Учебный план

  • 1640 часов
Общепрофессиональные дисциплины
Введение в профессию. Профессиональная этика в работе психолога
49 часов
  • Что делает практический психолог.
  • Личностные проблемы психолога: власть; самокрасование; ответственность; проблема близких отношений с клиентом; недостаточная личностная зрелость психолога; разочарование психолога в своей деятельности.
  • Сложности при взаимодействии с клиентом: поддержка «неблаговидных дел» клиента; поиск «своего клиента» или «своего психолога»; «позднее прозрение» клиента; скучный клиент; неверие в возможности клиента.
  • Методические трудности в работе психолога: следование «методическим модам»; чрезмерное экспериментирование; отсутствие общепризнанных идеалов личностного и профессионального самоопределения; отсутствие общепризнанных критериев оценки качества работы психолога; неизбежность профессиональных «секретов»; оплата и подарки.
  • Этические принципы, нравственные дилеммы и требования к личности психолога.


Преподаватель программы:
Дорофеева Елена Владимировна
Общая психология
64 часа
  • Предмет и объект психологии.
  • Что такое психика — понятие и определение.
  • Психологические основы поведения и деятельности человека.
  • Особенности устройства процессов ощущения и восприятия.
  • Изучение высших психических процессов — внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
  • Роль эмоций и чувств в жизни человека, их различия.
Групповое задание

Мастермайнд-группа «Выход в практику. Масштабирование. Карьера»‎

Одна из цикла групповых встреч с экспертом, в рамках которой Слушатели будут планировать траекторию своего развития в профессии, делиться успехами и трудностями, получать обратную связь от других участников и преподавателя. 

Преподаватель программы:
Коломейцева Лидия Владимировна
Психология развития и возрастная психология
54 часа
  • Возрастная психология: особенности психического развития человека с момента рождения до смерти.
  • Определение возраста и его особенностей в трудах разных психологов. Знакомство с возрастными периодизациями.
  • Развитие человека — что это, как происходит, его предпосылки.
  • Главные характеристики разных возрастных периодов: младенчества и раннего детства, дошкольного и школьного возраста, периода отрочества и юности.
  • Психология молодости и ранней зрелости.
  • Психологические особенности зрелости и старения.
Преподаватель программы:
Коломейцева Лидия Владимировна
Дифференциальная психология. Психология индивидуальных различий
51 час
  • Предмет и объект изучения дифференциальной психологии.
  • Разница понятий: индивид, индивидуальность, личность. Характеристики личности и структура индивидуальности.
  • Темперамент и характер человека — сущность, сходства и различия, типологии и особенности психодиагностики.
  • Что такое способности человека? Механизм и условия их развития.
  • Что такое индивидуальные различия? От чего зависят и как проявляются?
  • Индивидуальные стили деятельности и жизни — что это, чем обусловлены?
Групповое задание

Мастер-класс «Выявление типологических особенностей личности на практических примерах»‎

Онлайн-мастер-класс, на котором Слушатели познакомятся с понятием и различными подходами к типологии личности, а также практическими примерами определения типологических особенностей.

Преподаватель программы:
Веселко Елизавета Владимировна
Психология личности
52 часа
  • Представления о личности в психологии. Ключевые тезисы о природе человека.
  • Главные положения психоаналитической теории личности: З. Фрейд и его последователи.
  • Представления о личности в контексте эго-психологии и связанных с ней направлений.
  • Социально-когнитивный подход к изучению личности.
  • Личность в гуманистических и феноменологических направлениях психологии.
  • Представления о личности в теориях отечественных психологов.
Групповое задание

Исследования своего переживания возраста.

Индивидуальное задание

Самоанализ своих жизненных этапов развития, основанный на периодизации Э. Эриксона.

Преподаватель программы:
Коломейцева Лидия Владимировна
Социальная психология
52 часа
  • О чем интересном нам рассказывает социальная психология.
  • Как происходит общение и возникают конфликты?
  • Какие особенности есть у больших и малых групп.
  • Как протекают групповые процессы?
  • Место личности в социальных процессах.
Групповое задание

Обсуждение: «Человек - существо социальное. Что это значит?»

Индивидуальное задание

Разбор кейса с проблемной ситуацией, анализ ситуации, поиск конструктивного решения.

