Главная / Блог / «Я поверила в себя, повысила цену и проработала недостатки»: опыт выпускницы нашей Мастерской

«Я поверила в себя, повысила цену и проработала недостатки»: опыт выпускницы нашей Мастерской

Время на чтение: 11 минут
|
13 декабря 2023
Получайте наши статьи в мессенджерах
Краткая справка

Анна Алёхова — психолог-практик

Соцсети: Телеграм

Интересный факт: пришла в психологию из сферы продаж

Цель, с которой пришла учиться: получить практические знания и справиться с неуверенностью во время консультаций

Программа: «Мастерская психологического консультирования»

Читайте в статье:

  • Как Мастерская компенсировала отсутствие опыта практикой
  • Как разрешить себе быть неидеальной и поднять цены на услуги
  • Стоит ли следовать за клиентом, если он не прав?

Как Мастерская компенсировала отсутствие опыта практикой

— Анна, вы пришли в психологию год назад. Расскажите, как это произошло? Что повлияло на ваше решение?

— До того, как стать психологом, я долго работала в продажах, но постоянно ловила себя на мысли, что хочу чего-то другого. Мне нравится общаться, но огромное количество звонков и постоянный стресс привели к выгоранию. После этого я решила, что должна сменить профессию и найти, наконец, место, которое будет приносить радость.

Моя мама психолог, поэтому я нередко задумывалась об этой профессии. Но тогда мне казалось, что психология — это сложно и долго, нужно обязательно получать второе высшее образование. Однако после пандемии большую популярность получило онлайн-образование. Я поняла, что могу пройти профпереподготовку и освоить новую профессию быстро и в удобном формате. Кроме того, меня поддержал муж: это придало уверенности.

Так в прошлом августе я начала учиться в Институте прикладной психологии на психолога-практика. А частную практику начала в феврале, еще до получения диплома.

— Здорово, что вы решились на изменения и получили поддержку от близкого человека. Теперь вы можете сказать, что нашли свое призвание?

— Да, я наконец-то чувствую себя на своем месте. Больше не задаюсь бесконечными вопросами о том, чего же хочу. Но этот путь был непростым, хоть и стоил конечной цели. В начале работы психологом я, как и многие новички, столкнулась с двумя сложностями.

Первая — поиск клиентов. К сожалению, специалист с небольшим опытом не может перешагнуть порог требований, которые предъявляют профессиональные площадки и агрегаторы. Из-за этого искать клиентов приходится самостоятельно. Эту трудность я решила с помощью социальных сетей. В моем случае лучше всего сработала реклама ВК, которую я размещала в психологических пабликах: именно оттуда пришли первые клиенты. Большинство из них те, кто никогда не был у психолога. Возможно поэтому им хотелось начать работу с начинающим специалистом с демократичной платой за услуги.

Вторая сложность связана с моими личными тревогами. Мне было волнительно работать с клиентами, даже несмотря на растущий опыт и знания.

Беспокоило, что я не могу отследить возможные ошибки, — не было практики со специалистом, который смог бы прямо указать на них. За решением этой проблемы я снова обратилась в Институт прикладной психологии и выбрала Мастерскую, которая ориентирована на практику, получение инструментов для работы с клиентами и усиление терапевтической позиции. Мне было важно пройти тренировку, которая сделала бы меня сильным и уверенным специалистом.

— Мастерская дала вам именно то, чего вы хотели? Как проходили ваши занятия?

— Программа дала мне даже больше, чем я планировала, — потому что преподаватель Виктория Пустыльникова не только вела лекции, но и раскрывала уникальную информацию из собственного профессионального опыта. На личном примере она показывала, как справляться с трудностями в частной практике. Например, что делать, если клиент приходит на сессии и молчит. Или старается «поймать» терапевта на ошибке, заставить его почувствовать неуверенность в своих словах и действиях. Информацию об этом почти не найти в книгах, а столкнуться с такими клиентами может каждый. Поэтому занятия в формате встреч с опытными коллегами помогают перенять опыт работы в нестандартных ситуациях и снизить тревогу.

Что касается занятий, то они проходили в два этапа. Сперва мы созванивались с преподавателем на 4-часовую лекцию. Это была не запись, а живой формат, на котором можно задать вопрос и получить обратную связь. Второй этап — работа над домашним заданием в паре или тройке. Эти задания почти всегда были ориентированы на практический опыт. Например, мы провели много полезных игровых консультаций, по очереди меняя роли психолога, клиента и наблюдателя. После чего обменивались выводами и впечатлениями. Такая работа в окружении начинающих коллег, в дружественной атмосфере и с искренней поддержкой действительно помогла мне по-другому посмотреть на свою практику. Каждый раз после занятия у меня как будто вырастали крылья. А когда я поверила в себя, то смогла решиться на несколько важных изменений. Например, подняла стоимость своей консультации.

Как разрешить себе быть неидеальной и поднять цены на услуги

— Анна, как вы решили поднять стоимость услуг?

— Моя первая цена — 1 000 рублей за консультацию. Это сумма, которую комфортно заплатить даже самому недоверчивому клиенту. Такой оплаты было недостаточно, чтобы окупить мои усилия, а мне казалось, что я знаю и умею слишком мало и не могу просить большего. Клиенты нередко говорили, что я хорошо работаю, но мне не хватало смелости поверить им.

