Главная / Блог / «Я иду навстречу страхам, расту, но остаюсь собой»: интервью с практикующим психологом Настасьей Соломиной

«Я иду навстречу страхам, расту, но остаюсь собой»: интервью с практикующим психологом Настасьей Соломиной

Время на чтение: 13 минут
|
10 октября 2023
Получайте наши статьи в мессенджерах

Настасья Соломина — психолог и блогер с неиссякаемым желанием пробовать новое, не изменяя себе. Она преподаёт, ведёт частную практику, блог «Это нервное», а еще в соавторстве написала книгу «Хватит это терпеть: как найти психотерапевта и научиться работать с ним». Мы поговорили с Настасьей и узнали, как создать честный и настоящий блог, не бояться насыщенного графика и подготовиться к сложностям в частной практике.

Краткая справка

Настасья Соломина — практикующий психолог и блогер

Соцсети: Телеграм-канал

Интересный факт: до того, как стать психологом, мечтала о карьере писателя

Как найти свой путь в психологию

— Настасья, каким путем вы пришли в психологию? Мечтали об этой профессии с детства?

— Совсем нет, в детстве я мечтала стать писателем. Чтобы осуществить эту цель, пошла учиться на факультет журналистики, но уже через год разочаровалась в обучении. Решила отчислиться, но, чтобы не расстраивать семью, перевелась на факультет психологии — по совету родственников, которые там преподавали. И неожиданно втянулась.

Вскоре я поняла, что психология — мое призвание. Сейчас я даже не могу представить себе направление, которое подошло бы мне больше. В этой профессии я раскрываю максимум своего потенциала, в том числе и тягу к писательству — через свой блог.

— Ваш пример показывает, что найти призвание можно по воле случая — это ободряет и вдохновляет. А психологическое направление вы тоже выбрали неумышленно?

— Да, можно сказать, что модальность сама нашла меня. Изначально мой выбор пал на арт-терапию, потому что я люблю творчество: увлекаюсь рисованием и писательством. Но во время одной из практических отработок у меня случилась паническая атака. Конечно, во время учебного процесса преподаватели не должны мониторить состояние участников, но произошедшее сказалось на моем отношении к арт-терапии — она стала казаться мне небезопасной практикой.

После этого я захотела обратиться к чему-то более безопасному и исследованному. Таким подходом для меня стала когнитивно-поведенческая терапия. Она помогла мне справиться с паническими атаками и агорафобией, после чего я заинтересовалась научно обоснованными направлениями психотерапии. В итоге моей основной модальностью стала терапия принятия и ответственности. Со временем мне стало не хватать инструментов АСТ, КПТ и CFT, захотелось внедрять в работу инструменты, которые не только про "рацио". Поэтому я постепенно стала осваивать и использовать практики осознанности, работы с телом, и идеи из IFS. Теперь можно сказать, что мой подход стал интегративным.

Я не останавливаюсь на чем-то одном. И в этом, мне кажется, заключается секрет успеха и роста в психологии.

При поиске своей модальности начинающие специалисты попадают в ловушку ощущения, что этот выбор — навсегда. Да, для эффективной работы в любом направлении нужно какое-то время «повариться». Но не нужно ставить на себе клеймо: идите за интересом, своими ощущениями и смыслами, сверяйтесь с внутренним компасом. Стать хорошим специалистом можно только в том, что тебе искренне нравится, и если внутри что-то поменялось — это знак, что пора идти дальше.

— Отличный совет! А к чему еще, по вашему мнению, стоит готовиться начинающему психологу?

— У новичка обязательно возникнут сложности, этого не избежать. Помните, что по ту сторону опыта находятся ценные открытия, поэтому все трудности стоят того, чтобы через них пройти. Но чтобы этот путь дался легче, лучше знать о некоторых важных моментах.

  1. Может показаться странным, но часто именно в начале практики психологи сталкиваются с самыми трудными кейсами. Многие начинают с проектов по доступной помощи, стартуют со скромных цен или вообще принимают первых клиентов бесплатно. А к доступной помощи часто обращаются люди в сложных состояниях или обстоятельствах, в том числе влияющих на их способность обеспечивать себя. Например, когда клиент в тяжелой депрессии не способен ходить на работу. Поэтому он обратится туда, где ему смогут помочь бесплатно.
  2. Ещё один подводный камень на старте практики — запросы, которые находятся за пределами компетенций начинающего специалиста. Почти наверняка с вами случится ситуация, когда из-за простого запроса вдруг выйдет трудная клиническая проблема, требующая совсем другого профессионального уровня. С опытом вы научитесь распознавать таких клиентов. Главное здесь — обращаться за супервизией и уметь передавать коллегам клиентов, с которыми вы не знаете, как строить работу.
  3. Одна из самых распространенных сложностей для новичка — проекции. Некоторые клиенты будут вызывать эмоции и триггерить нерешенные проблемы. Это нормально и не делает вас плохим специалистом до тех пор, пока вы отслеживаете эти чувства и стараетесь с ними работать (например, на супервизии).