Преподаватель программы:
Пустыльникова Виктория Юрьевна
Анатомия и физиология центральной нервной системы
46 часов
  • Строение и принципы работы центральной нервной системы (ЦНС).
  • Эволюционные этапы развития нервной системы.
  • Строение нервной клетки.
  • Механизм работы рефлексов и их типы.
  • Строение и особенности работы вегетативной нервной системы — регуляция физиологических функций организма.
  • Все, что нужно знать психологу о спинном и головном мозге.
  • Локализация различных психических функций в коре головного мозга.
Групповое задание

Исследование рефлекторных реакций человека

Индивидуальное задание

Чтение схем и определение структурных элементов ЦНС по строению и функциям, нахождение отличительных особенностей между функциональными элементами нервной системы.

Преподаватель программы:
Пузикова Ольга Юрьевна
Высшая нервная деятельность и сенсорные системы. Основы психофизиологии
46 часов
  • Что такое высшая нервная деятельность (ВНД).
  • Представление о сенсорных системах.
  • Чем отличаются безусловный и условный рефлекс.
  • Что изучает психофизиология.
  • Из чего состоит функциональная система и какова ее роль в организме.
  • Психофизиология познавательных процессов. Как работают внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.
  • Психофизиология эмоциональной и мотивационно-потребностной сферы. Как потребности, мотивы и эмоции возникают и регулируют нашу деятельность.
Основы клинической психологии
50 часов
  • Что изучает и о чем рассказывает клиническая психология?
  • Как определить границу между нормой и патологией, здоровьем и болезнью.
  • Внутренняя картина болезни — что это, какой бывает.
  • Психологические основы болезни, причины и механизмы.
  • Особенности консультирования больных людей: чем может помочь психолог, где проходит граница его компетенций.
  • Специфика психологического консультирования клиентов с различными заболеваниями.
Преподаватель программы:
Ахметова Делара Нигматовна
Семейная психология
53 часа
  • Семья. Чем отличается системный взгляд на семью от линейного?
  • Что такое семейная структура и функция, как они влияют на семейную жизнь.
  • Чем отличаются гармоничные семьи от дисгармоничных.
  • Как работать с генограммой семьи.
  • Что такое жизненный цикл семьи, какие бывают семейные кризисы.
  • Методики исследования семейной системы и основы построения циркулярного интервью в работе с семьей.
  • Показания и противопоказания к системной семейной психотерапии. Ее основные техники.
  • Приемы работы по преодолению сопротивления.
  • Как типы привязанности влияют на супружеские отношения.
  • Основные техники и интервенции эмоционально-фокусированной терапии супружеских пар.
  • Что можно сделать с помощью метода системных семейных расстановок.
Групповое задание

Нахождение признаков семейных мифов в истории семьи.

Индивидуальное задание

Изображение и анализ истории семьи с помощью генограммы.

Преподаватель программы:
Русакова Наталья Васильевна
Психология детско-родительских отношений
48 часов
  • Семья с детьми, какая она?
  • Как меняются роли супругов, когда появляются дети.
  • Какие стили воспитания и общения в семье встречаются.
  • Конфликты между родителями и детьми.
  • Как выявить семейные проблемы? Диагностики отношений родителей и детей.
  • Проективные методики для работы с детско-родительскими отношениями.
  • Техники психотерапии работы с детьми и родителями.
  • Как провести консультирование семьи по поводу психологии ребенка и детско-родительским отношениям.
Групповое задание

Просмотр кинофрагментов, обсуждение особенностей взаимодействия родителей и детей, конфликтных ситуаций.

Индивидуальное задание

Анализ кейсов по детско-родительским отношениям. Формулирование запроса для контракта. Определение стратегии по работе с данным запросом.

Преподаватель программы:
Вепринцева Анна Валентиновна
Психодиагностика
51 час
  • Психодиагностика в работе практического психолога. Зачем она нужна?
  • Как возникли тестирование и проективный метод. Другие методы психодиагностики.
  • Как разрабатывают методики диагностики: этапы стандартизации. Валидность и надежность тестов.
  • Что мы можем получить в результате психодиагностики: интерпретация и анализ данных.
  • Какие диагностические заключения бывают. Что в них нужно указывать.
  • Как запланировать, подобрать методики и провести психодиагностическое исследование.
  • Диагностика интеллекта, умственного развития и личностных особенностей.
  • Психологический и клинико-психологический диагноз. Возможные ошибки в постановке диагноза. 
Групповое задание

Проективная методика на тему «Путешествие по символам».