Все изменилось во время занятий в Мастерской. На них я обнаружила, что почти всегда выбираю правильную стратегию общения с клиентом и веду себя профессионально. А доверительная обстановка и позитивная обратная связь от коллег дали понять, что клиенты действительно ценят мою работу, а значит, я могу смело поднимать цену. Так я научилась давать себе разрешения и говорить «да, так можно».

Я уже подняла цену до 1 500 рублей, а в декабре доведу стоимость до 2 000 рублей. Пока эти изменения касаются только новых клиентов. Но я планирую повысить оплату и для тех, кто ходит ко мне на длительную терапию. Предупрежу их заранее: объясню, что получила диплом и повысила квалификацию, поэтому не могу оставаться на прежней цене. Уверена, клиенты с пониманием отнесутся к моему решению.

— Дать себе разрешение повысить стоимость — большой шаг! Анна, а какие еще разрешения из серии «так тоже можно» вы открыли?

— Самым ярким стало умение сказать клиенту, что я чего-то не знаю. Когда преподаватель рассказала, что честно говорит об этом клиентам, я удивилась: разве клиент не подумает, что психолог некомпетентен в волнующем его вопросе?

Но на самом деле незнание каких-то деталей или узких терминов не делает меня плохим психологом. К тому же, всегда можно найти нужную информацию уже после консультации. Пробелы в знаниях даже хороши тем, что стимулируют нас постоянно учиться. Намного хуже — притвориться, что ты понимаешь проблему, и при этом действовать наугад. Признаюсь, в начале практики я порой так и делала, но это не помогало в решении запроса и давало лишь еще один повод для тревоги.

Теперь же я честно говорю клиенту, если слышу о чем-то впервые. И ни разу это не привело к конфликтам или насмешкам.

Напротив, моя открытость помогает клиенту довериться и раскрыться — а создание терапевтического альянса крайне важно для личной терапии. Еще мне помогает знание своих сильных и слабых сторон, о которых я тоже узнала в Мастерской.

Стоит ли следовать за клиентом, если он не прав?

— О каких своих сильных и слабых сторонах вы узнали во время обучения?

— Пообщавшись с сокурсниками, я поняла, что моя сильная сторона заключается в эмпатии. Я мягкая и эмоционально гибкая, а потому готова следовать за клиентом, поддерживать его в любых состояниях.

Но эта же мягкость — моя главная слабость. Психологу важно не только уметь слушать и поддерживать клиента, но и, при необходимости, конфронтировать с ним. Иногда нужно вовремя обратить внимание человека на проблемы, мимо которых он обычно проходит. Для этого требуется твердость и устойчивость. Кроме того, навык грамотной конфронтации помогает преодолеть скептицизм и сопротивление.

Чтобы проработать этот навык, мы выполняли интересное упражнение: по очереди разыгрывали роль недовольного клиента и задавали агрессивные вопросы, например «да что вы вообще обо мне знаете?». Задача второго участника — этично ответить и мягко успокоить негативно настроенного человека. Эта проработка внутренней устойчивости отлично помогла мне во время работы со сложными клиентами, и я уверена, что пригодится еще не раз.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о сложных клиентах. С какими еще трудностями, помимо агрессии, может столкнуться психолог?

— У меня был случай, когда продолжать работу оказалось небезопасно. Это была клиентка, у которой наблюдались серьезные сложности с коммуникацией, — первые консультации мы проводили даже не в видео, а в текстовом формате. Работать в этом режиме лично мне было непросто: я не могу увидеть жесты и мимику, услышать интонации человека. Несмотря на это, я предположила, что клиентке потребуется психиатрическая помощь. Спустя время мои предположения подтвердились, но клиентка отказалась обращаться к специалисту.

Первое время я надеялась донести до нее необходимость обследования у психиатра. Когда это все же не помогло, я была вынуждена отказаться от дальнейшей работы. Это был сложный момент: мне было жаль, что я не смогла убедить клиентку в своих выводах, а с другой стороны — я понимала, что поступлю неэтично, если продолжу консультировать вне своей компетенции.

К сожалению, иногда случаются ситуации, в которых психолог может почувствовать вину, посчитать себя недостаточно убедительным. Но важно помнить, что только клиент принимает решения, и специалист не может «причинять» ему добро. В этом случае мне помогла супервизия: она как бы отделила меня от клиента и успокоила.

— Согласна, супервизия помогает трезво и со стороны посмотреть на профессиональную деятельность. Анна, напоследок поделитесь планами на будущее. Как вы планируете развивать частную практику?

— Сейчас я еще учусь — нахожусь на пороге получения диплома по практической психологии, а еще прохожу курс по когнитивно-поведенческой терапии. Было бы здорово совместить это направление с транзактным анализом, в котором я сейчас консультирую. Личный опыт показал, что мультимодальность позволяет точечно подбирать наиболее подходящие инструменты для каждого клиента. Конечно, это приводит к лучшим результатам.

Кроме того, в скором времени я планирую окончательно уйти со старой работы и полностью посвятить себя частной практике. Повышение цен поможет мне в осуществлении этой мечты.

— Верим, что у вас все получится! Анна, спасибо за интересный разговор. Желаем вам удачи!

Остались вопросы?
Задайте специалисту!

Отвечаем с пн.-вс. c 08:30 до 20:30 по Москве

Устинова
Ксения Игоревна

Старший специалист

Фролова
Екатерина Сергеевна

Специалист

Колтина
Екатерина Александровна

Специалист

Записаться или задать вопрос
Нажимая на кнопку, Вы даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политикe