Столкнувшись с неизвестной задачей, Алена не отказалась от клиента, а пошла изучать необходимые методики.
Алена Калимуллина — клинический психолог, преподаватель МГУПП и член Ассоциации КПП
Интересный факт: по первой профессии Алена учитель, но преподавать начала только после того, как стала психологом
Цель, с которой пришла на курс: расширить спектр услуг — начать работать с клиентами с ПТСР
Программа повышения квалификации: «Психологическая помощь при посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР): диагностика и основные подходы к психотерапии взрослых (ПТСР)»
Читайте в статье:
Как диагностировать у клиента ПТСР
— Алена, вы опытный клинический психолог, у вас наверняка есть специализация, в которой вы работаете много лет — почему решили освоить еще и ПТСР?
— На самом деле у меня очень разные клиенты. Знаю, что большинство психологов работают в узком направлении, но мне интереснее другой подход. Все годы практики я непрерывно повышаю свою квалификацию, у меня есть дипломы клинического и социального психолога. Кроме этого, прохожу курсы повышения квалификации, получаю дополнительное образование.
Мне трудно выбрать одно направление в консультировании. Если встречаю проблему, с которой мало знакома, то не отказываюсь от клиента, наоборот, это стимул освоить новый инструмент. Своего рода вызов. ПТСР — это как раз такой случай. Ко мне обращаются клиенты с проблемами, корни которых находятся в стрессовом расстройстве.
— Что именно вы заметили? Как проявляется ПТСР? Правда, что ему подвержены только военные, которые участвовали в боевых действиях?
— Сразу скажу, что последнее — это миф. Да, люди, пережившие войну, с большей долей вероятности могут получить ПТСР, но другие тоже не защищены от этого. У них просто разные источники стресса. В случае военных, речь, естественно, о боевых действиях, а в случае гражданских — это может быть любое серьезное потрясение. Например, акт насилия, болезнь близкого человека, развод родителей, агрессия со стороны одноклассников.
Расстройство проявляется в разных формах, лично я сталкивалась с паническими атаками, фобиями, повышенной агрессией, реже с ночными кошмарами. Человек, возможно, и не считал какую-то ситуацию травматической, но на консультации мы находим связь и понимаем, что, только «закрыв этот вопрос», человек сможет идти дальше.
Ранее, я была знакома с основами ПТСР, какие у него могут быть симптомы, но раньше не консультировала пациентов с этим диагнозом и, чтобы начать с ними работать, пошла учиться.
— Почему выбрали Институт психологии? Какие впечатления остались от обучения?
— Я искала серьезное учебное заведение, где можно заниматься по удобному графику. Это было для меня важно, потому что курс не должен мешать работе. Под такой запрос в интернете я нашла как раз ваш Институт. Прочитала отзывы, посмотрела, как проходит обучение, какие темы в программе — меня все устроило, и я купила курс по ПТСР.
Мне понравилась подача материала. Много разных форматов — видео, текст, аудио — на любой вкус. Какие-то дополнительные занятия, на которые не хватало времени, я просто слушала в машине. Главный показатель того, что учеба прошла хорошо — я уже консультирую клиентов с диагнозом ПТСР и наблюдаю положительную динамику.
В Московском государственном университете пищевых производств, где работает Алена
— Какие именно инструменты вы используете в практике?
— В случае травмы хорошие результаты дает когнитивно-поведенческая терапия. Мой любимый метод — это когнитивная репетиция. Я часто его использую. Например, у меня есть пациенты, которые пыталась совершить суицид, конечно, все они находятся на учете у психиатра, принимают антидепрессанты и другую поддерживающую медикаментозную терапию. И параллельно с этим мы работаем с их психологическими проблемами. Как раз с помощью когнитивной репетиции все они смогли отстраниться от ситуации, которая мучает, прочувствовать всю безысходность, которая преследует их, голоса, которые они могут в этот момент слышать. Потом мы разбираем варианты выхода: ищем ресурс, людей, которые могут поддержать и возможные варианты реагирования в момент наступления кризисной ситуации. ПТСР максимально эффективен для работы с моими клиентами.
Если говорить о том, чем я горжусь, уже после первой встречи человек с травмирующим опытом получает результат — а в моей практике такие случаи не редкость.
