Учебный план
- 1152 ак. часов
- 8 часов в неделю
Общепрофессиональные дисциплины
- Основные виды деятельности практического психолога.
- Сферы деятельности профессионального психолога.
- Психология как наука, общее понятие о практической психологии.
- Этические принципы и нормы в деятельности психолога.
- Требования к морально – этическим и личностным качествам психолога.
- Система ценностей и основные этические проблемы в деятельности практического психолога.
- Моральные дилеммы в деятельности практического психолога.
- Реализация этических принципов медицинской этики в работе клинического психолога.
- Этические регуляторы и принципы в деятельности педагога - психолога.
- Развитие психики в фило- и онтогенезе.
- Предмет общей психологии.
- Речь как психический процесс.
- Воображение и мышление как психические процессы.
- Память и внимание как психические процессы.
- Ощущение и восприятие как психические процессы.
- Деятельность в психологии.
- Понятие личности в психологии. Индивидуально психологические особенности личности.
- Воля как психический процесс.
- Эмоции и чувства как психические процессы.
- Движущие силы и условия психического развития.
- Периодизация возрастного развития.
- Предмет и проблемы возрастной психологии и психологии развития.
- Особенности психического развития раннего возраста (от 0 до 1 года).
- Подростковый возраст (от 11 до 15 лет).
- Младший школьный возраст (6-7 - 10-11 лет).
- Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет).
- Особенности психического развития в раннем детском возрасте (от 1 года до 3 лет).
- Психология зрелой личности. Акме.
- Молодость и ранняя взрослость как периоды развития.
- Особенности психического развития юношеского возраста.
- Основные понятия дифференциальной психологии.
- Методы дифференциальной психологии.
- История развития дифференциальной психологии.
- Понятие, классификации и связь способностей и задатков с индивидуальными различиями.
- Психология характера.
- Свойства нервной системы как природная основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия, обусловленные полом.
- Индивидуальный стиль деятельности.
- Феномен индивидуальности человека.
- Теории личности, их компоненты.
- Развитие и социализация, самореализация личности.
- Процесс воспитания личности. Зрелая личность и Я-концепция.
- Личность в работах К. Г. Юнга и А. Адлера.
- Личность через призму классического психоанализа З. Фрейда.
- Личность через теорию транзактного анализа Э. Берна и его последователей.
- Личность в гуманистическом направлении теорий А. Маслоу, К. Роджерса.
- Личность через когнитивное направление и теорию поля Дж. Келли, К. Левина.
- Личность через социально-когнитивный взгляд теории А. Бандуры.
- Проблема личности в отечественных психологических школах.
- Личность в рамках научающе-бихевиорального подхода, представление в работах Б. Ф. Скиннера.
- Социально-психологические феномены.
- Категория «Общение» в социально-психологической отрасли.
- Методические основы социальной психологии.
- Большие группы. Психология социальных классов.
- Основные закономерности и механизмы групповых процессов.
- Общие проблемы малых групп в социальной психологии.
- Социальная установка.
- Социальные институты. Институты социализации.
- Имидж личности и эффекты социальной перцепции.
- Развитие нервной системы в онтогенезе и филогенезе.
- Строение структурных элементов нервной ткани.
- Основные понятие и базовые положения анатомии и физиологии ЦНС.
- Физиология возбудимых тканей. Анатомия и физиология синапс.
- Строение и функции нервных волокон. Законы функционирования нервных сетей.
- Основные принципы регуляции физиологических функций организма человека.
- Строение и функции вегетативной нервной системы.
- Основные характеристики ЦНС. Рефлекс как основной принцип работы нервной системы.
- Общий план строения головного мозга. Ствол мозга.
- Нейрофизиология спинного мозга.
- Структура спинного мозга.
- Анатомия конечного мозга.
- Нейрофизиология промежуточного мозга и мозжечка. Функции ретикулярной формации.
- Строение мозжечка. Промежуточный мозг. Нейрофизиология продолговатого мозга, моста и среднего мозга.
- Нейрофизиология лимбической системы. Проекционные зоны коры. Функциональная асимметрия полушарий.