Индивидуальное задание

Самооценка психических состояний и анализ результатов.

Преподаватель программы:
Лоленко Елена Валентиновна
Основы профориентологии
46 часов
  • Профориентология: оказание консультативной и диагностической помощи при выборе профессии.
  • Современные профессии: особенности возникновения и профессиограммы к ним.
  • Профориентация детей, подростков и взрослых: сходство и различия применяемых методов.
  • Современные бланковые и аппаратные комплексы профдиагностики.
  • Как проходит профессиональное самоопределение и какие бывают кризисы. Что важно учитывать профконсультанту на каждом и этапов.
  • Как профконсультанту работать с группами: в школе, техникуме, вузе и на открытых мероприятиях, с родителями.
Групповое задание

Анализ актуальности запроса слушателя по профориентации, изучение профессиональной самоидентичности по методике «Якоря карьеры» Э. Шейна.

Индивидуальное задание

Анализ кейсов с целью формулирования запроса на профориентационную работу, консультационных гипотез, выбора методов профдиагностики и составления плана профконсультации.

Преподаватель программы:
Хоменко Наталья Викторовна
Технологии ведения тренинга
52 часа
  • Суть и особенности тренингового формата работы.
  • Виды тренингов.
  • Структура тренинга и особенности разработки его программы.
  • Изменения динамики внутри группы при проведении тренинга.
  • Личность тренера и требования к нему.
  • Частые ошибки и нестандартные ситуации в тренинге — как выходить из них?
Преподаватель программы:
Жданова Ирина Михайловна
Психологическое консультирование
60 часов
  • Консультирование как особый вид психологической помощи — что это, чем отличается от других видов помощи.
  • Типы клиентов в психологическом консультировании.
  • Профессиональные позиции, которые может занимать психолог-консультант в работе с клиентами.
  • Структура и этапы психологического консультирования.
  • Алгоритм проведения психологической консультации.
  • Подробный разбор каждого этапа консультации: цели, трудности, техники и возможные ошибки.
Групповое задание

Мастермайнд-группа «Выход в практику. Масштабирование. Карьера»

Одна из цикла групповых встреч с экспертом, в рамках которой Слушатели будут планировать траекторию своего развития в профессии, делиться успехами и трудностями, получать обратную связь от других участников и преподавателя. 

Демонстрационная консультация.

Онлайн-демо-сессия, на которой эксперт проведет консультацию с двумя Слушателями по желанию. Остальные участники выступают в качестве наблюдателей. После завершения сессии группа обсуждает содержание и приемы, которые использовал преподаватель.

Индивидуальное задание

2 личные консультации.

Каждый Слушатель проходит 2 индивидуальные сессии с психологом, чтобы проработать личные запросы и посмотреть на процесс глазами клиента.

Преподаватель программы:
Феоктистова Наталья Владимировна
Основы психотерапии
51 час
  • Разрешено ли психологу проводить психотерапию?
  • Когда допустимо применение психотерапии и чем она отличается от психологического консультирования?
  • Популярные сейчас направления психотерапии.
  • Правила формулирования эффективного психотерапевтического запроса.
  • Современный психоанализ и его направления: психодинамическая психотерапия, групп-аналитическая психотерапия, индивидуальная психология Альфреда Адлера.
  • Телесно-ориентированная психотерапия: основные методы и направления.
  • Психосинтез Р. Ассаджиоли как психотерапевтическое направление и философская концепция.
  • Психодрама как самостоятельный метод психотерапии или часть других подходов.
  • Гештальт–терапия как один из самых популярных и активно развивающихся подходов, основные положения концепции.
Групповое задание

Демонстрационная консультация.

Онлайн-демо-сессия, на которой эксперт проведет консультацию с двумя Слушателями по желанию. Остальные участники выступают в качестве наблюдателей. После завершения сессии группа обсуждает содержание и приемы, которые использовал преподаватель. 