Настасья Соломина

Честность вместо продающих схем: как искренность помогает в ведении блога

— Настасья, вы активно ведете социальные сети. Расскажите, как вы решили публично рассказывать о себе и своем профессиональном опыте?

— Перед тем, как завести блог, я много писала и переводила книги по психологии. Однажды поняла, что хочу делиться накопленными знаниями, но при этом боюсь и стыжусь этого желания. Тогда я решила бороться со страхом с помощью метода экспозиции: пойти в страх, выдержать его и получить новый опыт. Как итог — страх либо не оправдывает себя, либо он сбывается, но вы преодолеваете последствия и становитесь сильнее. Для меня такой экспозицией и стал личный блог. Прежде всего он был вызовом самой себе и только потом стал площадкой для популяризации психологии.

Сейчас блог для меня — это реализация принципа «практикуй то, что проповедуешь», и каждым действием в нем я стараюсь этому следовать. Это сказывается и на моей частной практике: я заметила, что запросы клиентов меняются в зависимости от тем, которые я освещаю.

— Расскажите подробнее: на каких принципах строится ваш блог? Как вы отбираете темы для постов?

—  В первую очередь я стараюсь быть искренней и честной со своей аудиторией. Такой «живой» блог, как у меня, вряд ли станет супер-продающим. Но у него есть приятный побочный эффект: он помогает находить людей, с которыми мы разделяем ценности и представления о психотерапии. Находятся не только клиенты, но и коллеги, что круто работает в плане укрепления связей и нетворкинга.

Что касается подбора тем и системного подхода к блогингу, то я честно пробовала выстраивать контент-план и развиваться в контексте саморекламы и продаж. Даже обращалась к маркетологу, которая помогала разработать четкую структуру работы. Но мне не удаётся выстраивать работу с блогом по жёсткой схеме: например, мне нужно привлекать людей в бота по помощи в адаптации, а значит, я выдам 10 постов о проблемах эмиграции. Я не могу насильно выжимать из себя темы, которые мне не интересны — когда я через силу соблюдаю какие-то требования, творить становится сложнее, включается сопротивление и лень. В конце концов это может привести к выгоранию. Наши отношения с блогом более личные, и эмоционально он дает мне больше, чем забирает.

Но все-таки я стараюсь придерживаться гибкого планирования. Например, сейчас собираю пул тем, которые приходят в голову на консультациях. Психологи не имеют права рассказывать клиентские случаи по этическим соображениям, поэтому я рассказываю скорее о своих выводах, либо разбираю вымышленные примеры. Стараюсь обсуждать в блоге не абстрактные, а волнующие меня темы — так, чтобы они дополняли мою частную практику, помогали ее осмыслить. Например, недавно писала пост о том, что некоторые специалисты так боятся навредить клиенту, что из бережных становятся остерегающимися. Думаю, это важно — нащупать границу между аккуратностью и неуверенностью.

— Один из форматов контента в вашем блоге — совместные эфиры с другими психологами. По какому принципу вы выбираете коллег для сотрудничества? Смотрит ли длинные видео аудитория, привыкшая к формату коротких роликов?

— Недавно мы с коллегой увлеченно обсуждали различия в подходах к работе с «внутренними критиками». Я позвала её провести эфир, чтобы поразмышлять над этим могли не только мы. Так и рождаются идеи эфиров.

Такие эфиры с коллегами решают три задачи. Во-первых — интересно поговорить с классным специалистом. Во-вторых — донести до зрителей новую полезную информацию. В-третьих — дать моим подписчикам посмотреть, как я веду себя в живом общении, и сделать вывод, прийти ли ко мне на консультацию. Считаю, что со всеми пунктами этот формат отлично справляется.