- Типы ВНД и темперамент, физиология потребности, мотивации, эмоции.
- Врожденные и приобретенные формы деятельности организма.
- Аналитико-синтетическая деятельность мозга.
- Анатомия и физиология кинестетического анализатора и анализатора боли.
- Анатомия и физиология слухового анализатора.
- Анатомия и физиология зрительного анализатора.
- Психофизиология эмоций, мотивационно-потребностной сферы.
- Психофизиология познавательных процессов.
- Введение в психофизиологию.
- Норма и патология, здоровье и болезнь.
- Структура клинической психологии, основные разделы и новые направления.
- Содержание, краткая история, современное состояние, предмет, цели и задачи клинической психологии.
- Механизмы психологической защиты и копинг-стратегии и их роль в развитии болезней.
- Психологические механизмы возникновения и развития болезней.
- Внутренняя картина болезни (ВКБ) и ее содержание.
- Особенности консультирования клиентов с проблемами здоровья, страдающих страхами и фобиями.
- Особенности консультирования тревожных клиентов с проблемами здоровья.
- Специфика психологического консультирования при работе с больными людьми.
- Специфика консультирования клиентов с проблемами здоровья, страдающих депрессией.
- Структура семьи.
- Семейные функции. Нормально функционирующие семьи и дисфункциональные.
- Семейная система.
- Жизненный цикл семьи.
- Циркулярное интервью.
- Диагностика семейных параметров.
- Генограмма как отражение семейной истории.
- Структурная семейная психотерапия.
- Эмоционально-фокусированная терапия супружеских пар.
- Методы семейной системной психотерапии.
- Оценка особенностей отношений в семье.
- Семейные проблемы в детско-родительских отношениях.
- Стили воспитания и общения в семье.
- Эффективные стратегии воспитания.
- Неэффективные стратегии воспитания.
- Социально-неприемлемое поведение у детей и подростков. Зачем это делают.
- Этические принципы консультирования.
- Консультирование семей, имеющих детей с ОВЗ.
- Психотерапевтическая работа с проблемами детско-родительских отношений.
- Классификация и основные характеристики психодиагностических методов и методик.
- История психодиагностики и ее современное состояние.
- Общее представление о психодиагностике. Основные понятия.
- Специфика психодиагностического процесса.
- Данные в психодиагностике. Интерпретация и анализ.
- Стандартизированные методы психодиагностики.
- Понятие и специфика психологического диагноза.
- Психодиагностика личностной сферы.
- Психодиагностика психических процессов.
- Классификации профессий. Современный мир профессий.
- Психология профессий. Метод профессиографии, составление профессиограмм и психограмм.
- Основы профориентологии: цель и задачи профориентации.
- Профессиональное самоопределение личности в рамках психологии труда и возрастной психологии.
- Личностные предпосылки профессионального самоопределения, влияние самооценки и самопознания на процесс и результат профессионального самоопределения.
- Возрастные особенности профессионального самоопределения. Этапы профессионализации.
- Стратегии и этапы индивидуального профконсультирования. Стратегии и этапы индивидуального профконсультирования.
- Профконсультация как вид профориентационной работы психолога. Принципы организации и проведения профконсультации.
- Профдиагностика как метод профориетационной работы. Диагностический инструментарий.
Специальные дисциплины
- Тренинг как особая форма работы с группой.
- Этапы групповой динамики и стадии развития группы.
- Виды тренинга. Классификация тренинговых групп.
- Упражнения для тренинга: виды и технология создания.
- Основные методы работы в тренинге.
- Конструирование и подготовка программы тренинга.
- Требования, предъявляемые к ведущему тренинга.
- Трудные участники на тренинге.
- Работа с сопротивлением в тренинге.
- Социально-психологический климат организации.
- Организационная культура.
- Организационная психология как отрасль психологического знания. Понятие организации.
- Группы в организации.
- Поведение персонала в организации.
- Персонал в организации. Категории персонала.
- Власть и лидерство в организации.
- Управление организацией.
- Управление мотивацией персонала.
- Мотивация труда.
- Личность руководителя.
