Светлана Леонова — практикующий аналитический психолог и психолог-сексолог. Она пришла в психологию из другой сферы, но сразу поняла, что нашла свое призвание в помощи людям и преподавании. В интервью Светлана рассказала, как не бояться сложных тем и интимных запросов, открыть частную практику и определиться с ценой на свои услуги.
Читайте в статье:
- О клинической и аналитической психологии — кому подходят эти направления и как их сочетать
- Как работать с клиентом, если вы сексолог
- Как начать частную практику и работать без выгорания
О клинической и аналитической психологии — кому подходят эти направления и как их сочетать
— Светлана, расскажите, что привело вас в психологию?
— Заканчивая школу с золотой медалью, я не знала, чем хочу заниматься. Многое получалось хорошо, а о настоящем призвании я пока не догадывалась. Поэтому поступила на управление персоналом в гостиничном, ресторанном и туристическом бизнесе.
На первом курсе начала увлекаться научно-популярной литературой и все больше понимала, что тянусь к психологии. Это было заметно и со стороны: во мне часто видели человека, с которым можно выговориться, поделиться сокровенным. Так что, пройдя тернистый путь к своему призванию, я все-таки стала психологом и теперь получаю огромное удовольствие от самореализации. Сейчас моя профессиональная сфера делится на две составляющие: частная практика в кабинете и преподавание в Институте прикладной психологии.
— Расскажите о своей специализации клинического психолога. Чем она интересна и уникальна?
— Клинический психолог — это отечественное изобретение, такой специалист существует только на территории СНГ. Он находится где-то между психологом и психиатром-психотерапевтом. Главное преимущество и основная задача клинического психолога — диагностика. Именно он определяет, с кем будет работать пациент: нужен здесь психиатр или достаточно терапии у психолога.
Я пошла в клиническую психологию именно за сильной диагностикой, медицинской базой и широким спектром знаний. Эта специализация сильно расширила круг моих возможностей. Теперь я могу легко определять, какой клиент ко мне приходит, корректировать нашу работу. Например, человек обратился с проблемой частых панических атак. Он находится в острой стадии, ему сложно дается терапия — здесь нет смысла усугублять ситуацию. Поэтому я могу направить такого клиента к психиатру, который пропишет антидепрессанты или другие препараты. Когда состояние выровняется, мы начнем спокойно и продуктивно работать.
— Согласна, у клинического психолога есть важное преимущество. Но это не единственная ваша специализация — вы также работаете в качестве аналитического психолога. Расскажите подробнее об этом направлении.
— Аналитическая психология — это про внутреннее психотерапевтическое «вероисповедание». Когда начинающий психолог выбирает подход и направление, в котором будет работать, он ориентируется не только на интерес, но и на свое мироощущение. Аналитическая психология подойдет тем, кто, как и я, верит в бессознательное, кто хочет идти вглубь проблемы, работать с «фундаментом».
Как правило, работа с аналитическим психологом протекает дольше и сложнее, но эффективнее, потому что решает проблему комплексно. Например, клиент пришел с проблемой конфликтов с начальством. Если он работает с аналитическим психологом, то решится не только эта, но и другие возможные вопросы, связанные с семьей, партнером или детьми. Мы на корню устраняем проблему, которая в будущем могла бы просто принять иные формы и вернуться к клиенту.
Как работать с клиентом, если вы сексолог
— Светлана, на каких запросах вы специализируетесь? Почему выбрали именно их?
— Я работаю с сексологическими проблемами и расстройствами пищевого поведения. Может показаться, что эти темы никак не связаны, но как аналитический психолог я понимаю — и то, и другое относится к вопросу о детских травмах, отношениях с родителями, взрослении. К примеру, девочка отказывается есть и взрослеть, подсознательно опасаясь, что станет похожа на мать, с которой у нее плохие отношения. Отношения с матерью влияют и на формирование сексуальности. Также именно в семье ребенок получает свои первые представления о сексуальной жизни — а значит, вместе с ними могут сформироваться неверные установки и зачатки будущих проблем.
Если подробнее, то в сексологию я пришла как в интересную мне сферу, где есть широкий фронт проблем и наблюдается нехватка специалистов. Клиентов с такими проблемами, особенно в связи с плохо развитым сексуальным образованием, всегда достаточно. А специалистов, готовых говорить на интимные темы, — немного.
Сексолог не всегда решает какие-то сложные задачи: в половине случаев мы не копаем вглубь, а проводим секс-ликбез.
Многие проблемы, о которых говорят клиенты, просто не существуют. Например, распространенные мифы предписывают женщине ощущать то, на что она не способна чисто физиологически. Мы рассказываем об особенностях строения тела, поясняем, что организм индивидуален — и то, что есть у одних, никогда не появится у других. Получая информацию о себе, клиент знает, с чем работать, и находит свой собственный путь к удовлетворению сексуальных потребностей.
Если в сексологию я пришла по интересу, то в тему расстройств пищевого поведения (РПП) привела работа. Я сотрудничаю с НКО, где ведется просветительская деятельность для родителей и подростков. Обнаружилось, что большая часть запросов связана именно с расстройствами пищевого поведения. Это большая и страшная проблема, которую усугубляет обилие ложной информации в интернете, популяризация анорексии среди подростков и несерьезное отношение к РПП. Для меня важно исследовать эту тему, помогать подросткам и их родителям.