Преподаватель программы:
Лебедев Владимир Борисович
Психология травмы и технологии работы
49 часов
  • Феномен психотравм — что это, история исследования проблемы и взгляд на психотравму в разных психологических подходах.
  • Механизм развития травмы и смысл травматического переживания.
  • Ядро психотравмы и его содержание, причины возникновения травм.
  • Диссоциация и ее возможности для поддержания ресурсного состояния клиента.
  • Фиксация травмы эмоциями, эмоциональный компонент как мишень психологического воздействия.
  • Какие люди больше подвержены травмам?
  • Принципы психологической помощи при травме: диагностика, мишени кризисной интервенции, методы и методики.
Групповое задание

Мастер-класс «Вторичная травма»‎

На мастер-классе Слушатели:

  • познакомятся с пониманием и признаками вторичной травмы;
  • узнают, кто может от нее пострадать;
  • получат методы работы с вторичной травмой.
Преподаватель программы:
Плющева Ольга Александровна
Психологический практикум
52 часа

Состоит из практических заданий и упражнений:

  • Организация и проведение психологического обследования клиента с подбором психодиагностических методик и методов под его запрос. Анализ полученных данных и написание заключения.
  • Выдвижение и проверка консультативных гипотез. Анализ клиентского случая и формулирование диагностических вопросов с профессиональной позиции консультанта. Отработка навыков применения различных техник в процессе психоконсультирования.
  • Разработка программы тренинга с подбором техник под его задачи и цели (с описанием целевой аудитории тренинга).
  • Групповая супервизия
  • Групповая встреча, на который Слушатели смогут обсудить свой кейс с коллегами — разобраться в сложных моментах и получить поддержку. 
  • 1 индивидуальная супервизия
  • Индивидуальная встреча с экспертом, на которой Слушатель может разобрать свой кейс с опытным коллегой, получить его рекомендации и поддержку.
  • Демо-экзамен
Преподаватель программы:
Тимофеева Анастасия Александровна
Современные подходы и методы психологического консультирования
64 часа
  • Особенности и суть психоконсультирования в различных школах.
  • Принципы работы психолога в арт-терапевтическом подходе.
  • Работа методами транзактного анализа: изучение паттернов проявления различных эго-состояний в системе транзакций (в общении).
  • Суть и особенности работы в рамках когнитивно-поведенческой и рационально-эмотивной терапии.
  • Гуманистический подход в психологическом консультировании и его отличия от других школ.
Групповое задание

Мастерская психологического консультирования

Мастерская — интенсив, на котором Слушатели отрабатывают и совершенствуют навыки работы с клиентом.

На мастерской Слушатели:

  • познакомятся со структурой консультации
  • научатся планировать терапевтическую работу с клиентом
  • узнают, чем запрос отличается от проблемы и как его сформулировать с клиентом
  • познакомятся с понятием сопротивления и особенностями работы с ним
  • поймут, как тип клиента влияет на процесс работы с ним

На мастерской Слушатели будут много практиковаться в мини-группах, проработают синдром самозванца и обретут уверенность в себе как в специалисте.

Индивидуальное задание

1 личная консультация

Индивидуальная сессия с психологом, на которой Слушатель сможет проработать личный запрос и посмотреть на процесс глазами клиента.

Преподаватель программы:
Леонова Светлана Юрьевна
Семейное психологическое консультирование
52 часа
  • Особенности супружеских отношений и межличностной коммуникации в семье, виды любви, сплоченность семьи, удовлетворенность браком.
  • Психологические основы и механизм общения в семье, признаки нарушений коммуникации.
  • Психодиагностика семейных отношений — методики, которые психолог может использовать в работе.
  • Семейный кризис, способы его диагностики и особенности психологической помощи.
  • Процесс семейного консультирования — его формы, особенности, принципы и правила.
  • Диагностика детско-родительских отношений методом серийных рисунков и рассказов.
  • Проективная сказка как метод психодиагностики семейных отношений.
  • Особенности консультирования по конкретным запросам: вступление в брак, супружеская измена, развод.
Групповое задание

Групповое:

Мастерская психологического консультирования

Мастерская — интенсив, на котором Слушатели отрабатывают и совершенствуют навыки работы с клиентом.

На мастерской Слушатели:

  • познакомятся со структурой консультации
  • научатся планировать терапевтическую работу с клиентом
  • узнают, чем запрос отличается от проблемы и как его сформулировать с клиентом
  • познакомятся с понятием сопротивления и особенностями работы с ним
  • поймут, как тип клиента влияет на процесс работы с ним

На мастерской Слушатели будут много практиковаться в мини-группах, проработают синдром самозванца и обретут уверенность в себе как в специалисте.

