собираетесь расти как специалист?
— Психология помогла мне проработать старые проблемы и комплексы, стать увереннее и спокойнее. Я начала понимать тревоги других людей и даже негативные поступки теперь воспринимаю иначе. Но не стану терпеть нарушение личных границ и неуважение. Личная проработка, конечно, сказывается и на качестве моей помощи другим.
Как специалист я поняла, что психолог не должен быть категоричным и излишне упрямым.
Нужно идти за клиентом и слышать его потребности, грамотно сочетая их со своими навыками. Я стремлюсь к этому балансу эмпатии и наставничества.
Сейчас я расширяю практику и собираюсь дальше учиться: мне интересна работа с установками, самооценкой, волнуют женские проблемы с принятием себя, с сепарацией от мнения окружающих. Во многом это именно те вопросы, с которыми я сталкивалась в жизни. Еще я пишу терапевтические сказки и стихи, хочу использовать их в практике и помогать людям с помощью творчества.
— Верю, что ваша помощь станет незаменимой еще для многих людей! Яна, спасибо за интересный и глубокий разговор.