— Вы работаете с актуальными и важными проблемами, для которых нужна особенная подготовка. Например, многих тревожит перспектива общения на интимные темы. Как сексологу создать доверительное пространство при работе с клиентом?
— Действительно, доверие к психологу важно всегда, но в сексологии эта потребность возрастает в разы. Тема секса табуирована, о ней непросто говорить — потому и сексологами становятся немногие. Нам мешают культурные запреты, предубеждения, стыд и личные границы. Ограничения есть даже в лексиконе — многие знают только об уменьшительно-ласкательных либо матерных названиях половых органов.
Поэтому психолог отходит здесь от привычного понимания работы с клиентом. Дистанцию необходимо сократить, нельзя общаться сверху-вниз — как родителю с ребенком. Кто сможет спокойно говорить на эту тему с мамой? Сексолог работает на одной горизонтали с клиентом, но, конечно, продолжает держать безопасную для обоих дистанцию. Снизить напряжение помогают шутки о себе, общение на отвлеченные темы (например, популярен вопрос «как вы добрались?»). Сексологу особенно важно быть принимающим и поддерживающим — глубокую аналитическую работу лучше оставить для других запросов.
Как начать частную практику и работать без выгорания
— Светлана, расскажите немного о частной практике. Как ее начать и к чему готовиться?
— Начало частной практики — болевая зона у большинства новичков. Этот вопрос наши слушатели задают мне чаще всего. В теории кажется, что все знаешь и умеешь, но вот когда тебе звонит первый клиент, от растерянности даже не понимаешь, что ему сказать.
Я предлагаю начать с подготовки. Вы можете разместить информацию о себе на сайтах-каталогах для психологов: b17, Псинавигатор.ру. Она будет визитной карточкой: клиент сможет посмотреть, где вы учились, с чем работаете. А что касается продвижения, хорошо работает сарафанное радио. Расскажите друзьям, коллегам, знакомым, что вы стали психологом и готовы принимать клиентов.
Заранее определитесь с местом встреч и форматом работы. Если хотите принимать в кабинете, можете пользоваться почасовой арендой в психологических центрах. Они вызывают у клиента доверие, удобны для него и для вас. Не обязательно арендовать кабинет заранее, если у вас нет полноценного потока клиентов. Когда вам позвонят, спросите о запросе, возьмите паузу и узнайте о свободных часах в кабинете. Также вы можете консультировать и дома, и онлайн. Главное здесь — ваше чувство безопасности, только тогда вы сможете эффективно работать.
—Это важный совет, спасибо! Еще одна болевая зона для начинающих психологов — вопрос цены. Как поставить стоимость на свои услуги и можно ли первое время работать бесплатно?
— Практиковать бесплатно нельзя. Психолог работает собой, своим личным эмоциональным и интеллектуальным ресурсом. Клиент не отдает энергию взамен, ведь он приходит к вам с проблемой. Поэтому единственное, чем он сможет восполнить ваш ресурс, — деньги.
Бесплатный труд просто лишит вас мотивации и приведет к выгоранию. А в психологии такое состояние вообще лишает вас возможности работать.
Если вам страшно и сложно помогать за деньги, установите минимальную оплату, которая покрыла бы ваши траты на консультацию. Туда может входить цена проезда, чашки кофе после встречи, супервизии. Также вы можете установить ценовой диапазон и предложить клиенту самому выбрать стоимость внутри него. В крайнем случае, предложите бесплатную консультацию в сокращенном формате, чтобы потратить на нее меньше ресурса, чем обычно.
Постепенно — особенно если работать с личным терапевтом — вы почувствуете свою ценность и сможете адекватно выстроить стоимость. Кстати, не забывайте, что вы можете варьировать цены для разных клиентов. Если человек готов и нуждается в терапии, но ограничен в средствах, нет ничего плохого в том, чтобы сделать ему скидку.
— Светлана, расскажите о вашем графике работы. Как вы выстраиваете его, чтобы не выгорать и быть эффективной?
— Я считаю, что четкого и, тем более, универсального графика у психолога быть не может. Как я уже говорила, мы работаем с помощью своего эмоционального ресурса, а на него могут повлиять разные жизненные события. Я всегда отслеживаю свое состояние и, исходя из него, планирую рабочую неделю. Количество клиентов, а также часы и время работы тоже индивидуальны и зависят от сил и способностей.
Единственное, что должно быть в жизни каждого психолога, — занятие, которое быстро восстанавливает ваш ресурс. Если вы еще не нашли его, то обязательно ищите. У меня таким занятием стало общение с животными — у меня 3 собаки и 2 кошки. Еще я люблю гулять по лесу, находиться в контакте с природой.
— Напоследок расскажите, пожалуйста: как психология изменила вас как личность? Вы сталкивались с профессиональной деформацией?
— Психология меняет человека глобально, и, конечно, накладывает отпечаток на его личность. Это меняет и отношения с близкими. Ведь семья — это система, и изменение одной составляющей влечет за собой трансформацию всей системы. С кем-то общение улучшается, становится более доверительным, а кто-то и вовсе уходит из вашей жизни.
Напоследок хочу предупредить: обучаясь психологии и проходя личную терапию, не торопитесь менять жизнь слишком резко. Пусть все изменения происходят плавно и органично — это поможет избежать ненужных расставаний и неверных шагов.
— Согласна с вами! Светлана, спасибо за интересный разговор! Желаю дальнейших успехов и развития в любимой профессии.