Преподаватель программы:
Русакова Наталья Васильевна
Преподаватель программы:
Пустыльникова Виктория Юрьевна
Сексология и психосексуальные расстройства
46 часов
  • Предмет сексологии и феномен сексуальности.
  • Функции секса в жизни человека.
  • Строение мужских и женских половых органов.
  • Где проходит граница между сексуальной нормой и патологией.
  • Психосексуальное развитие человека — особенности каждого этапа.
  • Типы нарушенного психосексуального развития.
  • Феномен трансгендерности и трансвестизма — что это с точки зрения сексологии.
  • Расстройство половой идентичности у детей.
  • Искажения психосексуального развития, проявляющиеся на уровне половых ролей.
  • Природа, сущность и признаки психосексуальных расстройств (нарциссизм, эксгибиционизм, вуайеризм, фетишизм, зоофилия, некрофилия, педофилия, эфебофилия, геронтофилия, гомосексуализм).
  • Сексуальные расстройства у людей с психическими заболеваниями (акцентуациями характера, психопатиями, шизофренией, эпилепсией, олигофренией).
  • Методы исследования половой конституции у мужчин и женщин.
  • Причины и формы семейной сексуальной дисгармонии, способы ее коррекции.
  • Специфика консультирования по конкретным мужским запросам: снижение полового влечения, ослабление эрекции, ускоренное семяизвержение.
  • Специфика консультирования по конкретным женским запросам: снижение влечения, вагинизм, коитофобия, аноргазмия и другие проблемы оргазма.
  • Основные терапевтические подходы в сексологии — патогенетическая психотерапия, модель СИСЛ, суггестия.
Групповое задание

Мастерская психологического консультирования

Мастерская — интенсив, на котором Слушатели отрабатывают и совершенствуют навыки работы с клиентом.

На мастерской Слушатели:

  • познакомятся со структурой консультации
  • научатся планировать терапевтическую работу с клиентом
  • узнают, чем запрос отличается от проблемы и как его сформулировать с клиентом
  • познакомятся с понятием сопротивления и особенностями работы с ним
  • поймут, как тип клиента влияет на процесс работы с ним

На мастерской Слушатели будут много практиковаться в мини-группах, проработают синдром самозванца и обретут уверенность в себе как в специалисте

Преподаватель программы:
Леонова Светлана Юрьевна
Преподаватель программы:
Пустыльникова Виктория Юрьевна
Психология экстремальных ситуаций и состояний
46 часов
  • Экстремальная, чрезвычайная и кризисная ситуация — что это, чем различаются. Их типы и общее влияние на человека.
  • Экстремальное состояние — что это, как его определить по 4 параметрам.
  • ПТСР, его симптомы и типы. Четыре стадии терапии посттравматического стрессового расстройства.
  • Физиологические и психофизиологические реакций на экстремальную ситуацию. Обзор защитных механизмов психики и копинг-стратегий, методов регуляции и саморегуляции психофизического состояния.
  • Природа стресса, его виды и стадии. Типы стрессогенных факторов.
  • Самопомощь при стрессе.
  • Представление о стрессоустойчивости.
  • Основные принципы, задачи и методы оказания экстренной психологической помощи.
  • Типы реакций на экстремальную ситуацию и конкретные техники для оказания экстренной помощи. Психотравма на фоне стресса.
  • Проблема профессионального выгорания у психологов, работающих в экстремальных ситуациях. Стадии развития выгорания, методы его профилактики.
  • Специфика оказания психологической помощи людям с ПТСР: этапы и направления работы. Схема терапии при кризисе.
Групповое задание

Мастерская психологического консультирования

Мастерская — интенсив, на котором Слушатели отрабатывают и совершенствуют навыки работы с клиентом.

На мастерской Слушатели:

  • познакомятся со структурой консультации
  • научатся планировать терапевтическую работу с клиентом
  • узнают, чем запрос отличается от проблемы и как его сформулировать с клиентом
  • познакомятся с понятием сопротивления и особенностями работы с ним
  • поймут, как тип клиента влияет на процесс работы с ним

На мастерской Слушатели будут много практиковаться в мини-группах, проработают синдром самозванца и обретут уверенность в себе как в специалисте.