- Предмет и задачи психологии управления.
- Типология конфликтов, его структурных элементов и поведения конфликтующих сторон.
- Понятие конфликта и его феномен.
- История развития конфликтологии, этапы становления.
- Стадии развития конфликта.
- Энергетика, баланс сил и иллюзии конфликта.
- Конфликты в организациях.
- Внутриличностный конфликт. Межличностный конфликт..
- Технологии управления конфликтами.
- Поведение личности в конфликте.
- Социальные конфликты.
- Фазы медиации.
- Функции медиации и личность медиатора.
- Медиация.
- Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов.
- Позитивное поведение личности.
- Особенности психологического консультирования, его отличия от других видов психологической помощи.
- Психологическое консультирование как форма оказания профессиональной психологической помощи.
- Современные представления о структуре и предмете консультативной психологии.
- Различные позиции психолога в консультативном процессе.
- Основные типы клиентов, их особенности и стратегии взаимодействия с ними.
- Профессиональная компетентность, личностные качества и ценностная позиция психолога-консультанта.
- Работа с установками и поведением клиента на третьем этапе консультации.
- Работа с консультативными гипотезами на втором этапе.
- Общая модель структуры консультативного процесса. Первый этап консультативной беседы: установление контакта, прояснение запроса и заключение контракта.
- Четвертый этап консультативной беседы, ее завершение. Экологическая проверка. Завершение консультирования в целом.
- Предмет и цель психотерапии. Психотерапевтический запрос.
- Введение в психотерапию.
- Психодинамическая терапия и психоанализ: введение.
- Работа с клиентами в индивидуальной психологии А. Адлера.
- Основы индивидуальной психологии А. Адлера.
- Психодинамическая терапия: основные этапы и факторы воздействия.
- Телесно-ориентированная психотерапия.
- Теоретические основы гештальт-терапии.
- Психосинтез Роберто Ассаджиоли: теоретические основы.
- Механизмы и техники гештальт-терапии. Психодрама.
- Групп-аналитическая психотерапия.
- Механизм возникновения травматической реакции.
- Развитие понятия травмы в различных направлениях психологии.
- Общие понятия о психологической травме: исторический аспект.
- Компоненты травматического переживания.
- Ядро психической травмы.
- Диссоциация как механизм регуляции психической деятельности.
- Факторы, определяющие восприимчивость человека возникновению травмы.
- Направления и мишени кризисной интервенции.
- Принципы оказания психологической помощи в области травматического опыта.
- Диагностика травматического опыта.
- Методы и методики кризисной интервенции.
- Техники работы с травмой. Часть 1.
- Техники работы с травмой. Часть 2.
- Трансовые техники работы.
- Оценка параметров супружеских отношений.
- Коммуникативные нарушения в семье.
- Супружеские отношения в семье.
- Психологическая помощь семье в период кризиса.
- Диагностика семьи в период кризисов.
- Нормативные семейные кризисы.
- Консультирование по проблемам семьи.
- Арт-терапевтические методы в семейном консультировании.
- Психологическое консультирование семьи.
- Методологические принципы интернет-консультирования. Основы работы психолога и клиента в разовой и долгосрочной работе (правила, этика, снижение рисков, повышение эффективности).
- Практика консультирования в каждом из форматов: возможности и ограничения.
- Возможности и риски консультирования в интернете.
- Организация и методы работы психолога-консультанта в интернете.
- Технология использования технических возможностей для полноценной индивидуальной и групповой работы.
- Вербальные и невербальные технологии в интернет-консультировании.
- Базовые варианты и приемы консультирования в интернете. Терапевтические отношения клиента и консультанта в интернет-консультировании.
- Интернет-консультирование в работе с различными типами запросов клиентов.
- Частные техники и приемы работы интернет-консультанта.
- Основные техники работы интернет-консультанта.
- Подбор психодиагностических методик под клиентский запрос, проведение исследования, обработка результатов и доведение их до клиента.
- Развитие навыков психотерапевтической работы.
- Закрепление навыков составления программы тренинга, организационной работы комплектования группы и проведения занятий.
ИТОГО
1152 часа