Диана Павловна Ахмадеева Профессиональный психолог, арт-терапевт, сертифицированный специалист по Expressive Arts Therapy (Интермодальная терапия выразительными искусствами). Сертифицированный автор и ведущий тренингов. Практикующий детский и взрослый психолог-консультант
Не все психологи уделяют достаточно внимания образованию, личной терапии и супервизии. Непрофессионал может навредить клиенту, травмировать его. Но распознать плохого психолога можно на первых этапах консультирования.
Признаки токсичного психолога:
Дает советы. Например, говорит: «Вам нужно развестись», «Вам нужно уволиться». А не помогает клиенту понять причины проблем и самостоятельно принять решение.
Критикует или обвиняет. «Вы сами виноваты!», «Вам нужно снизить ожидания». Или отказывается работать с клиентом, потому что тот не нравится психологу внешне.
Нарушает границы. Ведет прием у себя дома или выезжает к клиентам. Это допустимо только в том случае, если клиент физически не может посетить психолога или встретиться с ним онлайн.
Обещает невозможное. Избавить за один сеанс от всех проблем или какого-то чувства. Это означает одно из двух: психолог нарушил принцип честности или не понимает сути терапии.
Принуждает завершить сессии. Психолог не может в одностороннем порядке прекратить терапию, но может предложить клиенту обсудить ее эффективность.
Ведет себя как гуру. Общается с клиентом с позиции «сверху» — как с маленьким, неспособным или жертвой. Напрашивается на комплименты, жаждет восхищения.
Нарушает конфиденциальность. Например, снимает сторис на сеансе или выкладывает в соцсеть фото и кейс клиента без его разрешения.
Относится пренебрежительно. Отказывается обсуждать то, что важно для клиента, или игнорирует его, ведет сеансы строго по своему плану.
Поменялся с клиентом ролями. Рассказывает о своих проблемах в жизни и на работе, жалуется, просит совета или сочувствия.
Если вы заметили за психологом подобные действия, то лучше поискать другого консультанта. Профессиональный психолог всегда придерживается этики, идет за клиентом и работает в его системе ценностей. Не навязывает свое мнение и не берет на себя ответственность за жизнь клиента.