Преподаватель программы:
Пузикова Ольга Юрьевна
Преподаватель программы:
Пустыльникова Виктория Юрьевна
Психосоматика и психология здоровья
46 часов
  • Предмет, задачи и методы психосоматики. Сущность психосоматических расстройств, единство психического и физического в человеке.
  • История развития психосоматики (отечественный и зарубежный взгляд), основные современные подходы к изучению психосоматических расстройств.
  • Психология здоровья как раздел психосоматики. Профилактика расстройств, факторы здоровья.
  • Концепции психосоматических расстройств: психоаналитические, характерологические, психофизиологические, интегративные.
  • Психосоматические основы конкретных заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой систем: бронхиальная астма, гипервентиляционный синдром, нарушение сердечного ритма, эссенциальная гипертензия, кардиофобический невроз.
  • Психологические особенности клиента с психосоматикой.
  • Принципы и методы диагностики психосоматических расстройств. Особенности проведения клинической беседы и психологического тестирования.
  • Как психологу работать с психосоматикой — способы и основные психотерапевтические подходы.
Групповое задание

Мастермайнд-группа «Выход в практику. Масштабирование. Карьера»‎

Завершающая групповая встреча с экспертом из цикла мастермайндов, в рамках которой Слушатели планируют траекторию своего развития в профессии, делятся успехами и трудностями, получают обратную связь от других участников и преподавателя.

Преподаватель программы:
Тимофеева Анастасия Александровна
Особенности консультирования при пограничных расстройствах
52 часа


Преподаватель программы:
Ахметова Делара Нигматовна
Проективные методики в психологическом консультировании
52 часа
  • Проективные методы в работе психолога — история идеи их создания и применения.
  • Бессознательное и проективные методики — как связаны.
  • Все, что важно знать психологу о проективных методах: их достоинства и недостатки, возможности и ограничения.
  • Классификация проективных методов.
  • Как работает механизм проекции?
  • Потенциал проективных методов в диагностике личности, исследовании когнитивной сферы.
  • Арт-терапевтический процесс как вариант проективной работы, его особенности и арт-терапия групп.
  • Знакомство с некоторыми арт-методиками: сказкотерапия, песочная терапия, техника «Коллаж», мандалы, метафорические карты.
Преподаватель программы:
Лоленко Елена Валентиновна
Дистанционное психологическое консультирование
51 час
  • Суть и особенности интернет-консультирования, его отличия от очного формата работы.
  • Тонкости организации и проведения консультация через интернет.
  • Возможности и риски интернет-консультирования.
  • Есть ли ограничения для работы с клиентами в удаленном формате?
  • Как выстраивать терапевтические отношения клиента и консультанта при удаленном взаимодействии?
  • Базовые способы и методы интернет-консультирования.
  • Как использовать технические возможности онлайн-консультирования для полноценной индивидуальной и групповой работы.
  • Популярные техники и приемы работы интернет-консультанта с различными типами клиентских запросов.
Групповое задание

Воркшоп «Работа с МАК в онлайн-формате»‎

Слушатели научатся работать с метафорическими ассоциативными картами — психологическим инструментом , который помогает быстрее установить контакт с клиентом и эффективнее работать с подсознанием.