Из последнего могу привести в пример пациентку, которая в подростковом возрасте избежала насилия, ей чудом удалось вырваться. Но она не обсуждала эту тему ни с родителями, ни со специалистом, потому к 20 годам начались фобические расстройства, повысилась агрессия. Буквально за один сеанс с помощью когнитивной терапии мы выяснили, что фобии начались у нее из-за постоянного стресса — она боится выходить на улицу, особенно вечером — а ей приходится это делать перестала ездить в лифтах, появилась акрофобия (навязчивый страх высоты). Клиентка постоянно боялась, что с ней что-то произойдет. Параллельно ее мучило чувство вины за то, что, возможно, она сама спровоцировала нападение и не дала достойного отпора насильнику. Все это собиралось в большой комок, который начался именно с травмирующего опыта. И благодаря методикам с курса по ПТСР, мы с ней проработали эту тему уже на первой сессии. Из кабинета она вышла окрыленная. Сейчас мы продолжаем работу, но уже только для закрепления результата.
Хочу отметить, что далеко не каждый готов проработать свой травмирующий опыт за одну встречу, и далеко не всегда это безопасно для клиента. В данном случае она пришла подготовленная, очень много времени она пыталась справиться с этой проблемой сама, читала литературу слушала разных психологов, которые затрагивали тему насилия. В силу своей подготовленности и образованности в данной теме, нам удалось добиться быстрого результата. Все очень индивидуально
Научитесь оказывать посткризисную помощь за 1,5 месяца
Психологическая помощь при посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР): диагностика и основные подходы к психотерапии взрослых
- официальное удостоверение о повышении квалификации
- дистанционный формат
- домашние задания с проверкой
Как выбрать работу, которая не надоест
— Алена, в анкете вы написали, что давно связаны с психологией. Какой у вас стаж работы?
— Официально в профессии я уже более 6 лет. Но клинический психолог — это мое второе образование, по первому я учитель биологии. Несмотря на то что в школе я никогда не работала, все равно не считаю, что потратила время зря. Знания биологии и принципы преподавания мне пригодились.
— Как вы используете эти знания?
— Я работаю психологом и параллельно провожу практические занятия, семинары, принимаю зачеты в университете. Одна из ближайших моих целей — стать кандидатом психологических наук. Собственно, преподавательская практика — важный шаг к этому. Я пишу диссертацию и провожу для студентов занятия по разным направлениям психологии — это конфликтология, социальная психология, основы психологии, психология общения. Последнее направление для меня особенно важно, потому что именно по нему в скором времени выйдет учебник соавтором которого я являюсь.
— Вы изучаете психологию, преподаете, пишете диссертацию и практикуете — не надоедает профессия?
— Нет.
Моя специальность — это не только работа, это мое любимое дело, которым я горю.
Психология приносит мне удовольствие в любом формате: от академических задач до непосредственно консультаций. Поэтому я не устаю, наоборот — я черпаю ресурс и вдохновение в своей деятельности. Как рекомендация: чтобы не выгорать на работе, чтобы она вам в один прекрасный день не надоела — выберете профессию которая будет вас вдохновлять и подталкивать на постоянное совершенствование. Тогда и хобби сможет приносить вам желаемый доход
Еще после школы, у меня было желание поступать на психологический факультет, но к сожалению это направление было платным, я выбрала биологию и ни капельки не жалею об этом. Неизвестно как бы тогда сложилась моя жизнь.Так же я благодарна своим родным и близким , которые поддержали меня в выборе новой профессии и помогли мне совместить учебу, роль мамы и жены. Без их помощи сделать это было бы гораздо тяжелее.
— Алена, теперь вы консультируете клиентов с ПТСР, планируете еще какие-то направления освоить? Какие цели у вас сейчас?
— Продолжу работу над диссертацией, над учебником, буду вести лекции, консультировать. Мы с коллегами планируем запустить образовательный курс по социальной адаптации. Он будет доступен широкому кругу людей. Ближайшая цель — найти единомышленников, чтобы создать свою команду для реализации проекта, а в будущем я хочу, опираясь на весь этот опыт, открыть собственный психологический центр.