Сейчас я следую тому же принципу: приглашаю к открытой беседе специалистов, с которыми интересно обсудить какую-то тему. Выбираю тех, кто глубоко разбирается в предмете разговора и может дать что-то новое и мне, и нашим зрителям. Здесь, как и во всем в блоге, я иду за интересом и внутренним откликом.

Что касается отклика аудитории, то, конечно, у коротких рилсов аудитория всегда будет больше, чем у часового эфира. С другой стороны, статистика показывает: многие досматривают до конца даже часовые эфиры.

Настасья Соломина

Как успевать все и расширять границы работоспособности

— Настасья, ощущаете ли вы конкуренцию как специалист и блогер? Кажется, психология сейчас очень востребованная.

— Да, психология востребована, но при этом спрос на психотерапию превышает предложение. Поэтому я не воспринимаю коллег как конкурентов. Разве что тех, кто делает что-то очень похожее на мои продукты (например, конкурентом стал бы человек, который тоже выпустит курс про ценности). Но психологическое поле так широко, что каждый может найти на нем свою нишу и клиентов.

Я считаю, что психологи-блогеры, напротив, приносят коллегам пользу. Ведь через свои странички мы занимаемся просветительской работой и рассказываем о важности терапии. Это привлекает в психологию все больше новых клиентов и расширяет рынок. Поэтому предлагаю рассматривать коллег не как конкурентов, которые забирают хлеб с вашего стола, а как тех, кто дает новые возможности для коллабораций и развития, для поиска клиентов и новых идей.

— Согласна с вами! Хочется еще поговорить о вашем графике. Помимо блога и консультаций вы также проводите вебинары и участвуете в других проектах. Как вы все успеваете?

— Как и многие, отвечу — никак. У меня много выступлений, не связанных с блогом и практикой, а еще я много сил отдаю разработке бота по психологической самопомощи. Этот проект увлек с головой и очень мне важен, но сейчас я ощущаю, что работаю на двух работах, за одну из которых мне не платят. Понимаю, что нахожусь на грани перегруза, но стараюсь быть бережной к себе: не забывать про выходные дни и свободные вечера.

С другой стороны, я уже знаю, что границы моих возможностей могут постепенно расширяться. В начале практики уже после двух консультаций я больше ничего не могла делать. Потом эта граница выросла до 4 сеансов, а спустя еще какое-то время я поняла, что спокойно выдерживаю нагрузку в 5-6 консультаций в день. Сейчас моя средняя работоспособность без выгорания — 15 сессий в неделю, плюс созвоны, редактура, работа над ботом и другие процессы. Это чтобы оставались силы и время на друзей, хобби и личную жизнь.

В таком деле как тайм-менеджмент важно исследовать свои возможности и границы. У всех у нас разный запас энергии. Поэтому не надо сравнивать себя с кем-то, кто работает и успевает больше. Лучше фокусироваться на том, как выстраивать свою терапевтическую позицию, отключаться от работы, качественно отдыхать.

Поэкспериментируйте с графиком и попробуйте заметить, в каких обстоятельствах у вас становится больше энергии? И старайтесь отслеживать причины вашей усталости — дело в работе или во внешних факторах? Это поможет корректировать нагрузку и избежать выгорания, а это болото, в которое лучше никогда не попадать.

— Важное замечание! И последний вопрос: что вам дает такое количество и разнообразие проектов? Какой общей цели они служат?

— Все эти проекты для меня про реализацию потенциала и проявление себя настоящей. Мне важна аутентичность и конгруэнтность, и я получаю это через то, что делаю. Также с помощью своей деятельности я узнаю себя и мир. И каждый раз поражаюсь пространству для дальнейших исследований.

Самореализация для меня — ответ на то, как я хочу жить. Да, приходится разгоняться до больших скоростей и много делать, но разнообразие деятельности расширяет жизненное пространство. А психология помогает мне расти и становиться лучше. Могу с уверенностью сказать, что многие мои личностные изменения произошли благодаря профессии — и я этому очень рада.

— Уверена, что вас ждет дальнейший рост, самореализация и новые горизонты в профессии. Настасья, спасибо за интервью! Мы желаем вам удачи.

Остались вопросы?
Задайте специалисту!

Отвечаем с пн.-вс. c 08:30 до 20:30 по Москве

Устинова
Ксения Игоревна

Старший специалист

Фролова
Екатерина Сергеевна

Специалист

Колтина
Екатерина Александровна

Специалист

Записаться или задать вопрос
Нажимая на кнопку, Вы даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политикe