Преподаватель программы:
Пряник Алёна Валерьевна
Групповое консультирование и ведение терапевтической группы
56 часов
  • Этические проблемы, которые возникают при создании и ведении терапевтических групп.
  • Уровень подготовки, который необходимо иметь психологу для ведения терапевтических групп.
  • Как начинать и завершать групповые сессии — практические рекомендации.
  • Как грамотно давать обратную связь в групповом консультировании.
  • Приемы и упражнения, которые психолог может использовать в групповом консультировании.
Преподаватель программы:
Степина Нелли Васильевна
Карьерное консультирование
50 часов
  • Суть карьерного консультирования.
  • Граница между психологическим и карьерным консультированием — как психологу определить ее.
  • Без каких знаний о рынке труда и современном мире профессий не получится построить успешную практику карьерного консультанта?
  • Особенности карьерного консультирования по отраслям и специализациям карьерного консультанта.
  • Как карьерному консультанту работать с клиентом на каждом этапе консультирования?
  • Особенности работы с начинающими специалистами, мидл--менеджерами, топ-менеджерами.
  • Специфика работы с запросами отдельных групп клиентов: люди старше 45 лет, женщины в момент выхода из длительного отпуска по уходу за ребенком, безработные и люди с постоянными трудностями в поиске работы.
Преподаватель программы:
Хоменко Наталья Викторовна
Коучинг
55 часов
  • Коучинг как особый вид психологического консультирования.
  • История создания коучинга и основные представители этого направления.
  • Основные методы коучинга: сократовский диалог, майевтика.
  • Важные для коучинга принципы Милтона Эриксона. Принцип осознанности и ответственности как основа коучинга.
  • Директивный и недирективный коучинг — чем отличаются.
  • Этика в коучинге и этический кодекс Международной федерации коучинга (ICF).
  • Основные положения профессионального стандарта «Коуч» от Ассоциации русскоязычных коучей.
  • Какие у коуча должны быть компетенции? Что такое коуч-позиция.
  • Типы клиентов, приходящих к коучу.
  • В чем разница между коучингом и психологическим консультированием, коучингом и другими направлениями помощи.
  • Какие есть направления в коучинге, их особенности.
  • Структура и этапы коуч-сессии. «Стрела коучинга». Модель GROW.
  • Что такое уровни слушания в коучинге, особенности трех уровней. Как и зачем давать обратную связь в коучинге.
  • Базовые методы коучинга: шкалирование, эффективные вопросы.
  • Методика для постановки цели SMART — особенности применения.
  • Работа с применением техники «Квадрат принятия решений Рене Декарта», формат «Как если бы».
  • Знакомство с техниками: «Визуализация цели», «Стол менторов», «Стратегия Уолта Диснея», «Колесо жизненного баланса».
Групповое задание

Воркшоп «Отработка навыка проведения коуч-сессии»‎

Слушатель из числа желающих проведет коуч-сессию с другим участником воркшопа. Эксперт даст обратную связь по проведенной сессии, поучаствует в групповом обсуждении и ответит на вопросы.

Профилактика профессионального выгорания психолога-консультанта
50 часов
  • Как происходит профессиональное развитие личности.
  • Проблема профдеформации и профессиональной адаптации.
  • Механизм формирования профессиональных деструкций.
  • Что такое профессиональное выгорание, его компоненты.
  • Факторы, защищающие от профессионального выгорания.
  • Профессиональное здоровье и конструктивные копинги совладания со стрессом.
  • Воздействие профессионального стресса на представителей помогающих профессий.
  • Виды профессионального стресса и их отличительные черты.
  • Способы психодиагностики эмоционального выгорания и его элементов: тесты, методики.
  • Профилактика профессиональных деструкций психолога.
Практикум по психологическому консультированию
82 часа

Состоит из практических заданий и упражнений:

  • Отработка навыка создания безопасного пространства на консультации и установления доверительного контакта с клиентом.
  • Тонкости работы с клиентскими запросами: принятие, отказ, ограничение и переформулировка.
  • Как грамотно заключать консультативный контракт, на что обратить внимание.
  • Выдвижение и проверка консультативных гипотез.
  • Анализ клиентских случаев с подбором профессиональных вопросов для лучшего прояснения запроса и проблемы.
  • Разграничение «своих» и «чужих» проблем у клиента. Формулирование запроса на основе выявленных проблем клиента.
  • Поиск ошибок в организации консультативного дискурса у психолога-консультанта.
  • Работа со стенограммами консультативных бесед: анализ записей, определение эффективности психолога-консультанта в различных ситуациях.
  • Практическое изучение типов ошибок консультанта по К. Роджерсу в процессе активного слушания клиентов (приказ, «уход», «постановка диагноза», отшучивание и другие), выявление ошибок по формам реагирования клиента.
  • Поиск дополнительных смыслов в словах клиентов и реконструкция описываемой ситуации на основе этих смыслов.
  • Отработка навыков применения различных техник психологического консультирования.
  • Завершение консультации и всего процесса консультирования. Экологическая проверка.
Групповое задание

Интервизия

Интервизия — это групповая встреча, на которой Слушатели обсуждают кейсы друг друга. Она помогает взглянуть на свою работу с другой стороны, получить поддержку и перенять опыт коллег.

Индивидуальное задание

1 индивидуальная супервизия

Индивидуальная встреча с экспертом, на которой Слушатель может разобрать свой кейс с опытным коллегой, получить его рекомендации и поддержку.

Демо-экзамен

Преподаватель программы:
Пряник Алёна Валерьевна
Итоговая аттестация
12 часов
ИТОГО
1640 часов

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политикe